21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Артём Дорский. ПАНИКА. Crisis? What crisis?

26.08.2009 14:54 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

  Артём Дорский. Родился в 1984 году в Минске. С 2004 года работает в офшорном аутсорсинге. Создатель сайта dev.by, посвященного работе в белорусской IT-индустрии. Наверное, на планете уже не осталось ни одного СМИ, которое не опубликовало хотя бы парочку статей про кризис. Тема эта горячая и актуальная, и поэтому каждое издание просто обязано хоть что-нибудь по этому поводу написать. А ещё лучше дать прогноз, как-нибудь максимально неконкретно и про всех сразу, чтобы не возникало претензий, если вдруг не сбудется. Из этих прогнозов читатель сможет узнать, что кризис продлится год, а может, два, 2009-й будет тяжелым, а может, не очень, нефть дешевой, а может, очень дешёвой. Спасибо, мы в курсе. Еще один обязательный жанр — интервью с уволенными из-за кризиса. Естественно оно будет не о кризисе или сокращениях, а о том, как кто-то не поедет в отпуск и вынужден покупать теперь более дешевую зубную пасту. Что интересно, уволенных и раньше было предостаточно, просто они никому не были интересны, сейчас же уже невозможно найти человека, которого уволили НЕ из-за кризиса. Обычно подобные материалы включают в себя также подборки банальных советов, как «выжить» во время кризиса (не паниковать, урезать расходы, увеличить доходы) и как заработать во время кризиса (без комментариев). В результате складывается ощущение, что СМИ даже и не стремятся дать какую-то объективную информацию, а просто греют на этом руки и вольно или невольно сеют панику и вселяют уверенность, что все плохо, а дальше будет только хуже. И в СМИ, и в сознании людей кризис (кажется, употребление этого слова станет моветоном задолго до окончания самого кризиса) сейчас становится универсальным оправданием: уволили – кризис, не платят зарплату – кризис, закрылась фирма – кризис, не выпускаем продукцию – кризис. Мне лично кажется, что последствия такого воображаемого кризиса, существующего исключительно в головах людей, вполне сравнимы с последствиями кризиса реального. Как же на самом деле повлиял кризис на белорусские IT? В маленькой, но гордой белорусской индустрии IT-аутсорсинга о кризисе заговорили достаточно давно. Естественно, ведь абсолютное большинство белорусских IT-компаний получают заказы именно от западных компаний, в том числе от банков и страховщиков, которые больше всего пострадали от кризиса (как же хочется подобрать синоним этому уже навязшему на зубах слову). Сначала поползли слухи об увольнениях программистов и грядущем снижении зарплат, потом увольнения действительно начались. Зарплаты не уменьшились, но их традиционный рост сильно замедлился, если не сказать прекратился — многим отказали в прибавке, сославшись на вездесущий кризис. В итоге все сошлись на мнении, что ничего страшного не происходит, компании просто «сбрасывают балласт» — увольняют молодых неопытных и не приносящих прибыли сотрудников, а опытным айтишникам ничего не грозит. Некоторые руководители даже объявили, что кризис положительно повлияет на рынок труда — мол, зарплаты и так сильно завышены, и если они станут меньше, рынок только выиграет. Разумеется, паниковать причин нет, и для большинства программистов работа будет и в следующем году, ведь для заказчиков аутсорсинг как раз и является одним из путей сокращения издержек, к чему во время кризиса все стремятся. Но при этом реальная опасность может скрываться в неизбежной (по словам председателя Нацбанка Прокоповича) девальвации белорусского рубля. Наверняка она вызовет вполне логичное снижение заметно побелевших в последнее время зарплат белорусских айтишников. Да, в большинстве компаний зарплаты традиционно привязаны к доллару, однако далеко не факт, что все компании смогут (и будут) компенсировать последствия падения курса рубля. Те же, у кого зарплата привязана к евро, уже ощутили снижение уровня доходов. Говоря о белорусском IT, нельзя не упомянуть рынок интернет-рекламы, объем которого по октябрьским прогнозам должен в 2008 году достигнуть отметки в 6 миллионов долларов (что равняется объему рынка рекламы на радио). Интернетчики в один голос заявляют о том, что реклама в интернете самая эффективная и поэтому все в стремлении сократить издержки должны перестать рекламироваться по «дорогому неэффективному телевизору» и уйти в интернет. Это правда, реклама в интернете действительно эффективнее. Проблема в другом: известно, что в байнете основной объем рекламы обеспечивают мобильные операторы, автодилеры и банки (которые кредитуют клиентов автодилеров), и если с первыми все в порядке, то вторые и третьи переживают не лучшие времена. Есть еще реклама дилеров электроники и бытовой техники, но, учитывая ситуацию с импортом, в ближайшее время заказов из этой области ждать не приходится. Что касается FMCG брендов (шампуни, зубные пасты и т.д.), то они по непонятным для меня причинам пока не очень жалуют интернет. Возможно, кризис изменит их отношение. Осталось упомянуть компании, работающие на внутрений рынок и на ближнее зарубежье. На первый взгляд, тут не должно возникнуть проблем. Ведь, по утверждениям всех экспертов, оптимизация работы предприятия или организации за счёт внедрения современных IT-решений — это эффективный способ снижения издержек, что особенно актуально во время кризиса. На деле же, мне кажется, далеко не все наши руководители воспринимают информационные технологии в таком ключе, и скорее, наоборот, будут снижать издержки за счет IT, а не с его помощью. Хотелось бы сказать, что кризис существует только в головах, а на самом деле все в порядке. К сожалению это не так, кризис вполне реален и так или иначе коснется каждого. Но из голов кризис надо устранить в первую очередь. Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения».
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика