Как сообщили "Интерфаксу" в администрации молдавского лидера, в понедельник утром кортеж подъехал к пункту пропуска на Днестре у города Дубоссары. Приднестровские пограничники заявили, что не имеют указаний пропустить президента Молдовы на левый берег Днестра. Старший наряда заявил, что этот вопрос не был заранее согласован, и он не может принять решение на месте.
Он сказал также, что разрешение на въезд президента В.Воронина на территорию Приднестровья может дать только лидер Приднестровья Игорь Смирнов, который, однако, находится в Москве. В этой ситуации кортеж развернулся и уехал в Кишинев. Не поехал на богослужение и Митрополит Кишиневский и Всея Молдовы Владимир, который находился в одном автомобиле с В.Ворониным.
Как сообщалось ранее, В.Воронин вложил свои личные средства и содействовал строительству церкви в родном селе Коржово. Месяц назад президент принял архиепископа Тираспольского и Дубэсарского Юстиниана, с которым обсудил вопросы открытия и освящения церкви, а также передал для Преображенского собора Бендер набор святых Евхаристических сосудов по случаю 600-летия основания этого города.
В свою очередь министр реинтеграции Молдовы Василий Шова заявил журналистам, что считает провокацией действия властей Приднестровья, которые не пропустили президента В.Воронина на левый берег Днестра.
Говоря об участии В.Воронина в обряде освящения церкви, В.Шова заявил, что "участие президента Молдовы в этом мероприятии, как и положено в подобных случаях, было подробнейшим образом согласовано с приднестровской администрацией".
"Данные действия приднестровского руководства, конечно же, являются очередной и, к сожалению, достаточно традиционной провокацией. Но в сегодняшней ситуации их следует расценивать еще и как пример крайнего неуважения к чувствам верующих, к христианским обычаям и к самой русской православной церкви", - подчеркнул В.Шова.
В свою очередь архиепископ Тираспольский и Дубосарский Юстиниан в ходе богослужения в Коржово в своем обращении к прихожанам отметил огромную роль В.Воронина в восстановлении приходов и обителей Православия во всей Молдове. Он высказал признательность за его личный вклад в восстановление и строительство храма Успения Пресвятой Богородицы в Коржово.
В распространенном комментарии в связи с произошедшим в понедельник инцидентом, государственное информационное агентство "Молдпресс" отмечает, что "приднестровский лидер И.Смирнов в последние месяцы избегает каких бы то ни было контактов с В.Ворониным, отказывается от запланированных встреч, ссылаясь на необходимость гарантий собственной безопасности, даже в тех случаях, когда молдавская сторона предлагает организовывать встречи в Тирасполе".
"По мнению наблюдателей сегодняшняя провокация И.Смирнова указывает на то, что приднестровский лидер боится не только президента Молдовы В.Воронина, но и Митрополию Молдовы, всю православную церковь", - отмечает агентство.
В.Воронин родился 25 мая 1940 года в селе Коржово Дубоссарского района, в 80 км от Кишинева. Впервые В.Воронина не пропустили на территорию Приднестровья через месяц после его избрания на пост президента Молдовы - в мае 2001 года. Тогда он тоже направлялся в монастырь на левом берегу Днестра.
После прекращения переговоров с лидером Приднестровья в 2001 году Тирасполь запретил въезд в регион молдавских руководителей. В их число был включен и В.Воронин, который по этой причине не мог посещать родное село. Он не был даже на похоронах своей матери, которая скончалась в 2005 году. Впервые за последние семь лет В.Воронин поехал в Коржово после встречи с И.Смирновым 11 апреля 2008 года, когда запрет на посещение региона был снят. На встрече в апреле стороны договорились, что власти Приднестровья снимут запрет на поездки молдавских руководителей в регион, а президент Молдовы обратился в Евросоюз с просьбой о снятии ограничений для передвижения лидером тираспольской администрации в странах ЕС. Однако новая встреча В.Воронина и И.Смирнова, запланированная на сентябрь, не состоялась.
В одном из недавних интервью В.Воронин особо отметил, что "церковь является связующим звеном между двумя берегами Днестра" и выразил удовлетворение, что "церковь не была разделена конфликтом на Днестре".