В 2008-м на дорогах Беларуси погибло на 43 человека больше, чем в 2007-м
16 января 2009 Авто
Николай ГРАДЮШКО, Рэспубліка На дорогах страны - ни дня без погибших, раненых. В прошлом году автомобильные аварии в Беларуси унесли жизни 1561 человека. Население целого поселка. Для республики это уровень 1980 года, когда во всей стране было немногим более миллиона транспортных средств (сегодня по дорогам ездит свыше трех миллионов машин). И тем не менее статистика не утешает: в прошлом году погибло на 43 человека больше, чем в 2007-м. Программа "Минус 100" забуксовала? О болевых точках дорожной безопасности мы беседуем с временно исполняющим обязанности начальника Управления Госавтоинспекции МВД Беларуси Василием Бульбенковым (TUT.BY: 15 января Василия Бульбенкова назначили начальником УГАИ МВД). - Василий Васильевич, какой была обстановка на дорогах в 2008 году? Прокомментируйте цифры аварийной статистики. - К сожалению, нам не удалось закрепить тенденцию, которая наметилась в 2007 году, когда программа "Минус 100" была перевыполнена в два с лишним раза. Степень риска погибнуть в дорожном происшествии не снизилась. В Беларуси она сегодня составляет 1 к 5700, в то время как для Швеции (где уровень безопасности дорожного движения один из самых высоких в мире) этот показатель равняется 1 к 14 000. Но есть и положительные результаты. По сравнению с 2007 годом раненых стало меньше на 480 человек. Если учесть, что 15 процентов пострадавших в ДТП становятся инвалидами, то более 70 человек не потеряли здоровье на дорогах. — Когда все узнали об успехе программы "Минус 100" в 2007 году, приходилось слышать мнение, что тот результат достигнут административным ресурсом. Ведь напрягся не только каждый инспектор ГАИ, но и каждый милиционер. Возможно, в 2008 году административная пружина ослабла и тенденцию не удалось удержать — Наша цель такова: к 2015 году число жертв аварий на дорогах Беларуси должно снизиться до 1000—1100 человек. Это требование концепции безопасности дорожного движения. Такого результата невозможно добиться за год или два, тем более действуя одними только административными рычагами, штрафами и другими санкциями. Все методы ГАИ в равной мере устремлены на перемены в сознании водителей и пешеходов. Безусловное соблюдение правил дорожного движения должно стать привычкой, а безопасность — важнейшим жизненным приоритетом. Самый верный способ достучаться до каждого - идти в народ и беседовать с людьми. Лично я 2—3 раза в месяц выступаю на предприятиях. Сухие лекции с цифрами - пустая трата времени. Поэтому всегда веду речь о конкретных трагедиях и судьбах. Пример — недавняя авария в Речицком районе. На перекрестке водитель легковушки не уступил дорогу ЗИЛу и столкнулся с ним. Бензобак грузовика взорвался, в огне сгорели водитель с женой, их дочь, а также отец жены. Еще одна дочка выпала из машины и осталась жива, но получила сильнейшие ожоги. Какая судьба ждет беднягу? Когда рассказываю такие истории, анализирую причины аварий, женщины в зале просят воды, а некоторые мужчины дают зарок: "Продам машину, не буду рисковать " — На старте программы "Минус 100" Госавтоинспекцию поддержали средства массовой информации. Вскоре в МВД заговорили о том, что движению нужна третья сила в лице местной власти, директоров предприятий. Удалось ли ее обрести в 2008 году? — Когда на дороге случается беда, многие сразу винят ГАИ. Однако проблема аварийности куда шире одного ведомства. Многое зависит от хозяев на местах. Увы, выполняются далеко не все наши предписания, которые идут в райисполкомы. К примеру, просим осветить улицы в поселке - никакой реакции. Есть в стране такие города, где вдоль центральных улиц нет тротуаров. Управленцы всех ступеней должны повернуться лицом к проблеме: направить деньги на ремонт и расширение дорог, строительство развязок, закупить фликеры для своих сотрудников и пенсионеров, создать в городе, поселке, на предприятии уголок безопасности дорожного движения, позаботиться о том, чтобы ночью на улицах было светло. Тогда мы почувствуем, что в программу "Минус 100" наконец включилась эта самая третья сила. — К чему готовиться водителям и пешеходам в 2009 году? Изменится ли что-то в ПДД, увеличатся ли штрафы? — Последний раз Правила дорожного движения дополнялись и изменялись указом Президента Беларуси в октябре 2007 года. Новшества касались зимней резины, детских автокресел, тонировки и парковки. Жизнь покажет, нужно ли вписывать в ПДД новые статьи для автолюбителей, но пока такой надобности нет. А вот водителям мопедов и скутеров с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров, а также велосипедистам придется изучать азбуку безопасности. ГАИ настаивает, чтобы эти транспортные средства регистрировались в районных обществах автомотолюбителей с присвоением регистрационного знака, а водители учились на краткосрочных курсах (10 часов) и получали удостоверение. Если наши предложения поддержат, то они будут узаконены, возможно, уже во втором полугодии. Для чего это делается? Большинство подростков за рулем скутера без понятия о правилах безопасности. Они запросто могут подрезать грузовик, выскочить на тротуар, попутать знаки Не помешают курсы и тем, кто крутит педали. В прошлом году 55 велосипедистов погибли по своей вине. К слову, водители мопедов и скутеров объемом двигателя до 50 кубических сантиметров с 1 января обязаны ездить в мотошлеме. Иначе — штраф. Светоотражающий жилет для них пока только рекомендация. — В прошлом году 235 человек погибли в авариях, виновниками которых стали нетрезвые водители. Если бы не они, то программа "Минус 100" была бы выполнена на 200 с лишним процентов — С этой бедой никак не можем совладать. Пьяному и море по колено, и уголовная ответственность нипочем. Возможно, отчасти виной тому лояльность судов. Постановления о привлечении к ответственности в 2008 году выносились в основном с минимальными штрафами — 15 базовых величин. В октябре мы поднимали этот вопрос на пленуме Верховного Суда Беларуси и настояли на том, что нетрезвых водителей надо наказывать по всей строгости закона. Напомню, максимальный штраф за повторное в течение года управление машиной в нетрезвом виде - 35 миллионов рублей. — Иным негодяем штраф и даже суд не помеха. Уже несколько лет обсуждается вопрос о конфискации автомобилей у пьяных водителей. Почему так долго принимается решение? — Я сторонник этой меры. Машины надо продавать и на эти деньги компенсировать ущерб, причиненный пострадавшим в ДТП и государству. Но на деле возникает много юридических нюансов. Например, как быть в ситуации, если пьяный водитель берет авто у своего друга, брата, отца. Думаю, окончательное решение по конфискации будет принято не ранее следующего года. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
16 января 2009 Авто Николай ГРАДЮШКО, Рэспубліка На дорогах страны - ни дня без погибших, раненых. |
|