Столичный примерВ ней отражены основные направления, продекларированные бизнес-сообществом в последнее время. Это — формирование госзаказа на продукцию малых предприятий, бюджетное финансирование лизинговых платежей, выставочной деятельности, льготирование процентной ставки по кредитам и прочее. Правда, благие намерения, как и прежде, могут столкнуться с несовершенством законодательной базы и неповоротливостью государственной машины в целом. Итак, столичные депутаты одобрили идею резервирования для субъектов малого предпринимательства не менее 10% от общего объема госзаказа и проведение специализированных конкурсов по их распределению. Напомним, в конце мая письмо с заданием разработать соответствующие изменения в законодательство направил первый вице-премьер Владимир Семашко в адрес различных министерств и ведомств. По замыслу правительства, такие меры позволят развивать субконтрактацию (производственную кооперацию) между крупными предприятиями и субъектами малого предпринимательства, а также обеспечат последних стабильным пакетом заказов. Пока же приходится констатировать обратное. Госзаказ осуществляется в основном через крупные компании, которым нередко отдается предпочтение, говорится в программе. По результатам направленных Мингорисполкомом запросов в производственные организации коммунальной собственности столицы установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства к участию по кооперации с промышленными организациями в поставке товаров (работ, услуг) для государственных нужд не привлекались или привлекались, но не на постоянной основе. Им предоставлялись лишь незначительные заказы. Депутаты также высказались за развитие системы финансово-кредитной поддержки за счет государства. Помощь планируют оказывать через компенсацию расходов по выплате лизинговых платежей, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях, выплате процентов за пользование банковскими кредитами и прочее. Приоритетными названы проекты в сфере энерго- и ресурсосбережения, направленные на производство импортозамещающей продукции либо поддержку различного рода социальных проектов. Программой предусматривается расширение сети центров поддержки предпринимательства (ЦПП) за счет создания новых по направлениям деятельности субъектов, а также оказание государственной поддержки действующим центрам для приобретения офисной техники, программного обеспечения, по организации и проведению семинаров, курсов и прочее. Планируется укрепить взаимодействие госструктур с общественными организациями (объединениями) предпринимателей. Бизнес-союзы будут привлекаться к рассмотрению проектов нормативных правовых актов, разработке мероприятий по материально-технической и иной поддержке бизнеса. Сделана попытка ослабить проблему «квадратных метров». Как отмечается в программе, болезненными являются арендные отношения. Так, договоры аренды заключаются в основном на срок до одного года. Как правило, прежде чем приступить к осуществлению деятельности, субъекты предпринимательства вкладывают значительные средства в ремонт помещений, их оснащение соответствующим техническим и технологическим оборудованием и т. д. Все это требует значительных временных и материальных затрат. При этом бизнес не имеет гарантий на продление срока договора аренды по его истечении. Данное положение значительно ухудшает условия деятельности. Столичные депутаты намерены разработать и внести предложения по предоставлению субъектам малого предпринимательства площадей в долгосрочную аренду. Обещано также расширить практику передачи в безвозмездное пользование площадей под обязательства по созданию рабочих мест, а также предоставлять информацию о неэффективно используемом имуществе не только коммунальной, но и республиканской формы собственности. По планам разработчиков программы, ее реализация позволит к концу 2012 г. увеличить удельный вес малых предприятий в объеме промышленного производства Минска до 17-18% (в 2007 г. — 15,7%). При этом в малом предпринимательстве будет работать почти каждый четвертый от среднесписочной численности работающих в целом по городу. Стоит отметить, что попытки реализовать многое из того, что предложили депутаты Мингорсовета, делались и раньше. Это вызывает здоровый скептицизм относительно успешности реализации задуманного. Так, действующее законодательство предусматривает финансово-кредитную поддержку малых предприятий и ИП на возвратной и платной основе, а также через частичную компенсацию процентов по кредитам и лизинговым платежам за счет госбюджета. Однако на практике эта схема обнажила множество недостатков. К таким выводам пришли эксперты совместного проекта Совета по развитию предпринимательства и ПРООН. Весьма критически отзываются об условиях работы центры поддержки предпринимательства: многие из них балансируют на грани разорения, не получая должной государственной помощи. Об этом свидетельствовали выступления руководителей ЦПП на недавнем тематическом столе Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им.Кунявского. Не дал должного эффекта действующий вот уже 6 лет Указ от 30.09.2002 № 495 «О совершенствовании порядка определения размеров арендной платы и передачи в безвозмездное пользование общественных, административных и переоборудованных производственных зданий, сооружений и помещений». Появились ограничения по субаренде и пр. Александр ГЕРАСИМЕНКО Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Минский городской Совет депутатов утвердил программу государственной поддержки малого предпринимательства на 2009–2012 годы
|
|