ТОП-МАЦУЕВ И ГОС-ЧАЙКОВСКИЙ
Топ-Мацуев и гос-Чайковский
Лучший пианист России и оркестр им. Евгения Светланова в Минске Кирилл БОРИСЕНКО http://www.belgazeta.by/20081103.44/360026281 Право открыть 35-й международный фестиваль искусств «Белорусская музыкальная осень» получили звезды российской академической сцены: Денис Мацуев (фортепиано) и Государственный симфонический оркестр России им. Евгения Светланова. Вряд ли российская музыка имеет в своем нынешнем арсенале имя более громкое, чем Денис Мацуев. Классический пианист, в не самый лучший для классической музыки век он обладает славой и популярностью, на которую сегодня могут рассчитывать только поп-исполнители. Его обожают и критикуют, сравнивают с Рахманиновым и Плетневым, пророчат будущую славу и высылают защищать российскую фортепианную школу на престижнейших концертных площадках мира. Он может позволить себе выступать в телешоу с танцующими цирковыми козлами, болеть за футбольный клуб «Спартак», принимать в подарок хрустальные рояли и выпускать пластинки под интригующим названием «Стравинский и Чайковский». Ему все сходит с рук. Выходец из Иркутска, занявший в 1998г. первое место на Mеждународном конкурсе им. Чайковского, Мацуев в 2004г. подписывает контракт с лейблом Sony BMG Russia. Усилиями всемогущего мэйджора и несомненными собственными талантами он уверенно занимает место первого пианиста новой России, пустовавшее после отъезда за рубеж Евгения Кисина, предшественника Мацуева на этом троне. ПОД ЗНАКОМ РАХМАНИНОВА «Звездность» Денису Мацуеву определенно к лицу: пресс-конференция, которую он дает в Минске за полчаса до концерта, носит залихватское название «Пять минут с Денисом Мацуевым», и это выглядит скорее мило, чем нелепо или претенциозно. Да и внешне «солнце российского пианизма» оставляет крайне приятное впечателение. Удивительно связная для музыканта речь, открытость, здоровый вид, переходящий в респектабельную упитанность, - все это вместе на корню разрушает созданный привередливыми эстетами образ «ужасного Мацуева», забивающего последний гвоздь в гроб великой русской музыки. Мацуев охотно соглашается признать не только свою большую любовь к Минску, но и присутствие в себе белорусской крови, которую якобы выдает его фамилия. С увлечением рассказывает об открытых им неизвестных сочинениях Рахманинова. Без проблем вспоминает свой прошлый визит в Минск, который состоялся два года назад. Сетует на недостаточно высокий класс молодых российских композиторов, а авангардную музыку считает слишком простой, чтобы быть единственно современной. В развернутых и обстоятельных ответах Мацуева на вопросы белорусских журналистов теснятся дорогие сердцу каждого меломана ключевые слова и связки: «Светланов»,«Горен-штейн»,«Барток», «Щедрин», «новые Прокофьевы и Шостаковичи», «Витя Курляндский»,«год под знаком Рахманинова». Вроде бы наш... Растянувшееся на 10 минут вместо регламентированных пяти общение, музыкант, извиняясь, обрывает: спешит на сцену - в зал, где его ждут белорусские поклонники. «ЗВЁЗДНЫЙ» ПРОКОФЬЕВ На сцену выходят музыканты симфонического оркестра им. Светланова, по выправке - бесстрашные воины музыкальных пространств, несущие на плечах орудия своего важного для культуры всей России ратного труда. Первое отделение отдано Денису Мацуеву: вместе с оркестром он представляет переполненному залу «Концерт N3» Сергея Прокофьева. Редкий вечер в филармонии, когда заняты даже приставные кресла - в ход идут табуретки из холла, на которых помещаются два, а то и три меломана. С первых аккордов Мацуев демонстрирует высочайшую технику, если не виртуозность. Там, где не хватает чего-то «неправильного», обычно идентифици-рующего Музыканта с большой буквы, на помощь приходит «звездный имидж» и благородный артистизм. Отделить Мацуева - такого, который нужен публике, - от только претендующего быть таковым практически невозможно. «Замылено» не только ухо, но и глаз, помнящий заголовки газет, журналов, афиш, телевизионные ролики. В течение всего концерта «солнце российского пианизма» избегает малейшего риска, не переигрывая ни в артистической пластике, ни собственно в музыке. Денис Мацуев вполне может быть звездой классической музыки - восхищаясь им, следует всего лишь принимать во внимание, что «вундеркинду» уже за 30, а технологии раскрутки у мэйджор-лейблов таковы, что не сегодня-завтра Денис Мацуев запросто может дать аншлаговый концерт не то что в столице Беларуси - на орбитальной станции «Мир». Последовавший на бис откровенный шлягер «В пещере горного короля» мало способствовал «расколдовыванию» звезды. И подтверждением этого были столь же громовые, как и после «Концерта» Прокофьева, аплодисменты зала, словно впервые услышавшего эту мелодию. Возможно, в исполнении музыкантов такого уровня она в Минске и не звучала. ГОС-ЧАЙКОВСКИЙ Во втором отделении правил бал уже один Государственный академический оркестр России им. Евгения Светланова - с вполне «представительской» программой из «Времен года» и «Франческо да Римини» Петра Ильича Чайковского. Ощущение, что находишься внутри исправно работающей сверхточной музыкальной машины, не исчезало. «Месяцы» Чайковского катились со сцены легко, как на шарнирах, а над скрипичными вихрями симфонической фантазии «Франческо да Римини» впору было зависнуть штокгаузеновским вертолетам - настолько благопристойным и безмятежным в своей традиционности выглядело образуемое ими пространство. На родине оркестру им. Светланова, как и Мацуеву, порядком достается за исполнительскую бесконфликтность и даже некоторую беззубость, однако в качестве музыкальных гостей высшей лиги, открывающих и закрывающих всевозможные фестивали, значение Дениса Мацуева и светлановского оркестра под управлением Марка Горенштейна трудно переоценить. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Право открыть 35-й международный фестиваль искусств «Белорусская музыкальная осень» получили звезды российской академической сцены: Денис Мацуев (форт
|
|