ОБЕЛЛЕНИЕ ОППОЗИЦИИ
Обелление оппозиции
Демсилы сами займутся своим имиджем Наталья ПРОВАЛИНСКАЯ http://www.belgazeta.by/20081208.49/320265681 На минувшей неделе лидеры белорусской оппозиции задумались об улучшении собственного имиджа на Западе. По словам зампреда ОГП Александра Добровольского, успехи белорусской официальной дипломатии за рубежом были обусловлены в т.ч. профессиональной работой пиар-агентства британского лорда Тимоти Белла. Более того, при желании всегда можно найти пиар-агентства, которые не только пропиарят оппозицию, но даже самостоятельно (!) соберут деньги под этот проект. Для привлечения собственного лорда у демсил не хватает «семизначных гонораров» , на которые оппозиция еще недавно с горечью намекала в открытых письмах к британскому пиарщику. Поэтому лидеры объединенных демсил (ОДС) решили создать координационный совет по внешней политике - орган, который должен будет заниматься анализом международной информации и выработкой единых подходов ОДС по важнейшим политическим вопросам. В совет войдут эксперты-международники, а координировать его деятельность поручено первому зампреду партии БНФ Винцуку Вячорке как сопредседателю президиума политсовета ОДС, отвечающему за международное направление. Перспективы оппозиционного пиара корреспондент «БелГазеты» выясняла у председателя ОГП Анатолия ЛЕБЕДЬКО и политолога Андрея СУЗДАЛЬЦЕВА. Анатолий ЛЕБЕДЬКО: «МЫ ЯКОБЫ ХЛЕБАЕМ ЧТО-ТО ИЗ КОРМУШКИ С ЛЕЙБЛОМ ЕС» - Каков нынешний имидж белорусской оппозиции? - По итогам избирательной кампании могу сказать, что отношение граждан к сторонникам перемен в целом и лично ко мне как к руководителю одной из оппозиционных структур позитивно. Это не всегда подтверждается социологией, чему также есть объяснение. Задавая вопрос о поддержке представителя оппозиции, социологи пытаются продать электорату неизвестные ему бренды. В итоге отношение к этим брендам либо нейтральное, либо негативное. Совсем другое дело - избирательная кампания. В этом случае продуктом на продажу является не непонятный бренд, а конкретный человек, которого избиратель видит, может пощупать, задать ему вопрос. Отношение сразу меняется, т.к. народ видит, что в большинстве своем это вменяемые люди с понятной программой. Недавно в Вильнюсе прошла конференция, инициированная национальным комитетом ОДС. Одна из рабочих групп как раз дискутировала по вопросу международной деятельности демсил. Моя личная позиция такова: в карете прошлого далеко не уедешь. Нам нужно уходить от некоторых вчерашних и позавчерашних факторов. В частности, уже неактуален тезис, согласно которому каждый европеец - друг и брат демсил. Сегодня стратегия ЕС по отношению к Беларуси меняется. Десять лет назад, и даже год назад, небольшое количество людей от оппозиции, работая на внешнеполитических рынках, переигрывали весь белорусский МИД вкупе с его российскими сотоварищами. Теперь ситуация изменилась, и, чтобы не потерять свои позиции на Западе, нужно увеличивать затраты. В связи с этим нам понадобится сильная структура, которая объединит усилия экспертов по международной тематике, независимых аналитиков, участников общественных инициатив. Нужно создавать координационный совет по внешней политике - серьезный кулак, который будет расширять инфраструктуру за пределами Беларуси и заниматься созданием лоббистских структур. - Станет ли этот совет собственным пиар-агентством демсил? - Пиар - это один из пунктов, который может быть включен в программу деятельности ОДС. Ведь даже Лукашенко дошел до понимания того, что пиар необходим. - Кто и что дискредитирует ОДС в глазах общественности? - Не буду комментировать всех и вся. В оппозиции нет святых. В каждом человеке есть что-то от Христа и что-то от Иуды. Меня утешает, что большинство людей, с которыми я работаю в оппозиции, носят в себе больше от Христа. Но не буду утверждать, что у нас одни святые, а во власти одни подонки: и те и другие есть везде. - Тем не менее имидж оппозиционеров с их «частичной святостью» продолжает ухудшаться? - Это зависит не столько от оппозиции, это уже вопросы пропаганды. Если белорусское радио говорит, что мой отец сотрудничал с фашистами, это имиджевая часть. Это слушают сотни тысяч людей. Они не задумываются, так это или не так, а у меня нет возможности это опровергнуть. В итоге люди думают, что мой отец, родившийся в 1937г., был полицаем. Я вчера приехал из Ошмян и Островца. На рынке, где с 95% людей мы разговаривали на одном языке, ко мне подошла женщина и говорит: знаем, ваш отец был полицаем. Многие думают, что оппозиция на 100% финансово зависит от Запада, что мы якобы хлебаем что-то из большой кормушки с лейблом «ЕС» или «США». Я - за кампанию по самофинансированию сторонников перемен в Беларуси. Нужно идти к людям, просить денег, доказывать, что Br5-10 тыс., которые они дадут, мы направим на доброе дело, например против строительства АЭС. - Это и будут ваши первые пиар- ходы? - По части пиар-ходов не надо придумывать что-то искусственное. Для оппозиции самым лучшим пиар-ходом является системная работа с избирателями. Я признаю, что у нас хватает возможностей, ресурсов и сил либо на избирательные кампании (и то при некотором дефиците), либо на отдельные акции. А работа должна быть ежедневной. - Оппозиция полгода энергично критиковала лорда Тимоти Белла за его начинания, однако внезапно признала его профессионализм… - Нет никакой общей точки зрения ОДС по гражданину UK Беллу. Думаю, его профессионализм в том, что он использует ситуацию, а не создает ее. Сегодня свое решающее слово говорит его величество финансовый кризис, эхо которого доходит и до Беларуси. Это заставляет власть поворачиваться лицом к Европе и менять риторику внутри страны. Отмывать черный имидж не очень приятная работа. Однако некоторые люди говорят: мы тупо делаем свое дело. Возможно, они правы: адвокат защищает всех, в т.ч. преступников, это его работа. Может, Белл предчувствовал, что грядет финансовый кризис: в Европе с трудоустройством тяжело, поэтому любая работа хороша. Если человеку не хватает на хлеб в Великобритании, он может взяться даже за имидж страны с подпорченной репутацией. - Одна из целей работы Белла - привлечение инвестиций в Беларусь. А какова цель оппозиционного самопиара? - Во-первых, максимально сократить дистанцию, по которой идет наш обращенный к международному сообществу мессидж. Важно выделить главные мессиджи и увеличить степень доверия к ним. Во-вторых, необходимо знать who is who в международных организациях, кто двумя ногами стоит на европейских ценностях и стандартах, а кто склонен коммерциализировать отношения с Беларусью. - Не слишком ли поздно ОДС озаботились собственным имиджем? - Нет, не поздно. Изменения в стратегии ЕС - нормальное явление. Политика не кусок вечной мерзлоты, который находится в одном температурном режиме. Здесь действует принцип качелей или маятника: сегодня - в одной точке, завтра - в другой. Застывшая ситуация - это уже не политика, а концлагерь. Единственное, что нужно признать: сегодня мы не можем делать эффективную политику со вчерашними силами и ресурсами, их не хватит. - Почему в диалоге Минска и Брюсселя оппозиция оказалась в положении третьего лишнего? - Просто реализуется другая стратегия ЕС. Тем не менее мы все-таки родственники с европейцами: нас объединяет идеологическое и ценностное родство. Это то, от чего европейцы не могут отказаться. Другое дело, что там есть категория людей, которые забывают об этом, говорят про Realpolitik , реальную политику. О ценностях можно помнить по четным дням, а по нечетным - чуть подзабыть, но ни один европейский политик публично от них не откажется. Буквально сегодня у меня было две встречи в посольствах. Мы дискутируем! Формат этой дискуссии меня совершенно устраивает. Честно говоря, так даже интереснее. Дружба, любовь и поцелуи - все это быстро надоедает. Должна быть политическая интрига. Когда европейцы только заговорили о формировании дорожной карты, уже через неделю на встрече с Радославом Сикорским (министр иностранных дел Польши. - Н.П.) мы выдали им готовый документ. Это было впечатляюще. Когда заместитель гендиректора по внешним связям Еврокомиссии Хьюг Мингарелли сообщил, что на встрече с Андреем Кобяковым (вице-премьер РБ. - Н.П.) и Натальей Петкевич (замглавы администрации президента РБ. - Н.П.) он назвал пять пунктов-требований ЕС к Беларуси, нам было приятно. Потому что четыре из этих пяти пунктов слово в слово повторяли наши предложения. Некоторые считают, что диалог с властями оказался для нас совершенно неожиданным. Но еще в 2007г. на конгрессе ОДС мы принимали новую стратегию, которая предусматривала возможные переговоры с властью. И тогда некоторые наши оппоненты внутри ОДС назвали ее «стратегией бездействия». Как оказалось, позже эта стратегия стала сердцевиной стратегии ЕС. Пока все встречи с европейскими чиновниками в Беларуси происходят на равноправной основе. Скажем, Мингарелли или первый замминистра иностранных дел Чехии Томаш Пойяр, будучи с визитом в Беларуси, встречались как с официальными лицами, так и с лидерами ОДС. Если уж Лукашенко начнет исповедовать европейские ценности, возможно, нам действительно придется почесать затылок и сказать: О’К, мы и впрямь сидим на обочине. Но до этого еще далеко. Я был бы рад, если бы это случилось, тогда можно было бы подумать о смене рода деятельности. Из меня получился бы неплохой адвокат - защищал бы униженных и обиженных. Либо занялся бы бизнесом. - Существуют ли пиар-агентства, готовые заняться имиджем демсил? - Агентств полным-полно. Но, во-первых, по карману ли они нам? Во-вторых, это не самая главная часть формирования имиджа. Самая главная - это все-таки системная, постоянная работа с людьми, донесение до людей ответа на вопрос, кто мы такие, чего хотим и что можем сделать для страны. - Александр Добровольский заявил, что пиар-агентствам, возможно, придется самостоятельно отыскать средства под этот проект. Пиарщики должны провести благотворительную акцию по продвижению демсил? - Я не специалист в пиар-технологиях. Возможно, имелась в виду международная практика: некоторые агентства не только берутся за какой-то проект, но и сами ищут под него деньги. СПРАВКА «БелГазеты». Анатолий Лебедько родился в 1961г. в Столбцовском районе Минской области. Окончил факультет истории и французского языка Минского пединститута, юрфак БГУ. Депутат ВС (1990-95гг.), председатель комиссии по международным делам. 15 апреля 2000г. избран председателем ОГП. Андрей СУЗДАЛЬЦЕВ: «БУДУТ В ГРИМЕ КОТА БАЗИЛИО СЛЕЗУ ВЫШИБАТЬ?» - Поможет ли демсилам смена имиджа? - Чтобы об оппозиции заговорили за рубежом, хотя бы в России, она должна заняться нормальной партийной работой. Учитывая, что белорусское руководство до сих пор не имеет концепции внешней политики, даже в отношении России, очень хотелось бы, чтобы оппозиция на партийном уровне сделала честные, открытые платформы. Выработала четкий взгляд на отношения с ЕС, на российско-белорусские отношения и вообще на концепцию белорусской внешней политики. Причем сформулировала не критический взгляд, а видение ситуации в целом - как видит БНФ, как видит ОГП. Это очень важно, т.к. в России есть четкое убеждение относительно белорусской оппозиции: они все против нас. Я говорю: да не все против вас, у них есть свои взгляды! А какие? Нужны не статьи аналитиков, которые никому не интересны, а партийные решения. Вот когда они заимеют партийную документацию, тогда можно заниматься пиаром. А пока все это просто болтовня. - Почему ОДС внезапно решили заняться самопиаром? - Потому что в намеченном диалоге между Западом и Минском им места не нашлось. Прежде всего из-за их невнятной позиции. У великих держав нет друзей - только союзники. Рассчитывать на то, что Европа станет союзником оппозиции, наивно. Европа решает свои проблемы, Москва - свои. Никто за белорусов проблемы Беларуси решать не будет. Это миф, что у белорусского президента огромный рейтинг среди российского населения. Когда случилась «газовая война», российские СМИ очень быстро снизили этот рейтинг. Как будто бы благосклонное отношение к оппозиции: мол, они воюют с Лукашенко. Но на самом деле это не так. Демсилы занимаются выяснением геополитических, а не внутренних проблем. Для политического класса России что Лукашенко, что оппозиция - одно и то же. На расстоянии все противоречия в стане демсил кажутся сглаженными, и возникает ощущение, что они представители единого политического класса Беларуси. - Какие промахи оппозиции придется заглаживать будущим пиарменам? - Это самое последнее дело - за-глаживать промахи. Нужно вести честную, открытую игру! Хотя это очень сложно - формировать политику в рамках одной небольшой страны, которую пинают и с Запада, и с Востока. Я жестко воюю против мифов, которые существуют в оппозиционной среде. Никто оппозиции не враг. Нужно немного заняться домом и своей идеологией. Нужно почистить эту идеологию, убрать мифологемы. «Москва собирается аннексировать Беларусь», - этот бред нужно убрать и перейти в нормальное русло политической борьбы. Иначе оппозиция будет группой пропагандистов. - Сначала эта «группа пропагандистов» обвиняла власть в том, что та намерена улучшить имидж посредством пиара, а не действиями. А затем решила найти собственного пиарщика… - Идеологии нет, поэтому и шарахаемся. Когда во время войны между Грузией и Россией Беларусь практически опрокинула союзное соглашение, несмотря на военно-политический союз, оппозицию все устраивало: дескать, самостоятельная внешняя политика. А когда точно так же был опрокинут Запад на выборах, все стали возмущаться. Но, ребята, надо придерживаться какой-то позиции, а не так: мол, Москва - враг, значит, ее можно кинуть, а вот кинуть Запад - преступление. Белорусские политики очень мало занимаются домом, предпочитая внешнюю политику. Еще бы, легко и просто воевать с Москвой, зная, что она не отреагирует. На расстоянии они герои, свергают Путина и Медведева… А вы со своими правителями повоюйте! А-а, опасно, можно и по шее получить… - Они пробовали отговорить лорда Белла от «преступного сотрудничества с преступным режимом» … - Только не нужно заниматься морализацией! Начинается - «преступный» , «не преступный» ... Давайте без иллюзий: за 4-5 тыс. лет истории существования государства со времен Древнего Египта не было ни одной белой и пушистой власти. Лорду дали деньги - он отрабатывает. Это наемный работник. Претензии к нему на уровне морали и нравственности - это смешно. Называется, ты с нами не в ногу идешь, так мы тебя обвиним. Еще из той же оперы: почему ты осуждаешь разврат? Потому что сам не можешь в нем участвовать! Пиар для оппозиции - это пока еще неосознанное, быстрое и эмоциональное решение, связанное с тем, что их вытесняют из диалога. Ах, вы так - тогда мы займемся пиаром! Но пиаром можно заниматься тогда, когда есть очень серьезная политико-идеологическая платформа. А до этого им еще работать и работать. Конечно, можно списывать пиар-ходы из учебников по политтехнологиям, окружать себя собаками и ребятишками, чтобы народ рыдал от умиления! Любой демлидер может прикинуться этаким дедом Мазаем или котом Базилио с усами и клюкой, давить на жалость. Все эти приемы давно прописаны в учебниках, пиарщики за соответствующую плату обучат подобным премудростям кого угодно. - Оппозиция рассчитывает на то, что пиар-агентства сами профинансируют проект… - Сейчас! Это что, традиции белорусского иждивенчества? Деньги на стол - будут работать. За идею - вряд ли. Или пусть основывают собственное пиар-агентство, но на раскрутку уйдет не менее пяти лет. Они даже до выборов 2011г. не раскрутятся. Это целая наука и очень сложная система, нужно прекрасное образование, отличное знание страны. Я еще в прошлом веке писал, что реальная оппозиция должна иметь внутреннюю автономию. Кое-какие предпосылки были - внутренние закрытые источники финансирования, система образования (ЕГУ, лицей), негласная система лечения (люди уезжали за границу и лечились), свои СМИ. Нечто формировалось. Потом все это стало растаскиваться, «приватизироваться». Оппозиция запоздала: нужно было активизировать эти процессы после выборов 2001г., создавать устойчивое хозяйство с хорошими деньгами, собственным банком, находящимся за рубежом. Но кто же за это возьмется? Это все мечты! - Что ОДС могут противопоставить приемам официальной пропаганды, объявляющей демлидеров потомственными полицаями? - На политическом поле в Беларуси до сих пор действуют полицаи и партизаны, а также мародеры. Большая часть электората - это партизаны. Нужно бороться за электорат, а не с Москвой. Как ни печально, имидж оппозиции в народе плохой. Партизанский электорат в растерянности. СПРАВКА «БелГазеты». Андрей Суздальцев родился в 1960г. во Владивостоке. Окончил Дальневосточный университет, аспирантуру Академии труда (Москва). Кандидатскую диссертацию защитил в 1989г. (исследование было посвящено США). С 1993г. по 2006г. работал в Беларуси. В марте 2006г. лишен вида на жительство, депортирован в Россию с пятилетним запретом на въезд в Беларусь. Как заявили информагентствам представители паспортно-визовой службы, «в решении о его депортации был указан тот факт, что Суздальцев представляет собой угрозу национальной безопасности Беларуси» . Работает на кафедре мировой политики Московского госуниверситета - Высшей школы экономики. Выступает в качестве эксперта в Совете Федерации и Госдуме РФ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
На минувшей неделе лидеры белорусской оппозиции задумались об улучшении собственного имиджа на Западе. По словам зампреда ОГП Александра Добровольског
|
|