Бичурин: Достаточно сложно защищать авторские права в ситуации, когда авторское сообщество инертно.
4 февраля 2009 Общество
Анна ШАДРИНА, Советская Белоруссия Фото: Артур ПРУПАСУважение авторского права — это свидетельство развитого общества. Если человек думает не о выживании, а о получении дополнительных благ — это хороший показатель, считает начальник Центра по коллективному управлению имущественными правами Национального центра интеллектуальной собственности Алексей Бичурин. Что такое авторское право и почему так важно его соблюдать? Кто является автором? Что подлежит защите? Об этом наш разговор с руководителем специализированной службы, которая занимается защитой прав авторов музыкальных и иных произведений. — Алексей Владимирович, почему нашему обывателю так трудно объяснить, зачем такси и рестораны должны делиться прибылью с теми, чьи песни они используют в своем бизнесе? — Считаю, что истоки такого отношения к интеллектуальной собственности в целом и к объектам авторского права в частности находятся в нашем прошлом. Например, при СССР существовали специфические подходы, сформировавшие отношение к авторскому праву. Авторам изобретений выдавались свидетельства, предполагающие у них наличие исключительно моральных прав. Материального эффекта от этого не возникало. Обладателем имущественных прав становилось государство, которое распоряжалось внедрением изобретения и получением дохода. Рестораны, будучи государственными предприятиями общественного питания, не имели обязанности выплачивать авторское вознаграждение за использование музыки. В то же время в практике западных стран защита авторских прав, прежде всего экономического характера, существует с XVIII века. — А когда у нас возникло понимание того, что за использование чужого труда необходимо платить? — Оно по-прежнему продолжает возникать. Самые эмоциональные споры ведутся в сфере публичного исполнения музыкальных произведений. Например, открываете вы ресторан. Вам и так трудно. А тут еще приходим мы и говорим: "Надо заплатить за использование музыки". Понимание формируется на уровне каждого человека. Мы все авторы чего-то. Рано или поздно это коснется вас. В целом вся социальная сфера зависит от того, насколько обществом стимулируются талантливые люди к тому, чтобы продолжать свое творчество. Авторское право — это экономическое средство защиты таланта. Я буду создавать новые песни, если пойму, что это приносит не только моральное удовлетворение. — Сумма, которую выплачивают авторам, устанавливается государством? — В наших условиях — да. Существует минимальный стандарт. Пользователь не может заплатить меньше установленного процента. Но автор вправе требовать больше. В других странах это происходит иным образом. Организация по коллективному управлению, с одной стороны, и консолидированный представитель интересов пользователей (например, объединение рестораторов), — с другой, договариваются о размере авторского исчисления (скажем, в привязке к площади ресторана и количеству посетителей). Естественно, автор хочет получить как можно больше, пользователь — заплатить как можно меньше. Точка соприкосновения этих интересов и есть искомая величина. У нас, к сожалению, нет устоявшейся традиции договариваться по поводу реализации своих материальных интересов. Государство взяло на себя смелость и ответственность упростить данный механизм путем установления минимальных ставок. — О каких суммах идет речь? — Авторские отчисления не выражены в конкретных суммах. Определить стоимость конкретного произведения в конкретной сумме практически невозможно. Автор вправе считать его бесценным. В то же время есть логичный показатель уровня востребованности произведений — это доходы от осуществления деятельности, которая связана с использованием объектов авторского права. Например, вы работаете на музыкальной радиостанции, получаете доход от рекламы. Эти доходы логически увязываются с используемым репертуаром, его объемом и интенсивностью ротации произведений в эфире. Ставка для сферы радиовещания сформулирована в виде одинакового для всех 1% от общей суммы доходов. НЦИС распределяет общую полученную сумму между авторами исходя из времени звучания произведения. Для этого выводится стоимость единицы времени звучания песни для конкретной радиостанции, которая умножается на продолжительность использования конкретного произведения в эфире. Чем больше доход пользователя, тем выше авторские отчисления. Документ, определяющий ставку авторского вознаграждения, в нашей стране был принят в 1997 году. Возможно, пришло время что-то пересмотреть. Но для этого необходимо подготовить ситуацию. Охватить как можно больше пользователей, чтобы избежать отговорок вроде "а почему я должен платить, если мой сосед не платит?". — Может быть, это понимание бы окрепло благодаря реальным санкциям против тех, кто является "злостным неплательщиком"? — Подход в целом мне импонирует, но он довольно радикальный. Да, в нашей стране существует административная и уголовная ответственность за нарушения в области авторского права. Однако серьезные уголовные санкции до сих пор практически не применялись. Нет прецедента, чтобы кто-то сел в тюрьму за подобное нарушение. Автор прежде всего заинтересован в получении материальной компенсации за совершенное нарушение. Это на практике сводится к гражданско-правовому делу. А мы заинтересованы и в дисциплинирующих мерах. У многих пользователей сформировалось такое представление: даже если тебя поймают, можно будет откупиться разовым вознаграждением конкретному автору и забыть об инциденте. Мы считаем необходимым убедить пользователей в том, что все это достаточно серьезно, за нарушения можно сесть в тюрьму. Но такая практика сложна во внедрении. "Если раньше никого не сажали, почему я должен быть первым?" Наша точка зрения: этим первым вполне можете быть вы, если считаете, что авторское право — это что-то не имеющее практического воплощения. — Каково соотношение отчислений белорусским авторам и зарубежным? Изменилось ли что-нибудь с введением квоты в 75% на белорусскую музыку в эфире? — Процент постепенно возрастает. В 2008 году всего в Беларуси нашей организацией было собрано 5 миллиардов рублей авторских отчислений по всем секторам использования. На сегодняшний день на белорусских авторов приходится порядка 70% от общей суммы сборов. — То есть теоретически около 3 миллиардов нужно разделить на 2,5 тысячи зарегистрированных в НЦИС авторов и мы узнаем, сколько автор музыкального произведения получает в год? — Все не так просто. Ежемесячно авторские вознаграждения получают около 900 человек. Кто-то получит миллионы рублей, а кто-то десятки тысяч. Все зависит от востребованности произведений каждого конкретного автора. — Некоторые авторы жалуются, что их произведения используются в рекламе на радио и телевидении, но отчислений они не получают. Если авторы объединятся и устроят бойкот: не будут писать новых песен, пока за старые не заплатят, это возымеет какое-то действие? — Пользователь в большинстве случаев находится в более выгодном положении, чем конкретные авторы. Если запретить использовать белорусские произведения, будут использоваться зарубежные. Кому от этого будет хуже? Такой подход просто парализует систему получения вознаграждения нашими авторами. Этого ли мы хотим? — А как обстоят дела с отчислениями из телекомпаний? — В прошлом году был заключен договор между НЦИС и Белтелерадиокомпанией, чему предшествовали долгие и напряженные переговоры. С другими телекомпаниями ситуация не такая простая. Наше предложение есть. И мы его постоянно обновляем. У авторов есть претензии — мы начинаем по ним работу. Обращаемся к тому или иному каналу с указанием, что они незаконно используют объекты авторского права. И вопрос решается. Пока только в отношении единичных авторов. — А что с Интернетом? — В прошлом году "СБ" написала о том, что некий интернет-провайдер "выложил" на своем портале в свободном доступе музыкальные альбомы белорусских и зарубежных авторов. При этом авторы не были в курсе ситуации. Эта публикация послужила импульсом в том числе и в нашей работе. Практически все провайдеры наблюдали за процессом наших переговоров с тем пользователем. Был заключен договор. Данный провайдер проявил себя с лучшей стороны. Некоторые последовали этому примеру. Некоторые по-прежнему надеются на авось. Но это все до поры, как говорится, до времени. В настоящее время от деятельности, ведущейся с использованием сети Интернет, в НЦИС поступает 1% от общей суммы авторских отчислений. Но этот показатель постепенно растет во всем мире. Особенно приятно, когда сами бизнесмены приходят и говорят: "Я собираюсь осуществить такой-то проект и хочу делать это легально". Достаточно сложно защищать авторские права в ситуации, когда авторское сообщество инертно. Авторов, которые знают, что у них есть права, и хотят их защищать, еще в прошлом году было на 300 меньше. Не все верят в эффективность действующей системы. Некоторые разочарованы тем, что отсутствует немедленный эффект. А те, которые получают миллионы рублей авторского вознаграждения, часто думают: "У меня и так все хорошо. Зачем мне суетиться?" Наш национальный механизм коллективного управления построен по подобию западного образца. Но "у них" такой механизм движим объединением интересов авторов эффективно защитить свои права. Над этим стоит задуматься. А выводы, к которым вы придете, возможно, помогут нам защитить и ваш талант. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
4 февраля 2009 Общество Анна ШАДРИНА, Советская Белоруссия Фото: Артур ПРУПАСУважение авторского права — это свидетельство развитого общества. |
|