Свободные цены Минэкономики возьмет под постоянный контроль
Введение свободного ценообразования может обернуться обманом потребителя. Такое мнение «Белорусским новостям» высказал председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов.
«Производители будут что-то придумывать и предлагать якобы новый продукт, который на самом деле мало чем будет отличаться от старого. Условно говоря, если бы молоко не входило в перечень социально значимых товаров, на которые цены по-прежнему регулируются, то производитель мог, например, изменить показатель жирности. Был 3,0%, стал 3,1%. Вот и все, новый продукт. Думаю, подобного рода спекуляции будут. Они заложены указом № 70 (предусматривающий введение свободного ценообразования. — «БН»). Только зачем обманывать всю страну?», — отреагировал В.Маргелов. На его взгляд, свободное ценообразование надо было ввести и для старых видов продукции. «Власти сделали хороший, но слишком осторожный шаг в направлении либерализации ценообразования. Принятые меры не касаются ни общественного питания, ни розничной торговли, где задействовано около 40% бизнеса. Там все осталось, как было. Поэтому негосударственная торговля по-прежнему медленно умирает, хотя могла бы выжить». Минэкономики, впрочем, сейчас волнует другое — возможный ценовой беспредел. «Я прошу, чтобы со стороны предпринимателей было понимание шагов, которые делает государство, и не произошло разового обвального повышения цен, — заявил директор департамента ценовой политики Минэкономики Игорь Фомин, комментируя указ президента № 70. — Мы понимаем, что экономика должна развиваться по своим законам. Если произошла разовая девальвация, то экономические затраты надо компенсировать. Но разумно и с пониманием, поэтапно, а не обвально». Как считает В.Маргелов, «наши субъекты хозяйствования обладают ответственностью и умом, чтобы учесть и свои интересы, и интересы потребителя. Нужно создать им стабильные нормальные условия и не обижаться, что они повышают цены после девальвации». Тем не менее, ценовой беспредел, на его взгляд, возможен из-за отсутствия необходимых механизмов по регулированию цен монополистами, «против действия которых торговля будет бессильна. Ведь уже завтра монополисты могу взвинтить цены, а через какое-то время всех либералов народ просто побьет». Впрочем, как отметил В.Маргелов, «нужно еще понимать, кого у нас относить к монополистам. Ведь они могут быть на разных уровнях — национальном, региональном. Условно говоря, можно ли считать монополистом «Бабушкину крынку», которая поставляет 80% молока в Могилевскую область? В целом, да. Потому что молоко других производителей не способно повлиять на цену товаров этого предприятия». В Минэкономики жизнь монополистам обещали усложнить. То есть повлиять на региональные войны и на ситуацию по ограничению доступа товаров из одних областей в другие. Игорь Фомин заявил журналистам, что в министерстве сейчас рассматриваются дела такого рода. «Мы за развитие сферы свободной конкуренции в разумных пределах», — озвучил он позицию Минэкономики. Виктор Маргелов считает, что в этом отношении нужны радикальные меры. «Уже подготовлен проект Национальной платформы бизнеса-2009. Одним из важнейших пунктов в нем является усиление административной и уголовной ответственности представителей госорганов даже за устные запреты, касающиеся поставок товаров из других регионов». Учитывая намерения Минэкономики повлиять на региональный протекционизм, можно предположить, что правительство, как минимум, прислушается к этому предложению. Пока же власти намерены продолжить контролировать бизнес. Ценообразование хоть и свободное, но Минэкономики не собирается пускать ситуацию на самотек. В частности, Совмин разрешил Минэкономики осуществлять мониторинг цен. По фактам их экономически необоснованного завышения могут снова возобновиться проверки субъектов хозяйствования. Правда, так и осталось не ясным, какие критерии при проверках будет служить доказательством того, что цена необоснованно завышена. Ведь предельные индексы цен в этом году не введены. В бизнес-сообществе отмечают, что юридически индексов цен действительно нет, но на словах они вроде как действуют. По словам И.Фомина, решение о том, обоснованно или нет завышена цена, будет приниматься только по результатам проверок и знакомства с конкретными документами. В общем, цены завышать можно, но если они не понравятся, можно нарваться на серьезные неприятности. В частности, в результате проверок необоснованности повышения цен у 75 субъектов хозяйствования в Беларуси лицензии были аннулированы. Об этом сообщил на брифинге заместитель директора департамента ценовой политики Министерства экономики Александр Курильчик. У 43 субъектов хозяйствования действие лицензии приостановлено на срок от одного до трех месяцев. Департаментом вынесено 87 постановлений об административной ответственности. Выписаны штрафы на сумму 72,9 млн. рублей Тем не менее, все понимают и знают, что цены еще вырастут. Это было известно и до введения указа № 70. Инфляция в январе этого года составила 4,1%. Согласно анализу данных Национального статистического комитета о ежемесячном изменении цен на потребительском рынке, проведенного БелаПАН, рост потребительских цен в Беларуси в январе 2009 года стал самым высоким за последние шесть лет. Более высокий показатель был зафиксирован в январе 2003 года — 4,3%. После этого самым инфляционным был январь 2008 года (2,5%). В декабре 2008 года цены выросли на 1,2%. Что еще печальнее, потребительские цены в Беларуси растут быстрее, чем в странах СНГ. По данным национальных органов статистики, за январь нынешнего года в Украине потребительские цены увеличились на 2,9%, в России — на 2,4%, в Латвии — на 2,2%, в Грузии — на 1,4%, в Казахстане — на 0,3%. В Молдове цены снизились на 0,1%, в Эстонии — на 0,6%. Уже известно, что в ближайшее время могут вырасти цены на товары с импортной составляющей. Это прогнозирует Минэкономики и связывает увеличение цен с либерализацией ценообразования и январской девальвацией. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Введение свободного ценообразования может обернуться обманом потребителя. |
|