Яцек Протасевич: отказ от реформ закроет для Беларуси окно возможностей2 апреля Европарламент принял последнюю в этом составе резолюцию по Беларуси: работа депутатов заканчивается в мае. Резолюция, общая от всех фракций, дает новому составу критерии, которые позволят оценить, насколько продвинулся Минск в деле демократизации. Такая оценка понадобится через девять месяцев, когда вновь встанет вопрос о судьбе ныне замороженных санкций Евросоюза против белорусских чиновников. Польский депутат, глава делегации Европарламента по связям с Беларусью Яцек Протасевич беседует с корреспондентом БелаПАН о документе и своих надеждах на будущее белорусско-европейских отношений. — В резолюции мы приветствуем перемены в Беларуси. Но в то же время подчеркиваем: сделанного белорусскими властями недостаточно для налаживания полноценного сотрудничества и взаимодействия на высоком уровне. Нормальные отношения между Беларусью и ЕС возможны только в том случае, если власти проведут необходимые реформы. Наше политическое послание предельно ясно. Пока нет системных изменений, в частности не реформировано избирательное законодательство, мы не можем расценивать ситуацию как нормальную. Резолюцию можно также рассматривать в контексте отмены визита в Минск делегации Европарламента. В ходе подготовки программы визита мы запланировали единый формат для встреч с депутатами парламента Беларуси и демократической оппозицией. Почему бы и нет? Мы были готовы встретиться с белорусскими парламентариями, чтобы начать неформальные переговоры. Однако белорусские власти пытались навязать официальный формат, поэтому визит был отменен. Несмотря на все положительные перемены, начиная с освобождения политзаключенных, возвращение в подписку и распространение двух независимых газет, регистрацию ряда инициатив, в частности движения «За свободу» Александра Милинкевича, мы не признаем легитимность белорусского парламента. Он должен быть избран в результате свободного волеизъявления. Европарламент не хочет посылать общественности сигнал, что все в порядке, что незначительных изменений достаточно. Они должны стать только началом. — Вы видите готовность, желание белорусских властей работать над существенными изменениями, к которым призывает резолюция? — Я на это надеюсь. Неформальные встречи и конфиденциальные беседы с представителями властей и оппозиции показывают, что такой шанс есть. — В резолюции Европарламент не выразил позиции относительно возможного приглашения на учредительный саммит «Восточного партнерства» президента Лукашенко… — Если вы внимательно прочитаете четвертый пункт резолюции об условиях развития отношений, то найдете ответ. Европарламент считает, что расширение политического диалога между ЕС и Беларусью должно зависеть от снятия ограничений на свободу и прекращения насилия в отношении участников акций протеста и правозащитников. (В связи с этим в документе содержится призыв немедленно освободить общественных активистов Николая Автуховича, Юрия Леонова, Владимира Осипенко и Артема Дубского. — Прим. БелаПАН.) Такая формулировка была выбрана после долгих внутренних дебатов, а также консультаций с Советом ЕС и Еврокомиссией. — Что ЕС и Европарламент могут сделать для улучшения отношений с Беларусью? — Включение Беларуси в политику «Восточное партнерство» — шаг, который создает новые возможности для развития двусторонних связей. А парламент ЕС будет, пожалуй, последней из евроструктур, которая одобрит разворот на 180 градусов в отношениях с Беларусью, полную нормализацию взаимодействия. Мы стоим на страже прав и свобод человека и европейских ценностей, поэтому не ожидайте, что Европарламент будет в авангарде сближения. Это работа дипломатов и правительств. — Что вы ожидаете от Беларуси? — Что любой вид притеснений будет прекращен. В резолюции называются конкретные люди, но это только примеры. Мы не пытаемся судить, являются ли они политзаключенными, это задача правозащитных организаций, например Международной амнистии. Во-первых, мы надеемся получить от наших дипломатов и таких людей из самой страны, как Жанна Литвина и Александр Милинкевич, заявления о реальном прогрессе в области свободы СМИ и соблюдении гражданских прав и свобод. Они должны подтвердить, что перемены не косметические, а системные. Во-вторых, необходимо заявление правозащитных организаций о том, что в Беларуси нет людей, осужденных, арестованных или задержанных по политическим мотивам. Третье и, пожалуй, последнее — это политический контекст: реформирование избирательного законодательства. Здесь для нас важно, чтобы БДИПЧ ОБСЕ подтвердило, что договорилось с белорусскими властями о конкретных изменениях, которые будут реализованы. В общем, девять месяцев могут серьезно изменить отношения Беларуси и ЕС. — Похоже, что вы оптимистично настроены… — Да, но я не наивен в своем оптимизме. Даже переговоры между ОБСЕ и белорусскими властями относительно изменений в Избирательный кодекс дают повод для оптимизма. Возможное решение Минска о реализации подобных законодательных реформ — часть общего решения, представления о будущем страны. Отказ от реформ закроет то окно возможностей, которое правительству Беларуси нужно держать открытым. Я не согласен с той радикальной точкой зрения отдельных оппозиционеров, что ЕС дает Лукашенко и его правительству все, не получая ничего взамен. Сейчас мы только создаем возможности, власти ничего от нас не получают. Включение Беларуси в «Восточное партнерство» — это также только начало, финансовая помощь и безвизовый режим — только перспективы, возможности. Белорусские власти абсолютно нуждаются в улучшении сотрудничества и не смогут не сотрудничать со странами Запада. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
2 апреля Европарламент принял последнюю в этом составе резолюцию по Беларуси: работа депутатов заканчивается в мае.
|
|