"Вопроса о введении российского рубля в качестве единой валюты Союзного государства ни на состоявшемся Высшего Государственного Совета Союзного государства (ВГС), ни в ходе его подготовки, ни, вообще, говоря откровенно, за последние два- три года никто на серьезном уровне уже не ставил", - подчеркнул он.
"Совершенно очевидной стала для всех справедливость позиции, с которой наша сторона всегда, собственно, выступала - да, это важно, это - нужная цель, но это должно быть венцом процесса - гармонизации экономики, взаимодействия экономики", - отметил глава белорусского МИД.
"Не сразу, но постепенно наши коллеги в российских ведомствах пришли к этой же точке зрения. Есть полное взаимопонимание, что это цель, к которой нужно двигаться, но сначала нужно решить массу других дел", - подчеркнул он.
"Поэтому об этом обсуждения даже не было, и те, кто пытается утверждать это, пытаются просто создать спекуляцию на пустом месте", - сказал С.Мартынов.
"Речь шла об обсуждении темы, которая фигурирует в последнее время действительно часто: о роли российского рубля как наиболее массивной, скажем так, и наиболее основательно укрепленной валюте на постсоветском пространстве в качестве валюты, которая использовалась бы преимущественно в расчетах. Появился в последние месяцы термин "региональная валюта" или "региональная резервная валюта", - добавил он.
"Фактически речь шла о том, чтобы создавать больше условий для того, чтобы в практических реальных расчетах между двумя экономиками, двумя субъектами хозяйствования, в данном случае речь шла о Беларуси и России, во все большей степени использовался российский рубль", - пояснил министр.
"И здесь нет какой-то, так сказать, заданности или поручения правительствам: там, к такому-то числу обеспечить стопроцентное использование российского рубля", - обратил внимание глава белорусского внешнеполитического ведомства.
"В поставках товаров из Беларуси в Россию по большей части идет оплата нам с российской стороны в российских рублях. А в оплате нами импорта из России, с учетом того, что основной компонент этого импорта составляют товары энергосырьевые и с учетом того, что у нас, к сожалению, в этой связи существует дефицит торгового баланса, мы за нефть, газ платим в долларах", - напомнил С.Мартынов. Он заметил, что "это примерно 60% нашего торгового оборота".
"Очевидно, что любой платеж в долларах идет не между Москвой и Минском, а с задействованием американских финансовых центров. Использование чужой валюты тоже не бывает бесплатным. Поскольку это оборот многомиллиардный, то получается, что наряду с обслуживанием самого этого оборота между двумя нашими странами мы обслуживаем и "подкармливаем" еще кого-то", - подчеркнул глава МИД.
"Обсуждалось, как сделать так, чтобы этот товарооборот во все большей степени обслуживался в российских рублях, в российской валюте", - отметил он. "У нас (у Беларуси - ИФ) существует дефицит в этой торговле. То количество рублей, которое мы получаем из России, недостаточно для того, чтобы была "смазка" товарооборота", - заметил он. "И речь шла о том, есть ли какие-то механизмы, с использованием которых можно некий массив, некую сумму российских рублей использовать для того, чтобы она обслуживала этот товарооборот на взаимовыгодных началах", - продолжил министр.
"И было дано поручение правительствам обеих стран подумать на эту тему и посмотреть, можно ли что-то сделать на системной основе", - добавил он.