"Считаю, что институт досрочного голосования Беларуси не нужен. Потому что все разговоры о том, что наш гражданин не может проголосовать в один день - это пустые разговоры. Когда досрочно голосует 20-25%, а где-то 30% избирателей, понятно, что столько людей никуда не разъезжается в основной день голосования", - поделился своим мнением с агентством "Интерфакс-Запад" первый секретарь ЦК Партии коммунистов Белорусской (ПКБ) Сергей Калякин.
Он признает, что "в некоторых странах существует механизм досрочного голосования, голосования по почте и так далее". "Но в наших чисто славянских условиях, когда административный ресурс используется с зашкаливающими возможностями, то я думаю, что это серьезная лазейка для нарушений", - полагает лидер ПКБ. По его мнению, "это создает возможность сомневаться в легитимности выборов". "Явно этот ресурс используется в интересах кого-то. С учетом того, как формируются избирательные комиссии, то могу сказать, что это делается в интересах власти", - сказал С.Калякин.
Он обратил внимание на то, что "в законе не прописана возможность нахождения наблюдателей в ночное время рядом с урной для досрочного голосования. Это создает большие подозрения в том, что с ними (урнами - ИФ) что-то не происходит. Считаю, что это серьезная проблема, позволяющая ставить под сомнение итоги выборов", - заявил лидер ПКБ.
Данное мнение разделяет председатель Объединенной гражданской партии (ОГП) Анатолий Лебедько. Он считает, что "всякие сравнения с другими странами (где проводится досрочное голосование - ИФ) неуместны и некорректны". "У нас, очевидно, что этот ресурс, идет на пользу кандидатов от власти. Поэтому за него и продолжают держаться", - сказал А.Лебедько агентству.
Лидер ОГП считает, что в ходе нынешней избирательной кампании "власти не откажутся от использования досрочного голосования в своих целях". "Не думаю, что власти откажутся от этого ресурса", - отметил А.Лебедько. Он предположил, что "от стабильной планки 25-30% (досрочно проголосовавших - ИФ), в этот раз будет несколько меньше с учетом "вальса", которым пытаются танцевать с Европой белорусские власти".
В свою очередь С.Калякин считает, что количество проголосовавших досрочно "будет зависеть от активности местных властей". "Трудно пока прогнозировать, но мне кажется, что этот административный ресурс на этих выборах будет не настолько очевидным", - предположил белорусский политик. Он предположил, что "в городах этот процент не превысит 10%, а в сельской местности этот показатель будет составлять от 20 до 30%".
"Это даже зависит не от центральной власти, а от того, как органы власти на местах будут понимать свою роль. Здесь будет много самодеятельности, которую мы уже видим в ходе избирательной кампании. Нет какого-то общего подхода", - отметил С.Калякин. Это, по его мнению, "наверное, хорошо". "Но, вместе с тем, вседозволенность чиновников на местах может привести к совершенно полярным результатам. Думаю, кое-где вообще не будет сильного давления идти голосовать досрочно, а где-то оно будет переходить здравый смысл", - заявил лидер ПКБ. Ведь, по его словам, "чиновник привык действовать следующим образом: лучше перебдеть, чем пострадать". Поэтому, продолжил С.Калякин, "чиновник закручивает гайки до предела, ведь за это никогда к ответственности не привлекают. А вот если он где-то не докрутил, то могут привлечь".
В этой связи председатель Центральной избирательной комиссии (ЦИК) Лидия Ермошина сказала, что "кандидаты, придерживающиеся альтернативной политической точки зрения, всегда свою кампанию, политику ведут на противодействии". "Что не предпринималось бы государством, любая инициатива подвергается критике и сомнению", - отметила Л.Ермошина агентству "Интерфакс-Запад".
"Поскольку в досрочном голосовании есть некий элемент протяженности, какое-то время ящики для голосования хранятся вне поля избирательных комиссий в течение пяти ночей, то они (оппозиция - ИФ) списывают на это свои неудачи на выборах", - заявила глава белорусского ЦИК.
По ее словам, досрочное голосование - "это заимствованный из- за рубежа вид голосования". "Первый раз досрочное голосование как таковое применялось при организации первого и последнего референдума в СССР о сохранении Советского Союза. Специально по заграничному аналогу был создан закон, где было предусмотрено досрочное голосование", - отметила Л.Ермошина. В дальнейшем "из закона о референдуме оно (досрочное голосование - ИФ) перекочевало в закон о выборах президента, принятый в 1994 году. Затем досрочное голосование прижилось вообще в силу того, что данная форма себя хорошо зарекомендовала. Эта форма оправданная и имеющая право на жизнь", - убеждена Л.Ермошина.
На прошлых парламентских выборах 2004 года досрочно проголосовало 17,6%, на президентских выборах 2006 года - 22,5%.
Анализируя данные цифры, глава ЦИК заявила, что "здесь нет ни большого, ни маленького". "У каждой страны свои традиции. В США 30% голосуют досрочно. В Швейцарии, где также голосование идет несколько дней, большая часть избирателей голосует досрочно.
Каждая страна живет по своим традициям, как удобно, так и голосуют", - отметила Л.Ермошина. По ее словам, "осенью голосуют досрочно больше, потому что еще идут сельхозработы и люди разъезжаются на выходные. Зимой процент досрочно проголосовавших меньше".
Чрезмерное усердие чиновников, призывающих голосовать досрочно, Л.Ермошина объясняет тем, что "это гарантия того, что выборы состоятся". "Я думаю, что они никогда бы этого не делали, если бы у нас явка избирателей не была установлена законом достаточно высокой - 50%", - заявила председатель ЦИК Беларуси.