Волшебники из страны Знаний
Волшебники из страны Знаний
Белорусская школа 1 сентября вступила в "последекретную" эру, вернувшись к 11-летнему образованию. Ирина КРЫЛОВИЧ "Этот праздник открывает путь в удивительный мир, дарящий радость познания и бескорыстной дружбы", — говорится в поздравлении президента страны по случаю Дня знаний. "В обновленной одиннадцатилетней школе будут созданы равные условия для обучения и воспитания всех детей, свободной реализации их способностей и полноценного физического развития", — отмечается далее в нем. "Вперед, в страну Знаний!" — завершающий призыв поздравления манит тайной и бодрит адреналином. И не случайно. Во время путешествия в "обновленную страну Знаний" ученики и учителя в этом году столкнутся со "сказочными" испытаниями, но помогут им с ними справиться "волшебные" методички Министерства образования. Школьный штрихкод. "Обновленной" школа стала за полтора месяца до начала учебного года — 17 июля увидел свет Декрет президента № 15 "Об отдельных вопросах общего среднего образования". И хотя обсуждение возврата к 11-летнему образованию велось на протяжении нескольких месяцев, все же было удивительным, что радикальные изменения, которые коснулись "отдельных" вопросов школьного образования, было решено внедрить в жизнь уже в текущем учебном году. "Система образования в целом как никогда подготовлена к началу учебного года, — заявил на пресс-конференции 28 августа заместитель министра образования Казимир Фарино. — Выделены соответствующие средства, педагогические кадры есть, они подготовлены к нововведениям". Тем не менее для многих школьников, находившихся на каникулах вдали от своего дома, стало сюрпризом то, что теперь они будут учиться в "штрихованных" классах. Поясним: "штрихованные" классы — это те, в которых учащиеся будут проходить программу ускоренными темпами, по принципу "год за два". Такие классы есть в 9-й и 11-й параллелях. 10-е классы в текущем учебном году будут отсутствовать вовсе. Те, кто окончил в мае этого года 8 классов, переходят 1 сентября в 9-й класс "со штрихом". Те, кто окончил 9-й класс по 12-летней программе, — снова будут учиться в обычном 9-м (в свое время они перепрыгивали из 3-го класса сразу в 5-й). Те, кто окончил 10 классов по 12-летней программе, переходят в 11-й класс "со штрихом". Больше всего повезло тем, кто учился по 11-летней программе и окончил 10 классов, — они совершенно логично переходят в обычный 11-й класс. Туда же попадают дети, окончившие 11 классов по 12-летней программе (в некоторых школах эти классы выделяются в отдельную группу). Просто, не правда ли? Или хочется перечитать еще раз? "Это журналисты не могут разобраться, кто со штрихом. У детей и родителей вопросов не возникает", — уверял журналистов К. Фарино. А какие у них могут быть вопросы? В какой класс записали, в тот и пойдут учиться. Но можно представить, как будут объяснять белорусские школьники своим сверстникам из других стран, в каком классе они учатся. Будем надеяться, что таким образом они по крайней мере разовьют свою речь и образное мышление. "Штриховое кодирование" классов продлится еще два года помимо текущего. Но по новым программам будут учиться не только старшие классы, уже с 6-го и 7-го классов будут вновь вводиться предметы, которые вводились на год позже в 12-летней системе обучения (например, физика и химия). Никто никому не обязан. Еще одним нововведением стало то, что профильные классы в обычных школах исчезли, но продолжать "углубляться" в некоторые предметы можно на факультативах. Тарифицируется оплата учителей на факультативах так же, как и на обычных уроках, поэтому учителя не пострадают, заверил замминистра. Чтобы организовать факультатив по какому-либо предмету, необходимы заявления родителей, причем вроде бы достаточно наличия 5 желающих для организации факультативных занятий. Однако уже появились сведения, что в некоторых школах для продолжения изучения второго иностранного языка руководство требует как минимум 20 желающих, а в других уже объявили, что второй язык будет изучаться на платной основе. "Никто никому ничего не обязан, — отвечал К. Фарино на вопросы о том, обязаны ли школы предоставить право изучать второй иностранный язык, если дети его уже изучали на протяжении 4-5 лет. — Мы обязаны в соответствии с типовым учебным планом обеспечить преподавание одного иностранного языка". Отметим, что еще весной министр образования Александр Радьков заявлял, что современный выпускник школы должен уверенно говорить на двух иностранных языках, особенно с учетом наших интересов в Китае и Венесуэле. Теперь К. Фарино пояснил суть организации языковых факультативов для будущего современного выпускника. По его словам, можно оплатить такой факультатив из бюджета, "если у школы остались эти факультативные часы и родители написали заявление", а если отведенные на каждую школу бюджетные деньги потрачены на другие факультативы и часов не осталось, то тогда можно организовать факультатив на условиях оплаты. "Это же для желающих, — пояснил замминистра. — Мы же таким образом снимаем проблему перегруженности". С учетом санитарных норм нагрузка на учащихся в результате перекройки учебных планов должна снизиться для 1-9-х классов на 15%, для 10-11-х — на 20%. Теперь, по его словам, пусть родители сами разбираются со своим ребенком, как сильно и какими факультативами его нагружать. Факультативные занятия для 1-8-х классов должны проводиться в послеурочное время с понедельника по пятницу, а для 9-11-х классов они могут проводиться в субботу. Впрочем, помимо факультативов, "штрихованным" классам в субботу можно также учиться по обычной программе — решение о шестидневной неделе для таких классов должны принять местные власти. Для всех остальных суббота — это день внешкольной работы — проведения спортивных, культурно-массовых, воспитательных и прочих мероприятий. Журналистам долго пришлось вытягивать из замминистра ответ на вопрос, обязаны ли дети из обычных "нештрихованных" классов посещать эти мероприятия в субботу. В конце концов К. Фарино сдался. "Не обязаны", — сказал он, но опыт "необязательного" питания в школьных столовых и "необязательных" выездов на "Линию Сталина" подсказывает, что посещение многих мероприятий будет добровольно-принудительным. Учителям же придется отчитываться о проведении внеклассной работы с учениками в шестой день недели. Читайте инструктивные письма. Подчеркнув, что количество учителей в этом году не было сокращено, несмотря на сокращение сроков обучения, и что все укомплектованы полностью всеми учителями-предметниками, К. Фарино отметил, что главным действующим лицом в этом году будет именно учитель и его, конечно же, будут постоянно контролировать. Ведь от того, как он подаст обновленное содержание предмета на уроке, будет зависеть качество образования, а оно в целом не пострадает, заверил замминистра. "Мы не оставили учителя один на один с нововведениями, — подчеркнул К. Фарино. — Были откорректированы все учебные программы и планы, над которыми работали лучшие умы педагогической и прочих наук. По каждому предмету написаны календарно-тематические планы, где расписан каждый урок по темам, по заданиям, определены учебные пособия, которыми можно и нужно пользоваться. Инструктивно-методические письма, в которых отражены особенности организации образовательного процесса, уже доведены до педагогической общественности", — сообщил замминистра. С учебниками, по словам К. Фарино, проблем нет. Был исследован весь библиотечный фонд, наложен мораторий на списание каких-либо учебников, даже советских. Необходимые учебники будут допечатаны до конца этого года, уверял замминистра. "Нет проблем? — удивилась в беседе с корреспондентом "БР" библиотекарь одной из минских школ. — Сейчас по некоторым предметам составляем класс-комплекты", — рассказала она. Это когда учителю выдают 20 учебников по предмету и он ходит с этим комплектом по разным классам, раздавая их на уроке. Самым рвущимся к знаниям можно будет взять учебник и на дом. Отметим, что все "штрихованные" и "нештрихованные" 9-е и 11-е классы являются в этом году выпускными, и ученики, которые будут учиться по разным программам, будут сдавать одни и те же экзамены. Творческие коллективы по подготовке заданий для выпускных экзаменов и тестов для поступления в вузы и ссузы уже формируются, рассказал К. Фарино. Так что сэкономленные на сроке обучения бюджетные деньги найдут свое достой- ное применение. А деньги родителей и время учеников от снижения нагрузки, очевидно, уйдут на репетиторов. Сразу после хлеба. Хотя для некоторых категорий учащихся сроки обучения могут быть скорректированы не только за счет перехода на одиннадцатилетку, но и уборочной страдой. "Если местным исполнительным органам власти понадобится помощь учащихся, студентов, такая помощь им будет оказана, в том объеме, в котором она понадобится", — сказал замминистра, отвечая на вопрос о том, будут ли задействованы учащиеся и студенты на уборке урожая. "Принцип такой: после хлеба самое главное — школа, поэтому школа поможет и в уборке хлеба". Ну если школа в наших приоритетах идет сразу после сельского хозяйства, тогда становится понятен реформаторский зуд в системе образования. Ведь, как известно, самый надежный способ потратить деньги — это вложить их в сельское хозяйство, и наша система среднего образования составляет работникам села в этом плане достойную конкуренцию. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусская школа 1 сентября вступила в "последекретную" эру, вернувшись к 11-летнему образованию. |
|