Татьяна Старченко о "Музыкальной гостиной" и о себе
31 января 2009 Культура
Ирина ЗАВАДСКАЯ, Советская Белоруссия Скажу честно: концерты в филармонии я посещаю нечасто и отнюдь не из чувства профессионального долга, а только от случая к случаю и в основном ради удовольствия. Иногда — из любопытства То есть на глубокое знание предмета не претендую и яростно доказывать, что знание классической музыки есть непременный атрибут интеллигентного человека, не собираюсь. В нашем и без того агрессивном столетии ее, бедную, по-снобистски "заездили и заобсуждали настолько, что задушили" (цитирую распространенное мнение интернет-блоггеров по поводу классики). Увы, у многих эта музыка ассоциируется со скукой и тяжеловесностью Однако каждый раз, когда я захожу к Татьяне Старченко в ее "Музыкальную гостиную" в Белгосфилармонии, ловлю себя на мысли, что мир наконец-то обрел настоящую гармонию. — Знаете, Татьяна Геннадьевна, когда вы заводите разговор с залом, у меня возникает стойкое ощущение, будто чуть ли не с каждым из своих слушателей вы не просто знакомы, а пережили общую, возможно, даже личную историю — Конечно, это не так Но если музыковед поднимается на сцену и сообщает, что Бетховен родился в 1770 году, лучше ему сразу уйти. Старая советская традиция, когда на сцену выходит лектор и хрестоматийно рассказывает о жизненном пути художника, — это прошлый век. — Но и вы говорите со сцены о музыке — Я имею на это право, я ее исполняю. И говорю о музыке совсем не то, что прочла в книгах, а что познала через свою профессию Не хотела бы никого обижать, но, к сожалению, у нас филармоническая жизнь порой мало отличается от той, какой она была после Второй мировой войны. — А какой она была? — Прежде всего, люди были другими — телевизоров не знали, радио слушали запоем. Другое информационное поле, другие дети, молодежь, другая жизнь Моя мама, которая росла в военном Сталинграде, например, рассказывала, как в четвертом классе она купила билет на оперетту и пешком одна прошла 7 километров, чтобы попасть на спектакль. Так страстно ей этого хотелось!.. Но сейчас, когда у нас XXI век на дворе и практически все что угодно можно послушать в записи, публику надо удивлять. — Да уж, услышать соло на контрабасе в вашем рождественском концерте я никак не ожидала — Вообще-то уговорить на это Виктора Ольшевского было непросто. Он блестящий контрабасист, однако он — солист камерного оркестра. То есть музыкант, преданный классическим традициям. Но мне, в принципе, трудно отказать, к тому же как пианистка я давно сотрудничаю с этим оркестром. И потом, я предложила ему исполнить Баха в джазовом стиле, на что отваживаются не все музыканты. Но я знала, что в юности Витя играл на танцах, он открыт для нового, вдобавок обладает редким сценическим обаянием Словом, против такого вызывающего соблазна он не устоял. — Еще хотела спросить о вашем творческом альянсе с артистом Купаловского театра Виктором Манаевым — О, это отдельная история! 10 лет назад я впервые посмотрела спектакль "Арт" с его участием. После я видела этот спектакль в Лондоне, в БДТ, в Театре имени Маяковского. И снова здесь, в Минске Потом вырос мой сын Кирилл, и мы уже ходили на "Арт" вместе. Так что я с полной ответственностью могу сказать: наш "Арт" — лучший. И Манаев — лучший. Лучше, чем в Лондоне, в Москве Однажды я пришла к нему и рассказала об этом. А после пригласила в свою "Музыкальную гостиную" прочесть несколько стихотворений. Потом еще раз и еще, предложила сольный концерт, где поэзия Пастернака соединилась с музыкой Шопена Теперь к новому сезону готовим с ним совместную программу, где Витя простите, Виктор Сергеевич Манаев будет читать рассказы раннего Чехова. Он взрослый, умный, глубокий артист. Именно такого Чехов и достоин, но, к сожалению, наши театры Чехова не ставят К слову, на будущий сезон я планирую целый проект "Звезды белорусского театра в филармонии". Хотела бы видеть в нем еще и Сергея Журавеля. А Светлана Суховей, актриса Театра киноактера? Кому, как не ей, читать Марину Цветаеву?.. — Вы никогда не беспокоитесь, примет ли публика ваши эксперименты? Принято считать, что поклонники классической музыки — люди консервативные — Ну, мир так устроен, что всегда найдутся те, кто станет протестовать. Только без экспериментов музыке сложно оставаться живой. — А разве недостаточно просто живых концертов? Тем более что и спрос на интерактивную — в том числе классическую — музыку опять возвращается — Думаю, искусство, которое творится здесь и сейчас, всегда будет интересным. В прежние годы я часто выступала в вузах, где не раз получала подтверждение этому. Другой вопрос, что в редких вузах имеются рояли, это отдельная тема для разговора. Скажем, хороший рояль есть в БГУИР, неплохой — в инязе, в Академии МВД, а в медуниверситете — старое, неухоженное пианино. И это в вузе, готовящем цвет интеллигенции!.. Впрочем, все, что я думаю по этому поводу, я сказала студентам и преподавателям прямо со сцены. — И никто не возразил вашим гневным речам? — А мне трудно возразить. Потому что я сначала говорю, а после открываю крышку инструмента и начинаю играть, и это убедительнее всего. По-моему, магия живого инструмента ни с чем не сравнится Сейчас я намного реже езжу с концертами даже по Беларуси, потому что в "Музыкальной гостиной" каждый месяц новая программа и все время аншлаг. По посещаемости мы вторые после цирка, представляете? Почему, спрашиваете? Давайте я задам вам провокационный вопрос: вот вы приходите домой, включаете телевизор, а там — Лондонский симфонический оркестр исполняет Гайдна. Что вы сделаете? — Ну, если честно, — скорее всего переключу канал — И правильно! Больших поклонников музыки такие концерты, может, и не смутят, но сколько ни рассказывай о запахе цветка на фотографии, он все равно не пахнет Однако, чтобы создавать на сцене атмосферу счастья и любви, музыканты должны любить музыку больше, чем самих себя. Бывает, перед нами исполнитель — суперпрофессионал, придраться не к чему, а слушать его не хочется Но почему Спиваков гениально создает атмосферу, Венгеров создает? К слову, и у нас таких немало. Помню, когда филармония была на реконструкции, один из концертов "Музыкальной гостиной" прошел в Малом зале Дворца Республики. Сказочный зал, и концерт был прекрасный. Но больше всего запомнилось другое: когда я вышла за кулисы, там собрались все работники дворца, чтобы послушать нашу музыку, а после стали расспрашивать, откуда мы приехали. Выходит, люди и не подозревали, что в Минске есть такие артисты. — И те же люди покупают билеты на Хворостовского за 100 долларов и выше — Потому что Хворостовский раскручен великолепно. Это продукт абсолютно новой формации, при том, что талант и Хворостовского, и Нетребко достоин больших денег. И пусть их раскручивают, раз время такое. Сейчас внешность, харизма певца важны не меньше, чем сильный голос Впрочем, есть замечательный немецкий певец Томас Квастхофф с огромным количеством физических недостатков. У него недоразвитые руки, и на сцену его выкатывают в коляске. Но он гениально поет Шуберта. И становится потрясающе красивым, когда поет. И гонорары у него, кстати, не менее внушительные Значит, все-таки есть она, волшебная сила искусства. — Интересно, ваш сын — тоже музыкант? — Нет. Хотя музыке Кирилл учился и по-настоящему любит ее. Но однажды он задал мне обезоруживающий вопрос: мол, если все будут исполнителями, кто же будет нас слушать? И решил остаться слушателем. Слушатель из него получился отличный. Например, любимая музыка у сына в плейере — знаменитая ария "Никто не спит" из оперы Пуччини "Турандот" в исполнении Паваротти Впрочем, умение играть на каком-либо инструменте еще никому не мешало. Больше того, когда с детства учишься музыке, это воспитывает характер. Вдобавок ты рано попадаешь в другой круг, где другие разговоры, другой взгляд на мир. Получив "прививку" настоящего искусства, ты уже встречаешься совсем с другими людьми, по-другому с ними общаешься. И в результате женишься или выходишь замуж не за тех, а за других, и дети у тебя другие рождаются В общем, музыка программирует другую жизнь. Потому что это замкнутый круг — где хорошая музыка, там и театр, и литература качеством повыше. Ну и качество жизни в целом иное. — Этот год для "Музыкальной гостиной" юбилейный. Как будете отмечать? — Ровно 10 лет нам исполнится в мае, в мае же закрываем сезон. Но закрываем юбилейным концертом, первым из юбилейных. А потом будем активно праздновать еще целый год. Концерты гарантирую фантастические! Как всегда, пожалуй Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
31 января 2009 Культура Ирина ЗАВАДСКАЯ, Советская Белоруссия Скажу честно: концерты в филармонии я посещаю нечасто и отнюдь не из чувства профессионального долга, а только от случая к случаю и в основном ради удовольствия.
|
|