Чеки и льготы не предлагатьАкции наиболее значимых белорусских предприятий, подлежащих акционированию в 2008-2010 годах, не будут подлежать продаже на льготных условиях за денежные средства или обмену на чеки «Имущество». Государство на первом этапе их приватизации предлагает крупным инвесторам объекты, с которыми долго расстаться не решалось. Среди них — МАЗ, БелАЗ, Минский моторный завод, Минский завод колесных тягачей, Гомсельмаш, Борисовский завод медпрепаратов, РУП «Витязь», новополоцкая «Дружба», Гомельтранснефть «Дружба», «Агат-Систем» и «КБ Радар», станкостроительные заводы — всего 151 предприятие. Что стоит за таким решением? Несмотря на оптимистические цифры роста ВВП, объемов производства и инвестиций, белорусские предприятия следом за российскими все глубже втягиваются в кризис, который усугубляет негативные тенденции последних лет — накопление внешнего долга Беларуси (по оценке независимых экспертов, 7 из 14 млрд. USD — долги предприятий), увеличение складских запасов, привычка к льготам и госдотациям. Рассчитывать в этой ситуации на банковскую сферу не приходится. Белорусская экономика остро нуждается в живых деньгах. И Указ главы государства от 10.11.2008 № 605 «О некоторых вопросах приватизации республиканских унитарных предприятий», подписанный на этой неделе, по мысли разработчиков, должен способствовать привлечению солидных ресурсов на предприятия, которые не могут рассчитывать на них в статусе государственных. Комментируя этот документ, начальник управления реформирования государственной собственности Фонда госимущества Государственного комитета по имуществу Ирина Барковская напомнила, что Декрет от 20.03.1998 № 3 предусматривает, что до 50% акций, принадлежащих государству в создаваемых ОАО, могут обмениваться на именные приватизационные чеки «Имущество» либо продаваться по льготной цене за деньги. Однако, по словам И.Барковской, нормы Указа № 605 — «это не противоречие, а изменение условий продажи акций по ряду объектов. Ведь когда формировали перечень предприятий, подпадающих под действие этого Указа, мы попытались, принимая не совсем популярную меру, сохранить ту господдержку, которая была у наших предприятий. До сих пор складывалась ситуация, когда, как только образовывалось ОАО, оно теряло господдержку, поскольку ее условием являлось доведение доли государства до 100% акций. Понимая, что есть предприятия, которым очень тяжело работать, если их сразу лишить господдержки в виде льгот по налогам, по таможенным платежам, ссуды, мы попытались сохранить их в процессе приватизации». До тех пор, пока акции этих предприятий не станут выставляться на продажу, они будут поддерживаться государством. Если к ним придет инвестор и пакет акций по решению главы государства будет выставлен на аукционные торги, господдержка прекратится, пояснила И.Барковская. Итак, государство вновь намерено пополнить бюджет продажей госсобственности. Но на сей раз на «прилавок» выложены самые лакомые ее куски. Кому же они достанутся? Потенциальные инвесторы, которые ранее не единожды заявляли о своем интересе ко многим из этих объектов, имеют в основном российскую прописку. Правда, в связи с затянувшимися торгами и нагрянувшим мировым кризисом их активность заметно поутихла. В любом случае, как показывает опыт предыдущих сделок, рядовые белорусы о новых распродажах узнают в последнюю очередь. А у работников, попавших в перечень акционируемых предприятий, как и у десятков тысяч владельцев неиспользованных чеков «Имущество», уже не останется сомнений, что совладельцами бывшей госсобственности им не бывать. Когда-то чеками «Имущество» нас наделяло государство пропорционально годам, потраченным на создание этой собственности. 37,5% белорусов примкнуть к классу новоиспеченных собственников вообще не пожелали. Но по сей день 51,5% обладателей чеков не использовали их, обменяв на акции приватизируемых предприятий. На руках остается неоприходованных приватизацией чеков почти на 700 млрд. Br. Компенсировать ее за счет бюджета — задача непосильная (впрочем, нигде в мире подобных компенсаций и не выплачивали). На протяжении 15 лет в стране жила иллюзия социальной справедливости, подпитываемая периодическим продлением сроков обращения чеков, их индексацией. Но с годами выяснилось, что ни прибыль и амортизация, ни госдотации и кредиты не обеспечивают достаточный приток инвестиций в экономику. А доходность акций большинства предприятий недостаточна, чтобы привлечь инвесторов. Запрет на продажу акций на льготных условиях и за именные приватизационные чеки «Имущество», по мнению некоторых экспертов, — явное отступление от либеральных реформ. Фактически он закрывает для многих граждан возможность стать собственниками, конвертировав свой трудовой стаж в акции, которые, возможно, принесли бы им на старости лет некоторый дополнительный доход. Впрочем, кто знает, сколько будут стоить эти заводы завтра — слишком долго мы тянули с реформами. А в условиях глобального финансового кризиса рыночная цена предприятий, особенно на развивающихся рынках, стремительно упала. Правда, иные эксперты уверяют, что именно теперь зарубежные инвесторы проявят особый интерес к нашей стране, не затронутой биржевыми обвалами и массовыми банкротствами. Может, так и произойдет. Но в любом случае рядовых белорусов к столу не ждут. Светлана ПОЛЯКОВА Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Новый поворот приватизации
|
|