СТАЛЬ И СТРУНЫ «МОЛОДОЙ БЕЛАРУСИ»
Сталь и струны «Молодой Беларуси»
Rage и симфонический оркестр на сцене Дворца Республики Татьяна ЗАМИРОВСКАЯ http://www.belgazeta.by/20081103.44/360014581 Накануне концерта во Дворце Республики Виктор Смольский волновался из-за звука и прочих организационных моментов: стены дворца не рассчитаны на сочетание высокочастотного симфонического звучания с глубоким рок-саундом, да и какой концерт без сюрприза? Когда Смольский выходит на сцену после вкрадчивой увертюры оркестра, он не в силах сдержать восторга по поводу долгожданного явления коллектива Минску. Увертюру взрезает мощный рев гитары и распевный яростный вокал Пиви Вагнера - начинается двухчасовая феерия. СПРАВКА «БелГазеты». Rage - хэви-металлическая группа из Германии, основанная в 1984г. Состав группы менялся несколько раз. Бессменным вокалистом и басистом коллектива является Питер Peavy Вагнер, в конце 90-х к Rage присоединяются белорусский гитарист Виктор Смольский (работавший с коллективом Inspector, а до этого засветившийся в «Песнярах») и барабанщик Майк Террана, в 2006г. уступивший свое место у барабанов Андре Хильгерсу. Сейчас группа существует в виде трио и часто выступает с симфоническими оркестрами различных стран. В 2008г. выходит новый альбом Carved In Stone. Помимо участия в Rage, Виктор Смольский занимается продюсированием, участвует в различных проектах (например, некоторое время играл с группой Кипелова), выпускает соло-альбомы, совместно с отцом сочиняет произведения для симфонического оркестра и электрогитары. По словам Виктора, Rage являются первой группой, соединивший метал-звучание с симфоническим оркестром - «еще до того, как это придумали Metallica, Scorpions и другие». Проект уникален тем, что «не является простой оркестровой переработкой рок-песен: пишутся отдельные симфонические партитуры, включающие в себя гитары как полноценные инструменты оркестра». Отец Виктора, композитор Дмитрий Смольский, помогает сыну с симфоническими аранжировками. «Он хорошо относится ко всем стилям, в которых я работаю: и джаз, и фьюжн, и рок. Главное, чтобы это было профессионально и грамотно сделано. Он слушает все, что я делаю». Виктор говорит, что его отец - «единственный симфонический композитор, использующий в своей музыке современные рок-инструменты». Об оркестре «Молодая Беларусь», концертирующий вместе с группой, Виктор говорит: «Мы перепробовали многие оркестры - и пражский, и лондонский, и берлинский, но классические исполнители бывают разные: многие пугаются длинноволосых дядек, играющих металл. Наш оркестр состоит из молодых людей, которые играют от души и с удовольствием. Молодежь понимает, что за музыку мы играем, и работает именно с той энергетикой, которая нам нужна». Энергетика у симфонической и рок-музыки приблизительно схожая. Академизм Смольского, начинавшего свою музыкальную карьеру с виолончели, только украшает его работу: сверхплотные гитарные соло укладываются в общую аранжировочную канву так же удачно, как если бы солировал любой инструмент оркестра, неожиданно позволивший себе безудержную, нерегулируемую партитурой, импровизацию. Симфоническое звучание не «пережевывает» мелодику песен, а создает дополнительное звуковое полотно - оркестр не служит ни украшением, ни антуражным шиком, оставаясь полноценным коллективом, исполняющим цельное произведение. Смольский, постоянно меняющий гитары, увесистый харизматик Пиви и барабанщик Андре, а также приглашенный клавишник Андрей Зубрич (давний товарищ Виктора, участвовавший во многих его проектах) - такие же участники оркестра, как и скрипачи с альтистами и виолончелистами. Отличие разве что в том, что народный артист Беларуси, великолепный дирижер Михаил Козинец, руководя оркестром, предоставляет метал-трио творческую свободу. Впрочем, иногда он разворачивается лицом к зрителям и с довольной улыбкой наблюдает, как отчаянно «рубят металл» гитары Вагнера и Смольского: рок-музыкантов, носящих знаковые для Германии и Беларуси «музыкальные» фамилии. «Молодая Беларусь» великолепно сочетает задорную напористость с утонченным академизмом. В моменты, когда оркестр отдыхает, отдельные участники коллектива не в силах сдержать восторг и буквально подпрыгивают на стульях, постукивая смычком о колено. Альтист в солнцезащитных очках притоптывает ногой. Кажется, несколько секунд - и оркестр вместе с ликующим залом начнет колбаситься в энергичном метал-порыве. Камерному оркестру за такую раскрепощенность наверняка влетело бы от дирижера. Козинец же только улыбается. Его огромная заслуга - в понимании того, что в рок-музыке акценты немного иные, нежели в симфонической: определяющиеся не только на эмоциональном уровне, но и безжалостно диктуемые ритмикой. В творчестве Rage присутствует огромный пиетет к мелодике. Пиви с нескрываемой нежностью объявляет о том, что «сейчас мы исполним произведение нашего любимого композитора Иоганна Себастьяна Баха». «Пи-ви!» - скандирует толпа, изо всех сил старающаяся усидеть на стульях. Звучит симфонически-металлическое попурри из ранних песен Rage: оркестр сливается с рок-антуражем, Пиви поет под нежные трели скрипок, а многогранные соло Виктора тонут в нарастающем саспенсе, издаваемом виолончельными смычками. Эта сложная драматургия, подразумевающая фейерверки метал-угара, делает концерт по-настоящему интересным музыкальным действом, приводящим в восторг и студентов консерватории (которых на концерте немало), и прожженных метал-фанов.По сути, концерт представляет собой цельное произведение, строящееся на контрастах, с многочисленными чередованиями: в оркестровках существуют специальные бреши для моментов чистого рок-драйва, работа ударника максимально синхронизирована с нарастающим грохотом литавр. Оркестр не заигрывает с клише поп-культуры и не упрощает музыкальную форму, воспринимая музыку Rage как музыку в принципе - безотносительно стилистики. Оркестр, впрочем, сделал небольшой перерыв, в течение которого Rage в более яростном формате метал-трио презентовали залу свой свежайший альбом. ДВОРЕЦ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ МЕТАЛЛУРГИИ Оказалось, что без оркестра звучание группы не становится менее насыщенным: исчезновение симфонической палитры компенсируется музыкальной техничностью (кажется, что Смольский издает на гитаре звучание десятка всевозможных инструментов!). Такая полнота означает многое: оркестр в этот металлический угар вписался бы только при условии полного изменения гитарных партий. Неожиданно оказалось, что для беспощадной метал-музыки своеобразная акустика Дворца Республики более пригодна, чем для симфонического саунда или поп-концерта. Прощальный аккорд вышел помпезным: строчку «We all fly high!» скандировал, стоя, весь Дворец Республики, некоторые участники оркестра начали выдавать виртуознейшие рок-соло на скрипке, Смольский меняется местами с барабанщиком (а потом поменялся обратно, причем ритм не остановился ни на мгновение!), которого Пиви нежно назвал «Андрюшка», а Михаил Козинец вдруг разворачивается и начинает восторженно дирижировать поющей толпой. «Мы обязательно вернемся!» - пообещал Смольский. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Накануне концерта во Дворце Республики Виктор Смольский волновался из-за звука и прочих организационных моментов: стены дворца не рассчитаны на сочета |
|