В Минске состоялся концерт органиста из Граца Клауса Эдера
22 декабря 2008 Культура
Дэйв Ольстрах, ET CETERA По давно сложившейся традиции посольство ФРГ в Беларуси организовало очередное музыкальное событие фестиваля "Органная музыка: новый взгляд. Беларусь. Июнь 08 - июль 09", представляющего собой не что иное, как годичный цикл органных концертов с участием европейских музыкантов. На этот раз концерт органной музыки состоялся в костеле св.Девы Марии на площади Свободы, а солистом был органист из австрийского города Грац Клаус Эдер. Исполнялись произведения от 17 до 20 века - И. С. Баха, Ф.Куперена, Мендельсона и Ф.Бройтигама. Все годы его работы власти активно боролись с религиозной составляющей его творчества, что он с изяществом обходил, упаковывая религиозное содержание в произведения с официозными названиями вроде "эпитафии борцу-антифашисту". Впрочем, было бы ошибкой считать Бройтигама религиозным композитором, ибо его творчество никак не укладывается в узкие рамки из-за фривольностей ХХ века - например, он писал музыку к кинофильмам для берлинской киностудии DEFA. Более того, в финале минского концерта прозвучала его токката, относящаяся скорее к джазовому жанру и прозвучавшая как явная дань творчеству Дж.Гершвина. Но всемирную известность Бройтигам снискал как автор "Страстей по Марку". Дело в том, что И. С. Бах в XVIII веке написал все четыре "Страсти" - по Евангелиям от Иоанна, Матфея, Марка и Луки. (Кстати, поддержанные все тем же посольством ФРГ "Страсти по Матфею" исполнялись 21 марта с.г. в Большом зале Белгосфилармонии). Однако многие произведения Баха были утеряны после его смерти, и до наших дней дошли лишь "Страсти по Матфею" и "Страсти по Иоанну", а две остальных "Страсти" пропали. Бройтигам посмел посягнуть на святыню, написав по либретто, мотивам других пьес и отдельным наброскам Баха целостное произведение-"реконструкцию" - "Страсти по Марку", которое впервые было исполнено в соборе св.Николая в Лейпциге в 1981 году. Многие сочли это кощунством перед памятью великого Баха. Однако, слушая запись, трудно отделаться от ощущения аутентичности музыки и - в любом случае - таланта версификации и фантастической преданности Ф.Бройтигама своему великому земляку, местом наивысших творческих достижений которого тоже был Лейпциг. Не случайно на компакт-дисках с этой записью указывается номер BWV247 по единому общепризнанному в мире каталогу произведений И. С. Баха Bach-Werke-Verzeichnis. На концерт органной музыки в минском костеле собралось довольно много людей. Многим пришлось слушать стоя. 28-летний органист из Граца, лауреат международных конкурсов Клаус Эдер - весьма энергичный и техничный исполнитель, с ним не соскучишься. Несмотря на отсутствие антрактов и пауз (пьесы не объявлялись, лишь их названия высвечивались на экране) и обычный зимой для культовых сооружений арктический холод, органисту легко удалось до конца концерта удержать зал в напряжении и внимании. Слушая концерт, не переставал поражаться широте взглядов в современных западных религиях. Ведь далеко не первый концерт протестантской музыки исполняется в католическом храме, и никто не удивляется. Более того, случается и наоборот: в современных протестантских храмах исполняются католические произведения, а на следующий день выступает раввин. Но я никогда не видел подобных фривольностей в православном храме или мечети. Впрочем, верю, что у православия все еще впереди. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
22 декабря 2008 Культура Дэйв Ольстрах, ET CETERA По давно сложившейся традиции посольство ФРГ в Беларуси организовало очередное музыкальное событие фестиваля "Органная музыка: новый взгляд. |
|