21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

TUTэйшыя. Александр Анисимов: Государство должно понять, что важно не только физическое здоровье народа, но и духовное

26.08.2009 14:57 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

16 декабря 2008 Культура
Александр ЗАЯЦ, TUT.BY Несмотря на засилье "попсы" в нашей повседневной жизни, интерес к живой классической музыке не угасает. В Беларуси одним из подвижников "классики" является дирижер Александр Анисимов. Из-за своей востребованности в заграничных театрах он в Минске не засиживается, но всегда старается радовать белорусскую публику и академическими, и нестандартными проектами. Так будет и за несколько часов до наступления Нового года. Об этом и не только наш разговор с главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Беларуси Александром Анисимовым.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справка
Анисимов Александр Михайлович

Родился 8 октября 1947 года в Москве. Окончил Ленинградскую (1975) и Московскую (1980) консерватории. Работал в Ленинградском Малом (1975-1980), в Пермском (1984-1989) театрах оперы и балета. В 1980-1984 годах и с 1989 года - главный дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. С 2001 года - главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Беларуси.

Пропагандист белорусской музыки. Под его музыкальным руководством на белорусской сцене поставлены произведения белорусских композиторов: балет "Курган" и опера "Мастер и Марарита" Е.Глебова, оперы "Новая зямля" Ю.Семеняко и "Дзiкае паляванне караля Стаха" В.Солтана, симфонические произведения Д.Смольского, Г.Гореловой, А.Мдивани и др.. А.Анисимов впервые в СССР осуществил музыкальное руководство постановками опер С.Прокофьева "Огненный ангел" (1984, Пермь) и "Мадалена" (1989, Минск).

Как приглашенный дирижер он работал с Кировским и Большим театрами, Гран Опера Хьюстона, Оперой Сан-Франциско, Театром Колон (Аргентина), Государственной Оперой Австралии, Оперой Генуи, Ганноверской и Гамбургской Штатсопер, Берлинской Комише Опер, Опера Бастий (Париж), Опера Гарнье (Париж), Гран Театр Liceu (Барселона), с Голландским симфоническим оркестром, филармоническими оркестрами Санкт-Петербурга, Варшавы, Монте-Карло и Роттердама, Литовским и Венгерским Национальными симфоническими оркестрами, Пермским академическим театром оперы и балета, Национальным молодежным оркестром Ирландии Королевским, Лондонским симфоническим оркестром и другими.


- Возникла идея начать нашу беседу с вопроса, который обычно задают в конце интервью. Ваши ближайшие творческие планы?

- В конце ноября мы с оркестром посетили Словакию и приняли участие в 44-м Международном фестивале "Братиславские музыкальные торжества", а также в Днях культуры Беларуси в Словакии. Этот визит был довольно примечательным для нас, хотя я много работаю и с зарубежными оркестрами, приоритетным для меня является наш белорусский оркестр. К сожалению, вместе за пределами Беларуси мы выступаем не часто. В силу разных причин, организаторы не могут позволить пригласить наш оркестр в полном составе (больше 100 музыкантов).

Что касается дальнейших планов, то в первую очередь хочу отметить наш новогодний концерт в Белгосфилармонии. В прошлом году мы уже делали такое представление. Волновались - придет зритель или нет. Но нет - в зале был аншлаг. Я составил свой рабочий график так, чтобы отрепетировать программу и быть в этот новогодний вечер вместе с оркестром, вместе с минчанами. В первом отделении также будет выступать мой сын Саша Анисимов, который специально для этого приедет из Парижа.

После концерта я уезжаю в Санкт-Петербург. Михайловский театр пригласил поработать над новой постановкой оперы "Евгений Онегин". В феврале-марте меня ожидают в Дублине и Токио. В целом ожидается довольно насыщенный и интересный сезон. Надеюсь, хватил сил и энергии, чтобы достойно представить белорусское искусство и в Минске и за рубежом.

- Билеты на новогодний концерт в Вильнюсе являются одними из самых дорогих в сезоне. А как будет у нас?

- Литовцы поддерживают добрую старую традицию, которая берет свое начало в Вене и Берлине, где уже многие годы устраиваются новогодние балы и звучит классическая музыка. Мы же только начинаем. Планируется, что билеты не будут дорогими. У меня есть мечта - сделать настоящий большой новогодний бал и в Минске. Правда, я пока не нахожу организаторов, которым бы эта идея приглянулась. Ведь можно было бы в филармонии открыть 5-6 буфетов, а не как сейчас - один. Предложить хорошие напитки, закуски. Между отделениями логично сделать большой перерыв, в течение которого публика могла бы не только перекусить, но и увидеть представления, шоу. А после концерта можно было бы предоставить возможность встречать Новый год в филармонии. Ведь стало же сейчас модным это делать в клубах.

- Вы много работает с зарубежными оркестрами. Там вы занимаетесь только творчеством. В Минске приходится решать и административные вопросы.

- Несмотря на все трудности, которые мне пришлось преодолевать в нашей стране, я все равно остался большим патриотом. На репетиции с нашим оркестром я иду с большим удовольствием. Поверьте, говоря эти слова, я ни перед кем не заигрываю. Я говорю только то, что думаю. Несмотря на массу отличий - материальных или эмоциональных - работа с нашим оркестром не может сравниться с какой-либо другой. У меня могут возникать трения с руководством филармонии, Министерством культуры, с администраторами или еще с кем-то, но когда я прихожу на репетицию, то можно сказать, что это время для меня самое дорогое. Я получаю неимоверное удовольствие от работы, от общения с коллективом. Мы может говорить на разные темы, в том числе далекие от музыки. Но это еще больше способствует налаживанию творческого процесса. Такое редко можно получит с иностранным оркестром. Конечно, на английском языке все, что надо, я могу объяснить. Но, понимаете ли, менталитет у нас совсем другой. Там собрались, все хорошо сыграли и разъехались. В Минске же приходится решать массу не творческих вопросов, но мы - семья, духовно вместе. Это дорогого стоит.

- Вместе с тем музыканты, бывает, жалуются, что вы иногда забываете, что работаете с белорусским оркестром, а не зарубежным. Скажем так, не учитываете местную специфику работы.

- Да, мне часто говорят: "Маэстро, вы от нас так много всего требуете, а у нас зарплата такая маленькая…". На это я отвечаю очень просто. Друзья мои, сегодня государство может заплатить вам столько, сколько вы получаете. На мой взгляд, зарплата - не причина профессиональной лени, что, мол, где-то в другом месте платят больше. Я встречался с оркестрами, музыкантам которых платят в 10 раз больше. Но звучат они в 10 раз хуже. Недавно директор одного российского театра рассказывал, что музыканты говорили - мы сыграем лучше если будут новые инструменты. Он купил новые инструменты, но оркестр лучше звучать не стал. "Что делать?" - задается вопросом директор.

Конечно, финансовые вопросы очень важны. И мы стараемся эти проблемы решать. Купили новые костюмы, обновили пульты для нот, поднимается зарплата на 20%, стараемся найти зарубежные контакты, чтобы музыканты могли немного подзаработать… Вместе с тем я считаю, что музыкант, как любой другой художник, если уж взялся за инструмент, то должен выкладываться на совесть. Вот я сейчас сыграю ноту "ля", а ведь за эту ноту мне заплатят меньше, чем немцу. Но ведь это полная глупость! Настоящий музыкант всегда сыграет так, как велит его сердце, как подсказывает интеллект. Поэтому я никогда не принимаю подобных отговорок.

Вы знаете, и музыканты мне верят. А не думают, что раз у него все в порядке, квартира есть, одет неплохо, постоянно пропадает за границей, кушает здоровую пищу, хорошо выглядит в свои 60 лет, то другие проблемы не волнуют. Нет, музыканты мне верят, потому что я это говорю честно, искренне, сам прошел ряд испытаний: голодал, будучи студентом, стоял в очередях, были какие-то семейныс сложности, проблемы с коммунистической партией и так далее.

Да, сегодня у меня нет проблем, как купить бутылку молока или бутылку коньяка, как заправиться бензином или приобрести рубашку, но это не значит, что у меня нет проблем. У меня есть проблемы другого плана - как добиться высокого ансамбля в оркестре, хорошей атмосферы в коллективе, чтобы люди получали удовольствие от работы. Когда мы этого добьемся или хотя бы приблизимся к этому, то я буду считать свою миссию выполненной.

- Правильно ли я вас понял, что вы согласны с теми кто считает, что настоящий художник всегда должен быть голоден?

- Понимаете, это очень сложный вопрос. Да, история знает массу примеров, когда художники прозябали в нищите. Вместе с тем есть и другие примеры. Те же Стравинский, Рахманинов не были оборванцами. Я думаю, в наше время, все же лучше если художник вместо того, чтобы по полчаса стоять в очереди за продуктами, бегать по городу в поисках краски или музыкальных дисков, потратит это время на отдых, обдумывание творческого процесса.

- Ваш коллега Михаил Финберг активно ладит с властями, поэтому, возможно, и имеет ряд преференций. У вас не было желания пойти в политику? Или вы цените свою независимость?

- Контактов с политическими лидерами не нужно бояться. Я по мере возможности это делаю. За границей мне приходилось общаться с разными известными людьми, наделенными определенными полномочиями. Например, я лично знаком с королевой Испании, премьер-министром Австралии…Таким образом я могу донести понимаение той ситуации, в которой находится классическая музыка. Могу честно сказать, что у меня есть мечта побеседовать и с нашим первым лицом государства, с президентом Беларуси. Не для своего блага. Мне хочется, чтобы страна поняла, что важно не только физическое здоровье народа, но и духовное. Это хорошо понимает церковь. Надо чтобы это поняло и светское государство.

Может быть, сейчас я планку поставил на максимальную высоту. Однако мне бы хотелось больше контакта с нашим министром культуры, политическими деятелями из Совмина или Администрации президента, которые отвечают за культуру. Однако с их стороны нет особого желания. А у меня нет времени записываться на прием, сидеть и ждать под дверью.

У меня есть контакт и с Михаилом Яковлевичем Финбергом, и с нынешним руководителем Президентского оркестра г-ном Бабарыкиным. Но не обижая ни одного, ни другого, зная их оркестрам реальную цену, я считаю, что Государственный академический симфонический оркестр Республики Беларусь имеет полное право быть первым оркестром страны. Да, с него надо спрашивать как с первого, но и благодарить как первого.

- Сейчас ваш коллектив на ранжиру находится на третьем месте?

- Я думаю, да. По крайней мере по зарплате так точно. В президентском оркестре зарплата в 2,5 раза больше чем у нас, у музыкантов оркестра Финберга - в два раза. На это Михаил Яковлевич может сказать, мол, вы сыграйте 25 концертов в месяц. А мы не будем столько играть, потому что свою программу оттачиваем полторы недели, даже если мы ее играли, скажем, в прошлом году. Мы не можем активно гастролировать даже по своей стране. У нас нет ни своего автобуса, ни своей фуры, ни своей эстрады. Выехать за своей счет мы не можем, а нас никто не приглашает. У нас нет нефтяных или газовых спонсоров. Их не привлекает классическая симфоническая музыка так, как творчество Дорофеевой или Алехно. И я вам скажу, что в этом мы сами виноваты, потому что не смогли убедить, доказать, что классическая музыка в табели о рангах занимает высокое место.

Давайте рассмотрим градацию цен на билеты, которая есть на Западе. Средняя цена на билет на концерт во Дворце спорта или на стадионе составляет 30 долларов. 3 декабря в Минске во Дворце спорта выступал Дмитрий Хворостовский, прекрасный певец, с которым мне довелось поработать и, надеюсь, еще доведется. Билеты на его выступление стоили 100 долларов и больше. За такие деньги он выступает только в России и странах бывшего СНГ. И только здесь он, точнее его продюсеры могут "состричь" такие деньги с наших "лохов", извините меня за выражение.

Возвращаясь к градации. В Германии, Америке билеты на балет стоят до 100 долларов, камерную музыку - до 150, оперу - до 200, симфонический концерт - до 300. Я раньше думал, зачем платить такие деньги, если можно за 25 долларов купить фирменный диск и прослушать его на очень хорошей аппаратуре. Общение с живым звуком, общение с людьми, которые на сцене или в зале, положительно влияет на физиологию человека, его психику, здоровье. Поэтому строятся вместительные залы с дорогостоящей акустикой. И поэтому билеты такие дорогие. Это как природа, запахи цветов, шум воды. Бесценно! Никакие духи, кино, стереозвук не заменят Жизни.

- Белгосфилармония в последнее время обновилась. Однако у любителей музыки остаются нарекания.

- Я вам скажу, что по интерьеру наша филармония не отстает от лучших европейских аналогов. Она стало уютным, ухоженным местом, в которое не стыдно прийти. Я вот недавно был в Ярославле, далеко, кстати, не последний город в России по финансовым возможностям, так местная филармония привела меня в ужас. Не учреждение культуры, а настоящий барак.

Да, у нас есть проблемы с промо-продукцией - не хватает хороших красочных буклетов, продажа дисков должна вестись более активно. По акустическим параметрам мы, к сожалению, сильно отстаем от стандарта. Но думаю, что со временем эти вопросы удастся решить, если будут средства на приглашение специалистов акустиков и реализацию их проектов..

- Довольно распространено мнение, что интерес к классической музыке невелик. Сегодня больше в моде поп-культура…

- Кризис был в начале 1990-х, когда головы людей были забиты добычей хлеба насущного. Тогда им было, конечно, не до классической музыки. Сейчас таких проблем нет. В последние годы возрождается интерес к классической музыке, особенно в России. Но и у нас концерты, которые дает оркестр, собирают полный зал. При этом приходят не только наши постоянные поклонники, но и слушатели-новички, которые еще только знакомятся с классикой. Во многом это заслуга нашего филармонического цикла "Воскресение Классики" и цикла эфиров Столичного телевидения под тем же названием.

- Вы, как никто другой, любите экспериментировать, опробовать новые тенденции, идеи, которые прекрасно реализовываются на Западе. Не боитесь быть непонятым?

- Нет, публике наоборот это очень даже интересно. Я люблю поэкспериментировать, "похулиганить" в хорошем значении этого слова. Но в то же время мы четко придерживаемся трех основных направлений нашей деятельности. Первый аспект - это мировая классика. Она востребована публикой во все времена. В прошлом году мы открыли цикл концертов под амбициозным названием "Воскресение Классики". Итог - залы переполнены. Второй момент - исполнение сочинений белорусских композиторов. Не стоит забывать, что и в Беларуси есть талантливые композиторы. Третье направление - эксперименты, о которых вы говорили. Например, недавно у нас состоялся совместный концерт с джаз-бэндом "Яблочный чай".


 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
16 декабря 2008 Культура Александр ЗАЯЦ, TUT.BY Несмотря на засилье "попсы" в нашей повседневной жизни, интерес к живой классической музыке не угасает.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика