Белорусские школьники учатся учиться без учебников
19 января 2009 Общество
Елена СПАСЮК, Белорусские новости Белорусские школы испытывают дефицит учебников и переходят на использование их электронных вариантов. Как в воду глядел заместитель министра образования Казимир Фарино, когда еще в октябре говорил, что во втором полугодии школьники 9-х' и 11-х' (штрих) классов могут столкнуться с проблемой нехватки учебников. Впрочем, всем было понятно, что в условиях спешки и неподготовленности перехода средней школы с 12-летки на 11-летку, ученикам и учителям придется столкнуться со множеством проблем, в том числе и с проблемой обеспечения учебниками. Уже в начале года выяснилось, что кому-то не хватило одной, кому-то нескольких книг. Школьные библиотеки к реформе образования оказались не готовы. Теперь проблема с учебниками возникла у штрих-классов и параллелей, к ним приближенных. О ней рассказала читательница "Белорусских новостей" Татьяна К., сын которой учится в 8-м классе и имеет проблему с учебниками по белорусскому языку: "В течение первого полугодия дети прошли материал восьмого класса (естественно, в упрощенном виде и достаточно поверхностно). И уже "готовы" переходить к следующему этапу — осваивать учебник 9-го класса. Здесь-то и обнаружилась ахиллесова пята системы образования — учебников нет. Учительница не выдает их на руки, а приносит только на урок — по одному учебнику на парту. Детям предложено искать электронный вариант книги, а домашнее задание они делают прямо на уроке". Как сказали "Белорусским новостям" в Комитете образования Мингорисполкома, в столице учебниками и учебными пособиями школьники обеспечиваются в соответствии с нормативными актами Министерства образования. Один комплект на урок в классе как раз соответствует существующим нормативам. Все по правилам, одним словом. У учеников 9-х и 11-х классов своя головная боль. Летом им предстоит сдавать экзамены за базовую и среднюю школу. Изученные книги за 9-й и 11-й класс дети должны сдать в библиотеку. Как можно по распечаткам без учебников готовиться к экзаменам? Эта мысль озвучена на форуме Национального института образования в его ветке "Острая нехватка учебников и учебных пособий". Вот что пишет на форуме, судя по всему, учитель: " в нашем районе остро не хватает учебника "ЧОГ, 9 класс". Кроме того, в 9-х классах есть проблема с учебниками по истории. Предложение министра образования "использовать электронную версию" или "администрация учреждения образования должна размножить недостающие учебные пособия" для нашего района невыполнима. На августовских совещаниях мы вышли с предложением откорректировать календарно-тематическое планирование по истории Беларуси, всемирной истории в 9-х и 9-штрих классах таким образом, чтобы всем учащимся хватило учебников (так, например, в 9-м классе 1-ю и 3-ю четверти проходить историю Беларуси, а во 2-й и 4-й четвертях — всемирную историю), однако делать нам это категорически запретили!!! Вот вам и подтверждение слов Радькова: "Я зразумеў, што пры пераходзе на 11-гадовае навучанне вострых праблем у нас не адзначаецца". По словам заместителя министра образования Казимира Фарино, учебники для 6-8 классов изданы в "достаточном количестве". "Единственная проблема — 9-штрих и 11-штрих классы, и то со второго полугодия, потому что одни и те же учебники будут использоваться и в штрих-классах, и в обычных", — заявил К.Фарино в интервью агентству "Интерфакс-Запад". По мнению замминистра, проблема нехватки учебников сводится к недостаточной четкости их распределения школами: "Сейчас происходит распределение учебников между школами, между районами, между областями. Мы проанализировали ситуацию — учебников для 6, 7, 8 классов издано на 15% больше, чем сейчас учеников в школах". Как сообщили в Комитете образования Мингорисполкома, во всех городских школах есть электронный вариант учебников, которые дети не получили на руки и, соответственно, каждый ребенок может переписать его на электронный носитель и работать дома. Кроме того, учебники можно скачать на сайте Национального института образования и использовать в дальнейшем либо работая за компьютером, либо распечатав. Также существуют рекомендации для учителей на второе полугодие, как организовать учебный процесс с минимальным использованием учебника. За электронные учебники ратует и Министерство образования. Казимир Фарино говорит: "Каждое учреждение образования имеет выход в интернет. Пожалуйста, заходите на сайты управлений областных и районных отделов образования. Директор школы обязан обеспечить каждого ученика школы электронной версией учебника в соответствии с решением коллегии, которая состоялась в конце августа". При этом школы не получили отдельного финансирования на обеспечение распечатками или электронными дисками с материалами учебников. Судя по всему, решать проблему будет совместно родительский комитет и руководство школ. На этот счет приведем еще одну реплику с форума: "Кто-нибудь задумался, сколько будет стоить печать учебника на принтере? Во многих школах вообще проблематично что-то напечатать, и с родителей собирают деньги на тонер, картриджи". Обучение в школе действительно обходится родителям все дороже. Они со своих зарплат платят налоги, за которые государство содержит средние учреждения образования, добровольно сдают деньги в родительский комитет и кладут их на благотворительные счета школ. Кстати, если задуматься, что делают в школах за эти средства (ремонт санузлов, установка освещения в классах), недостаточное финансирование системы школьного образования становится очевидным. Что касается учебников, то напомним, что родители платят за их пользование в независимости от того, получил ребенок книгу или учится по распечатке с компьютера, сделанной за счет их собственных средств. К слову, из года в год пользование комплектом учебником обходится дороже. В сентябре ученики заплатили в 8-м классе —19 910 руб., 9-м классе — 22 000 руб., 9-штрих — 22 360 руб., 11-м классе — 13 660 руб., 11-штрих — 16 890 руб. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
19 января 2009 Общество Елена СПАСЮК, Белорусские новости Белорусские школы испытывают дефицит учебников и переходят на использование их электронных вариантов. |
|