Привилегия нести правду
Привилегия нести правду
Даже история войн между двумя государствами может стать хорошим полем для расширения сотрудничества в области гуманитарного измерения, если совместно искать в этой истории уроки для будущего. Лариса МИХАЛЬЧУК События ноября далекого 1812 года у деревни Студенка Борисовского района до сих пор в памяти как французов, так и местных жителей, которые знают о них не только по школьным учебником. Здесь 196 лет назад отступающая армия Наполеона форсировала реку Березина. Понеся большие потери, французы вырвались из окружения... В начале ноября этого года на кладбище возле деревни Студенка во второй братской могиле были перезахоронены останки 108 солдат и гражданских лиц, найденные на территории района. В память о погибших установлен памятник, созданный белорусскими мастерами. Посольство Франции в ноябре провело здесь траурную церемонию в память о солдатах армии Наполеона, погибших на белорусской земле. Открывая памятник, посол Франции в Республике Беларусь Мирей Мюссо выразила признательность жителям Борисовского района, и в особенности — жителям Студенки, за уважительное отношение к месту захоронения французских солдат. С теплотой отозвался о деятельности белорусов по сохранению памяти погибших французских воинов и бригадный генерал Робер Бресс. Он приехал в Беларусь для участия в траурной церемонии. Генерал руководит одним из крупнейших и старейших музеев мира — Музеем армии государственного Дома инвалидов в Париже и занимает должность хранителя некрополя Дома инвалидов. Наиболее полно события 1812 г. отражены именно в этом уникальном музее. В беседе с корреспондентом "БР" генерал Робер БРЕСС рассказал об особенностях своего музея и возможностях сотрудничества с белорусскими коллегами в деле сохранения военной истории. — С 2003 г. Музей армии реализует масштабную программу ATHENA, предусматривающую развитие музея до 2010 г., — сказал генерал. — На ее реализацию направлено 75 млн. EUR. Это деньги государства, спонсоров и собственные средства. Программа имеет пять этапов, и сейчас мы находимся на четвертом. Мы решили каждый большой период истории нашей армии связать с именем исторической персоны. Людовик XIV — это олицетворение королевской армии, Наполеон — императорской, Шарль де Голль — республиканской. С начала 2008 года занимаемся в том числе периодом, который отражает эпоху наполеоновских войн. В 2009 г. начнется завершающий этап реконструкции, который коснется экспозиции, где будет представлена история артиллерии с начала средних веков до первой мировой войны. Это будет очень внушительная операция, потому что предстоит переместить более 100 тяжелых экспонатов. Но это лишь видимая посетителям музея часть. Кроме нее, проект включает работы в хранилищах, цехах, документально-информационном центре, помещениях администрации музея и т. д. — Музей располагается в историческом здании XVII в. Новые экспозиции требуют дополнительного места. За счет чего расширена экспозиционная площадь? — Исторический памятник мы, конечно, не трогали. Дополнительные залы экспозиционной площадью 1,7 тыс. кв. м разместили под землей. Это очень сложный и дорогостоящий проект, но такое решение позволило сохранить памятник. — Музей славится богатой коллекцией артиллерийских орудий, оружия, доспехов, геральдики, армейской амуниции... К тому же вы имеете большой фонд документов, коллекцию живописи. Содержание такого сокровища, очевидно, требует огромных средств? — Наш годовой бюджет составляет 20,5 млн. EUR. У нас, действительно, полностью представлена история армии с самого ее начала, что бывает очень редко, потому что считается, что старинное оружие и амуниция являются частью археологии. Поэтому подобные экспонаты обычно находятся в археологических музеях или в музеях искусств. Среди военных музеев мы занимаем первое место в мире по количеству коллекций и третье в Европе — по старинному оружию после музеев Мадрида и Вены. До 1940 г. Музей армии был самым крупным в Европе, но в 1940 г. много экспонатов было вывезено фашистами. Большую часть мы смогли возвратить, но не все. Иногда к нам возвращаются отдельные экспонаты. Совсем недавно, например, вернули ружье из кабинета Людовика III. Это ружье американский солдат после второй мировой войны привез из Германии, не зная его настоящей стоимости. Недавно этот человек умер, его дети, как это бывает в подобных случаях, разбирали вещи и обнаружили на ружье гравировку. Они обратились в ФБР, а оттуда позвонили нам. — Вы купили ружье или в таких случаях экспонат передается музею безвозмездно? — Традиция такова. Когда мы знаем, что люди благосклонно настроены по отношению к музею, мы возмещаем их ущерб в размере 10% от стоимости экспоната. Это позволяет избежать длительной юридической процедуры, которая занимает обычно 3-5 лет. В музее также есть 9 хранителей, которым в рамках бюджета разрешается приобретать на аукционах вещи стоимостью до 50 тыс. EUR. — Сколько посетителей принимает музей? — Мы продаем ежегодно около 1,5 млн. билетов. Из числа посетителей более 800 тыс. человек — иностранцы. Кроме того, музей ежегодно посещают около 400 тыс. учащихся до 18 лет. Они тоже берут билеты, но не оплачивают их. Во Франции школьники индивидуально либо в составе группы бесплатно посещают музеи, которые имеют статус государственных учреждений. — Г-н Бресс, вы посетили Белорусский государственный музей Великой Отечественной войны. Как с точки зрения специалиста вы оцениваете его фонды? — У меня не было времени для глубокого ознакомления, я увидел только основную часть экспозиции. Конечно, это огромное богатство. Но, должен сказать откровенно, если не будут приняты определенные меры по сохранности экспонатов, половина будет утеряна. В вашем музее много ценных экспонатов на бумажных носителях, которые страдают от повреждений, вызванных освещением. К тому же следует учитывать, в каких условиях они были напечатаны в военное время. Есть несколько экспонатов обмундирования, которые вывешены таким образом, что волокна тканей, из которых они изготовлены, неизбежно будут повреждаться и разрушаться. Я думаю, имеет смысл приехать к нам и посмотреть, как мы сохраняем в надлежащем виде изделия из текстиля и документы. То, что мы делаем, не требует больших вложений. Величина нашего бюджета внушительная, но следует иметь в виду, что и уровень жизни во Франции, и потребности музея высоки. Поэтому, чтобы сохранить экспонаты, мы постоянно ищем пути, которые позволяют это сделать, не тратя больших средств. Например, если экспонаты выставлены в ярко освещенном месте, вовсе не обязательно менять витрины. Достаточно наклеить на них специальную тонкую пленку, которая задерживает ультрафиолетовые лучи. Все очень просто и не требует больших средств. — Рассматриваете ли вы варианты сотрудничества с музеем? — Мы говорили с директором музея о возможном сотрудничестве. Это было бы интересно. Дело в том, что у нас никто, кроме историков, ничего не знает о партизанской войне, которая велась на этой территории во время второй мировой войны и имела значительно более широкие масштабы, чем на Западе. Даже на основании одного экспоната мы могли бы сделать компьютерную презентацию, с помощью которой рассказали бы об этом периоде. Есть еще один аспект, который у нас абсолютно неизвестен, — это геноцид населения на оккупированной фашистами территории. Много говорится о Холокосте, но не об уничтожении населения в целом. Во Франции в этот период тоже были репрессии против мирного населения. Достаточно вспомнить сожженную деревню Орадур. Но со временем люди забыли, что в Восточной Европе были тысячи таких Орадуров. Одной из задач любого музея является беспристрастное отражение определенного исторического периода. Люди должны иметь право знать правду. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Даже история войн между двумя государствами может стать хорошим полем для расширения сотрудничества в области гуманитарного измерения, если совместно |
|