Склады белорусских предприятий «разгружает» президентБелорусские власти нашли способ частично избавиться от складских запасов в машиностроении, наиболее сильно пострадавшем от падения спроса за рубежом, в первую очередь в России. Нераспроданную технику флагманов отечественного машиностроения (МТЗ, МАЗа и других) государство намерено «распихать» по белорусским организациям и предприятиям. фото из архива В ходе рабочей поездки в Гомельскую область 7 апреля Александр Лукашенко распорядился увеличить поставки белорусской техники на внутренний рынок и полностью его обеспечить отечественной продукцией. «Пока мы будем смотреть на этот мировой финансово-экономический кризис, нам надо в страну бросить основную технику — автомобили, тракторы, другую сельскохозяйственную технику. Нам надо обеспечить внутренние потребности по технике в сельском хозяйстве, коммунальной сфере», — цитирует Лукашенко «Интерфакс-Запад». При этом президент потребовал, чтобы на технику, поставляемую на внутренний рынок, «цена не была заоблачной и было обеспечено ее высокое качество». Деньги на закупку техники у государства имеются, отметил он. В этом году на эти цели планируется выделить из бюджета 3,6 трлн. рублей. Кроме того, президент упомянул о средствах инновационных фондов. Есть также фонд поддержки сельского хозяйства. В последнее время президент не раз призывал чиновников становиться министрами торговли. В роли менеджера по продажам «проблемной» белорусской продукции активно выступает и он сам. За два месяца 2009 года запасы грузовых автомобилей достигли 3,286 тыс. штук. В марте их, очевидно, стало бы больше, если бы не вмешательство президента. Благодаря деловым качествам Лукашенко в марте вся продукция, произведенная на Минском автозаводе, была продана. По данным газеты «Белорусы и рынок», президент в командном порядке распределяет грузовики по организациям страны. Из «реализованных» в марте 1 100 автомобилей в Беларуси было разнаряжено 839 штук, в том числе через систему «Белагросервиса» ушло 560. «Таким образом, один из флагманов нашей индустрии сегодня содержится практически на деньги налогоплательщиков. Но люди у нас небогатые, и долго такая схема существовать не сможет», — делает вывод издание. По мнению экономиста Леонида Злотникова, за счет внутреннего рынка можно продержаться лишь какое-то время. Он все равно не сможет поглотить основную часть продукции. Кроме того, даже если всю продукцию предприятия продавать на белорусском рынке по нормальным рыночным ценам в белорусских рублях, то оно, считает эксперт, будет нести серьезные финансовые потери за счет конвертации одной валюты в другую. «Больше половины выручки нужно будет переводить в валюту, чтобы закупить комплектующие для дальнейшего производства. В белорусском машиностроении, чтобы произвести на 1 доллар продукции для внутреннего потребления, надо на 60-70 центов купить за рубежом комплектующих», — сказал эксперт «Белорусским новостям». Однако надолго внутренних ресурсов у государства не хватит, чтобы таким образом поддерживать предприятия, полагает он. Повлиять на основной для Беларуси рынок сбыта техники — российский — не в силах и предпринимательская жилка белорусского президента. Например, в первом квартале в Россию из-за падения спроса было реализовано всего около 600 автомобилей МАЗ, что в 6 раз ниже среднеквартального показателя прошлого года. Учитывая, что «союзница» пока не предоставила белорусским предприятиям машиностроения равный доступ к своим системам господдержки и госзакупок, ожидая выполнения ответных действий белорусской стороны, ситуация с продажами на российский рынок в ближайшее время вряд ли изменится к лучшему. Белорусский президент считает, что проблему сбыта можно решить за счет расширения рынков. «Не хотят пускать нас (россияне. — БН) на свои рынки — нам надо искать другие векторы экспорта. Жизнь заставляет лезть нас на другие рынки», — поставил задачу Александр Лукашенко. По его мнению, качество у белорусской продукции «более-менее нормальное». Правда, перед тем, как произнести эту фразу, президент сделал паузу, явно подбирая слова к оценке белорусской продукции. Лукашенко считает, что продавать «надо и в Африку, и на Балканы». «И ведь приглашают», — отметил он. К слову, недавний визит Лукашенко в Сербию касался и продвижения МАЗов и тракторов. В результате была достигнута договоренность о создании сборочного производства тракторов на территории Сербии, что позволит Беларуси, как сообщала пресс-служба президента, выйти на сопредельный рынок, прежде всего, турецкий, куда ежегодно поставляется более 20 тыс. машин. Также белорусы планируют начать серийный выпуск в Сербии белорусских автобусов на природном газе. Леонид Злотников считает, что у белорусских производителей практически нет шансов заместить потери на российском рынке за счет расширения продаж в других регионах: «В одночасье этого не сделаешь, тем более в условиях кризиса, когда у многих нет средств. Кредиты получить сложно». Кроме того, нашу технику постепенно теснят на рынках китайцы, которым нет равных по соотношению «цена-качество». Белорусские грузовики уже частично вытеснили из Казахстана, стран Ближнего Востока, отметил эксперт. Работы у президента по сбыту продукции машиностроения пока более чем достаточно. На начало марта 2009 года на складах предприятий отрасли машиностроения и металлообработки скопилось непроданной продукции на 3 трлн. рублей. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Белорусские власти нашли способ частично избавиться от складских запасов в машиностроении, наиболее сильно пострадавшем от падения спроса за рубежом, в первую очередь в России. |
|