Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Фан от фантиков
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
На Нотр-Дам, отстояв солидную очередь, взбираться непросто, но здорово — поскольку движешься один по узкой винтовой лестнице. И никаких соратников, жарко дышащих в затылок. Прелесть берлинского метро в том, что поезда почти всегда полупусты. А вот в час пик на минской «Октябрьской» давка по пути к эскалатору может заставить возненавидеть человечество. В любой массовке лучше всего быть отдельным. Историю не обманешь: колеса судьбы двигают маргиналы-харизматики. А потом их магические тропки превращают в тупые хайвеи батальоны честных фанатов. Хуже толпы может быть лишь толпа, заряженная общей страстью.
Меня всегда озадачивал фанатский фан. Понять восторженных сограждан, заклеивавших стены битловскими плакатами, радостно визжавших при виде Мулявина, пробиравшихся с той стороны экрана на показы Фассбиндера или бодро скандировавших «Динамо» — чемпион!» никак не получалось. С годами скепсис не утих. Бурный поток футбольных болельщиков, по уши замотанных в расписные шарфики, радостно дудящих в свои безразмерные дудки и заливающих на ходу в уставшие от скандирования глотки дешевое пиво – для меня такое же стихийное бедствие как визит группы «Fastfood» или День десантника. Лучше свалить подальше и переждать грозу. Впрочем, под фанатскую раздачу довелось попасть. Дважды. И вовсе не на спортивных площадках. Первый раз я намертво был зажат массами киноманов, стремившихся на наш показ «Последнего метро» Трюффо. И даже аргументы в пользу того, что без моего выхода на сцену кино не будет, сработали не с первого раза. Второй раз на стоячем концерте «Аквариума» в гулком выставочном павильоне задние ряды устроили радостную давку и ощутимо помяли интеллигентный «партер». Обошлось без травм, хотя настроение было необратимо испорчено. Но тут все непросто: без фаната нет шоу-биза. Спортивного, музыкального или киношного – все равно. Потому что большинство цветных билетов раскупают отнюдь не самураи деконструкции и акулы дискурса. Фанаты – главный ресурс поп-культуры. Паства. Та самая, что делает пастыря пастырем, а не просто наглым парнем в разбитых бутсах или нервной девочкой с потертой гитаркой. Фанаты платят за мечту, а поп-мечта щедро разбрасывает приманки для фанатов. Прелесть фаната как психологического типа в том, что он эмоционально прикован к объекту своих восторгов. Он вызывающе безрассуден и демонстративно одержим. Не слушает доводов разума. И счастлив лишь при символическом контакте с идолом. Вы уже поняли? Фанат – это безумный влюбленный. Пожизненный тинейджер, по-дурному, по-школьному увлеченный далеким идеалом. Переключаясь в режим фанатства, мы впадаем в детство. Фанатство – это умение светиться отраженным светом. Поскольку своего не хватает. Фанат собирает фантики от чужих конфет. Он загружается другой жизнью, ловит чужие повадки и тексты, раскрашивая ими свой быт. А потому фанатство — всегда братство. Сообщество тех, кто не умеет жить отдельно и активно сбивается в коллективную личность. Эта личность живет не разумом, а спонтанными эмоциями: голова не успевает за руками. А в руках может случайно оказаться охапка гвоздик. Или бейсбольная бита… Фанат-малолетка – это нормально. Юнец, человек-набросок ищет себе ролевую модель и закономерно выбирает компромиссный вариант психологической прописки: уже не «мамин ребенок», но еще не автономная личность со своей линией жизни. Он «фанатеет», пробуя чужую жизнь на вкус и прикидывая, стоит ли сделать ее своей? А потом форматирует личный быт, отсекая чужое или подчиняя его своему. Пусть детки фанатеют! Меня пугают фанатеющие взрослые. Внезапный мужской рёв «Желто-синие – самые сильные!» в подземном переходе. Компания серьезных готов с красно-зелеными флажками. Восторженные газетные всхлипы по поводу еще не увиденного сценического проекта: «Все билеты раскуплены! Участвуют лучшие силы страны!». Боевые речевки «Беларусь не победить, нас за доллар не купить!» и «Эй, посол, давай не трусь! Выходи за Беларусь!» (из «золотого» репертуара БРСМ). Или сентенции о наболевшем: «Вас лишили льгот? Выход есть один: бойкот!». Все это — звенья одной цепочки. Маски для слабых. Ведь фанатство — по сути, шаманство. Ритуал подчинения. Призывание Сильного. Того, кто больше нас. А иногда – и вместо нас. Фанатский крик (все равно в чью пользу) становится здесь и сейчас главным форматом публичного высказывания. А слаженное скандирование исправно служит главным показателем гражданской активности. В отсутствие всех прочих. Эх, Беларусь ты моя футбольная! Дайте, что ли, флажком помахать… Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Максим Жбанков.
|
|