Почему в Беларуси не будет серьезных рождественских распродаж
3 декабря 2008 Экономика и бизнес
Полина КОНОГА, Рэспубліка Дети любят зиму за снежки и Новый год, а взрослые — за праздничные распродажи. Во многих странах с середины ноября начинается период "горячих" предложений: покупатели устремляются в торговые центры, штурмуют витрины с привлекательными ценами, а ритейлеры и производители за 1,5-2 месяца спокойно зарабатывают львиную долю своей годовой выручки. За рубежом сезонные и праздничные распродажи проводятся налаженно: они проходят в строго отведенный период и регулируются законодательством — антимонопольные меры соблюдаются четко. Кроме того, на Западе с целью избежания демпинговых войн всегда устанавливаются максимальные и минимальные размеры скидок. В странах СНГ пока еще не сформирована культура распродаж: каждая торговая точка действует разрозненно, и угадать, кто, когда и по каким ценам предложит товар, практически невозможно Продать нельзя распродать Первые распродажи появились в Европе в конце XVIII века, в России — в середине XIX века. Их основной целью в то время был сбыт скоропортящегося или залежавшегося товара. Даже в Министерстве торговли подчеркивают: практика "очистки" склада методом распродаж заслуживает внимания. По крайней мере, ничего дурного в этом специалисты не видят: если товар хорошего качества, но уже не модный, стоит "сбивать" на него цены. В конце концов, на такие вещи всегда найдутся покупатели. Вместе с тем не всякая уценка — распродажа. На Западе производители и ритейл действуют сообща, а потому нет ничего удивительного в том, что настоящие фирменные вещи там можно купить со скидками до 70%: эти убытки поделили между собой многие участники рынка. Белорусские же производители с дележом "распродажных расходов" зачастую не согласны. Так, специалисты отдела маркетинга ОАО "Коминтерн" (гомельское предприятие по производству мужских костюмов) отмечают: терять рентабельность предприятию не хочется. Поскольку ткани закупаются по предоплате, а в торговлю продукция поступает с отсрочкой платежа, делать это просто невыгодно. Да и зачем эти расходы, спрашивают они, если костюмы прошлых лет и без того уценяются и продаются магазинам со скидками. И то, что "90-дневные" товары подлежат уценке, тоже смущает коминтерновцев: мужские костюмы за 90 дней не портятся же Другой политики придерживаются на СП ЗАО "Милавица". Представитель отдела маркетинга рассказывает, что 2 раза в год (в апреле и сентябре) предприятие за свой счет проводит в фирменных магазинах распродажи прошлых коллекций, при этом размер скидок колеблется от 20 до 50%. А вот что касается, например, новогодних и других праздничных акций, то это не распродажи, а "стимулирование продаж", подчеркивают в "Милавице". В такие периоды покупательницам обычно предлагается приобрести продукцию на определенную сумму и получить подарок. Разумеется, за счет производителя. В отделе организации торговли ОАО "ГУМ" рассказали, что снижение розничных цен в магазине происходит за счет уменьшения торговой надбавки. Как правило, универмаг сбавляет цены на 10%. Вместе с тем согласно внутреннему положению о скидках в течение всего года здесь проходят распродажи на 5—15%. Кстати, скидка в 15% приурочена ко Дню пожилых людей, а недавно здесь завершили акцию, во время которой цены на товары для многодетных и малоимущих семей снижали на 20%. Специалисты отдела отмечают: зачастую все приходится делать за свой счет, а потому таких распродаж, как в Европе, в Беларуси не бывает. Один только раз магазин провел беспрецедентную акцию, снизив цены на товары замедленной реализации в два раза. Вместе с тем в ГУМ обращаются производители с предложениями провести совместные акции. Так, "Марко" согласно на 20%-е скидки (напополам с магазином), "Маруся" каждый сезон устраивает за свой счет 25%-е распродажи, то же самое предлагает и "Милавица". Кстати, специалисты последней компании даже специально обучают продавцов, помогают оформить "распродажную" выкладку. Довольно часто проводятся и акции по стимулированию продаж, когда покупатели при совершении покупок получают подарки. Правда, в ГУМе отмечают: слабо работает реклама, а потому многие узнают о таких предложениях в момент оплаты. Что же касается новогодних распродаж, то в ГУМе они начнутся в середине декабря. Здесь будут 10%-е скидки на холодильники и стиральные машины отечественного производства, ювелирные украшения, часы А вот в ТД "На Немиге" рассказать о предстоящих новогодних распродажах отказались, сославшись на коммерческую тайну. Кстати Во второй половине декабря прошлого года было проведено порядка 1200 рождественских и новогодних распродаж товаров по сниженным ценам за счет снижения торговой надбавки торговыми организациями и уменьшения отпускной цены изготовителями: ЗАО "Атлант", СООО "Конте", ОАО "Минский часовой завод" и др. В Министерстве торговли сообщили: о новогодних распродажах этого года (что, где и по какой цене) будет известно в середине декабря. Нереальный ценопад Сейчас магазины во всем мире в тоске готовятся к очередному сезону рождественских распродаж: финансовый кризис заставил покупателей потуже затянуть пояса. Представители компании BDO отмечают: по мнению ритейлеров, этот праздничный сезон будет самым сложным за последние 15 лет. Опасения подтверждают и покупатели в США. Согласно опросу консалтинговой фирмы "AlixPartners LLP", 64% из них планируют потратить в этом году меньше, чем обычно, денег на праздничные подарки. В таких условиях ритейлеры вынуждены идти на снижение цен: 88% респондентов намерены предложить скидки даже большие, чем в 2007 году. Комментарий специалиста Нина ПАШКО, начальник Управления организации потребительского рынка непродовольственных товаров Министерства торговли: — В Беларуси распродажи и уценки определяются лишь постановлением Министерства экономики. По договоренности сторон (производителей и объектов торговли) скидки на товары могут устанавливаться до 50%, за исключением той продукции, на которую установлены фиксированные розничные цены. Кроме того, при поставке товаров по согласованным розничным ценам их снижение производится за счет организации-изготовителя или импортера и торговой организации в равных долях. На деле же наши предприятия отказываются "работать в убыток", а потому объекты торговли все делают за свой счет. Что касается новогодних распродаж, они уже стали традиционными. Все-таки это хороший праздник, и покупателей нельзя оставлять без подарков. Но наши объекты торговли делают скидки не только по праздникам. Если в сезон товар не продан (в течение 90 дней), нужно делать уценку. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
3 декабря 2008 Экономика и бизнес Полина КОНОГА, Рэспубліка Дети любят зиму за снежки и Новый год, а взрослые — за праздничные распродажи.
|
|