Доведенное Минску задание об увеличении за несколько лет строительства жилья примерно в 2 раза и ежегодного его ввода до 2 млн. квадратных метров смутило специалистов. Сразу возникли вопросы, на которые не всегда находились ответы.
Архитекторов прежде всего интересовало, на каких площадях будет осуществляться намеченное грандиозное строительство? По сути, была поставлена задача в кратчайшие сроки построить еще один Минск. В пределах действующей городской черты территории недостаточно, пришлось бы сильно уплотняться. Это привело бы к ухудшению экологической обстановки, увеличению нагрузки на социальную сферу.
Возникли бы проблемы и с транспортным обслуживанием. Пока уровень автомобилизации в Минске в 2 — 2,5 раза ниже, чем в крупнейших зарубежных городах. Однако количество личных автомобилей ежегодно возрастает на 6 — 8 процентов. И уже через пять — десять лет может возникнуть реальная опасность многочасовых автомобильных пробок. Все более острой может стать проблема загрязнения воздушной среды автотранспортом. Его выбросы уже сегодня составляют до 80 процентов от валового выброса в воздушный бассейн Минска. Около 170 тысяч тонн в год!
Можно было бы под новое жилищное строительство прирезать дополнительные территории за кольцевой дорогой. Но вокруг Минска — хорошая плодородная земля, зоны отдыха. Эти территории просто жалко отдавать под производства и жилье. Да и нужно ли превращать нашу столицу в гипермегаполис?
Понятно, что при установлении повышенных заданий строителям преследовалась благородная цель — решить жилищную проблему в столице. Но странное дело — чем больше строится жилья, тем длиннее становятся очереди. Происходит это по двум причинам. Во–первых, население всеми правдами и неправдами стремится построить дешевое жилье. Встречаются граждане, которые, используя законодательные нюансы, встали в очередь на льготное жилье благодаря прописке бабушек и дедушек, фиктивного развода или женитьбы. Массовой стала ситуация, когда построенная по льготному кредиту квартира немедленно сдается квартирантам и служит для «остронуждающихся» дополнительным источником дохода. А поскольку льготы предоставляются за счет бюджетных средств, то они, по сути, оплачиваются за счет денег честных налогоплательщиков.
Во–вторых, Минск как магнит притягивает жителей других регионов страны. И это понятно: в столице проще найти высокооплачиваемую работу, при определенной предприимчивости можно относительно быстро получить квартиру, здесь больше возможностей для отдыха и развлечений. В итоге в столицу резко увеличился наплыв мигрантов.
Но в результате переезда в Минск наиболее молодых и квалифицированных кадров стали возникать серьезные проблемы с обеспечением трудовыми ресурсами небольших городов и сельских населенных пунктов. Конечно, все граждане у нас одинаковы, и нельзя вводить запреты на изменение места жительства. Но есть другой вариант: создать условия, при которых жители небольших городов могли бы хорошо зарабатывать и жить в комфортных условиях, не покидая родного города.
У Минска серьезные проблемы из–за перегруженности промышленными предприятиями. Заводы не только отрицательно влияют на экологию, но и зачастую занимают буквально «золотую» землю. Минск стал крупным деловым центром, в нем все больше строится офисов, дорогого жилья, необходимы также территории для парков, скверов, других мест отдыха. В результате цена столичной земли резко поднялась. Поэтому были разработаны планы выноса расположенных в центральных районах промышленных предприятий за пределы городской черты.
Переносить же заводы следует с пользой для территорий–реципиентов. Такие предприятия должны обеспечивать работой прежде всего местных жителей. При этом желательно отказаться от массового привлечения на работу минчан. В противном случае будут переполненные электрички и автобусы, а транспортные магистрали — забиты автомобилями. С утра люди поедут на завод, а вечером — обратно. А им навстречу — вторая смена... Поэтому предприятия целесообразно выносить в достаточно отдаленные населенные пункты и в обязательном порядке строить жилье для их работников и развивать социальную инфраструктуру.
По сути дела, речь идет о создании вокруг Минска сети городов–спутников. В них не только размещались бы выносимые предприятия, но и создавались принципиально новые конкурентоспособные виды деятельности. При этом необходимо определить специализацию городов–спутников и соответственно их развивать. Например, расположенный в так называемой белорусской Швейцарии Логойск может превратиться в перспективную туристическую зону, а тихий и провинциальный Червень (где я провел детство) из–за отсутствия железной дороги было бы целесообразно специализировать на не слишком материалоемких производствах.
Разумная политика развития столицы и его городов–спутников, удовлетворяя потребности в жилье очередников, позволила бы снизить давление на Минск миграционных потоков и в то же время создала бы благоприятные условия для возрождения небольших населенных пунктов. Не все, конечно, будет просто. Например, имеется достаточно желающих предоставить деньги для выноса предприятий и строительства на их месте офисных центров и элитного жилья. Но могут возникнуть проблемы с воссозданием вынесенных предприятий в городах–спутниках. Понятно, что они должны базироваться на новой технологической основе, соответствовать самым жестким экологическим нормам. Поэтому возникнет необходимость в привлечении зарубежных инвесторов с современным высокотехнологическим оборудованием. Для них желательно создание дополнительных стимулов для вложения средств. Один из возможных вариантов — включение вынесенных и модернизируемых предприятий в состав свободной экономической зоны. При этом важнейшими критериями предоставления льгот должны стать выпуск продукции на экспорт и импортозамещение.
Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей.
Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.