Возвращение к «откатам»Совет Министров постановлением от 20.12.2008 № 1987 завершил формирование нового порядка осуществления в нашей стране государственных закупок, который начнет действовать с 19 января. Напомним, его основные принципы утверждены Указом Президента от 17.11.2008 № 618 «О государственных закупках в Республике Беларусь». Власти надеются, что данный порядок позволит не только дебюрократизировать закупочную деятельность, но и повысить эффективность расходования казенных средств. Правительство, согласно Указу № 618, разработало новое Положение о порядке выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении государственных закупок на территории Республики Беларусь (далее — Положение). В нем реализованы установки главы государства, направленные на ускорение закупочного процесса. Старый порядок госзакупок, как известно, был основан на жестком командном механизме, который требовал множества согласований с вышестоящими органами управления. Либерализация, предусмотренная Указом № 618, нашла отражение в новом Положении, из которого изъяты нормы прежних согласований. Таким образом, скорость этого процесса, теперь зависит фактически только от самого заказчика, действий его должностных лиц. Впрочем, закупку определенных товаров один раз в год согласовывать все же придется. Постановлением № 1987 правительство обязало заказчиков формировать годовые планы с учетом решения Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики. Оно касается товаров, включенных в Перечень, утвержденный постановлением Совмина от 15.12.2003 № 1629 (в частности, крахмал, обувь, ткани, трубы, радиаторы, инструменты, замки, насосы, двигатели, бульдозеры и т. п.). Кроме того, в новом Положении есть ряд новшеств в отношении в правил проведения процедур закупок, осуществляемых на конкурсной основе. Например, исключено понятие ценовой комиссии. Теперь заказчик (организатор, уполномоченная комиссия) получил право создавать одну конкурсную комиссию, которую может уполномочить на проведение «иных видов процедур». Изменились и требования к участникам конкурсных процедур, связанных с подтверждением их экономического и финансового положения. Если ранее был обязателен весь перечень требований, то теперь заказчик может ограничиться, например, документами, свидетельствующими о своем финансовом состоянии и платежеспособности на дату подачи предложения, отчетом об обороте товаров, относящимися к предмету закупки, за последние 3 года. Конкретизировано понятие однородных товаров: это «товары (работы, услуги), относящиеся к одной подкатегории Общегосударственного классификатора «Промышленная и сельскохозяйственная продукция». Постановление № 1987 открывает дорогу использованию при осуществлении госзакупок электронных документов, что, безусловно, послужит снижению «бумажного вала». В частности, при проведении конкурсов заказчики и участники могут выбирать форму оформления конкурсных документов и предложений — бумажную или электронную. Новый порядок разрешает иметь несколько победителей конкурсных процедур. «Если же по результатам переговоров ни один из них не выбран поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то при возможности разделения предмета закупки его количество (объем) пропорционально распределяется между всеми участниками, конкурсным предложениям которых присвоен порядковый номер 1 (первое место), а при отсутствии такой возможности поставщиком (подрядчиком, исполнителем) из числа названных участников выбирается тот, конкурсное предложение которого поступило ранее других предложений», — таковы правила, которыми должен руководствоваться заказчик при проведении отрытого конкурса. Конечно, это новшество уменьшит количество жалоб от проигравших, риск заказчика в отношении поставок необходимого объема товаров, но из-за снижения накала «соревнования» между участниками может неблагоприятно сказаться на формировании в стране конкурентной среды среди поставщиков. Кстати, Положение, утвержденное постановлением № 1987, сохранило прежние подходы в отношении оценки предложений участников, что, к сожалению, также не убавит субъективизма при подведении итогов конкурсных процедур. Вряд ли послужат процессу развития конкуренции и коррективы, связанные с минимальным числом участников при проведении процедур запроса ценовых предложений и оформления конкурентного листа. Для того чтобы они считались состоявшимися, достаточно уже не три, а два участника. Хотя заказчикам это новшество, безусловно, выгодно, потому что смягчит «головную боль», связанную с работой по приглашению потенциальных поставщиков к участию в указанных процедурах. Обращает на себя внимание появление в Положении новой главы, регулирующей проведение конкурса-редукциона. Это — способ выбора поставщика путем открытых торгов по снижению цен конкурсных предложений участников. Как указано в документе, он «может применяться в случае закупки товаров (работ, услуг), для которых существует постоянно действующий рынок, если заказчику, организатору, уполномоченной организации известно, как правило, не менее 5 потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) таких товаров (работ, услуг)». Правительственным документом разрешено проводить конкурс-редукцион в форме электронной торговли в соответствии с Правилами оптовой торговли и государственных закупок, осуществляемых в форме электронной торговли, утв. постановлением Совмина от 19.07.2007 № 924. Постановлением № 1987 определен Перечень товаров (услуг), государственная закупка которых может осуществляться в форме электронной торговли. В него вошли, в частности, такие товары, как сушеные овощи, сушеные фрукты, рыба, масло подсолнечное, макароны, текстиль, бумага, мыло, краски, фармацевтические препараты, автомобили. При этом «при проведении редукциона заказчик, организатор, уполномоченная организация осуществляют его аудио-, видеозапись», которая подлежит хранению в течение 3 лет. Важная корректировка конкурсного законодательства произведена в отношении объемов и стоимости госзакупок. Она дает право заказчику в ходе проведения процедуры «увеличивать (уменьшать) до 10% объем данной закупки, а также ее стоимость, указанную в договоре, в связи с изменением стоимости приобретаемых сырья, материалов, комплектующих и иных товаров (работ, услуг), которое невозможно было предусмотреть в начале процедуры этой закупки, а также изменением законодательства». Это изменение следует приветствовать, поскольку из-за «пляски цен» на товары, что происходит в повседневной жизни, зачастую весьма трудно было избежать конфликтов между заказчиками и поставщиками. Но, пожалуй, самый главный момент, который обращает на себя внимание в правительственном документе № 1987, — это признание утратившим силу постановления Совмина от 29.12.2007 № 1894, которое устанавливало правила закупок на конкурсной основе за счет собственных средств. Оно касалось, как известно, прежде всего субъектов хозяйствования, полностью находящихся в госсобственности, которых в Беларуси еще множество. Срок его действия истек 31.12.2008 г. и многие хозяйственники, эксперты ожидали появления нового документа, где, возможно, нашли бы место некоторые коррективы действовавшего порядка. Вместо этого, как пояснили «ЭГ» в Минэкономики, которое занимается разработкой конкурсного законодательства, с 1.01.2009 г. субъекты хозяйствования могут проводить закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств без применения процедур закупок, предусмотренных постановлением № 1894. «Порядок таких закупок субъектам хозяйствования следует определить самостоятельно, если это не будет сделано вышестоящими органами, в подчинении (составе) которых субъекты хозяйствования находятся», — уточнили в Минэкономики. Как говорится, полная либерализация в отношении закупок за счет собственных средств! Странная, если не сказать сомнительная позиция, которая, естественно, не будет способствовать рациональному использованию финансовых средств на госпредприятиях. Ведь в мире тенденция такова, что даже частные компании стремятся создавать системы закупок, которые бы осуществлялись только на конкурсной основе. Тем более это очевидно для госсектора, где менеджеры не имеют прямой заинтересованности в экономии ресурсов. Актуальность данного фактора усиливается сейчас углублением финансово-экономического кризиса, затронувшего, увы, и нашу страну. С другой стороны, ликвидация конкурсной системы — прямой путь к замещению ее системой «откатов», борьба с которой потребует создания новой армии контролеров. Зачем возвращаться-то в прошлое? Михал СТЕЛЬМАК Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
может спровоцировать отказ от конкурсной системы на госпредприятиях
|
|