21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Художник Рафаэль и отдел пропаганды ЦК КП(б)Б

26.08.2009 15:49 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Пасхальный сюжет 1948 года с анекдотичной развязкой

Было время: фронтовик вернулся в родную деревню и срубил новую хату взамен сгоревшей. А чем украсить ее изнутри, какую картинку прикнопить к стене из сырых бревен?..

В послевоенные годы книжные магазины и киоски «Союзпечати» предлагали советским гражданам вот какую изопродукцию:



Официальная подпись к плакату была такая:

«Колхозники и колхозницы, голосуйте за дальнейший подъем колхозного хозяйства!». Художник Г.К. Шубина, 1947 г.

Мы предлагаем также снабдить иллюстрацию следующим документально-историческим текстом:

«В начале 1947 г. смертность от голода в СССР перекрыла естественный прирост населения, численность сельского населения сократилась почти на 1 млн. человек. В разгар голода, летом 1947 г., был принят указ Президиума Верховного Совета СССР «Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества» (так называемый «Закон о пяти колосках»), предусматривавший длительные сроки заключения за воровство с колхозных полей картошки, колосков, свеклы. По этому указу к моменту смерти Сталина были осуждены 1,3 млн. человек».

Еще плакат из того же ряда: Официальная подпись следующая:

«Трудящимся — здоровый отдых!». Художник М.А. Нестерова-Берзина, 1947 г.

Дополним эту подпись свидетельством историка:

«Послевоенные годы были одними из самых тяжелых для граждан СССР, без крыши над головой остались 25 млн. человек. Осенью 1947 г. были установлены единые цены на продукты питания, в результате чего стоимость 1 кг черного хлеба увеличилась с 1 до 3,4 руб., мяса — с 14 до 30 руб., сахара — с 5,5 до 15 руб., сливочного масла — с 28 до 66 руб. При средней зарплате 500 руб. нужно было заплатить за костюм 450 руб., за мужские полуботинки — 288 руб., за наручные часы — 900 руб. Партийно-советская номенклатура пользовалась широким набором благ, в том числе закрытыми санаториями, а крестьяне не имели паспортов и поэтому не могли без особого разрешения выехать в другие местности. Колхозники не получали пенсий и других социальных выплат».

Насколько были привлекательны подобные женские образы?.. Мой знакомый ветеран Великой Отечественной войны Юрий Сергеевич М., человек острого критического ума, посмотрел сегодня на эти плакаты и высказался так:

— Колхозная баба в синем сарафане явно опилась свекольным самогоном. Гляньте на ее опухшую рожу, на кривую ухмылку под мутными очами, и все станет ясным. А насчет дамы, которая уложила тугое бедро на балюстраду сочинского санатория, имею суждение: ей очень подошла бы эсэсовская форма…

Так чем же наши люди украшали жилища в трудные послевоенные годы? Вот документальный сюжет, который подсказала историк-архивист Галина Кнатько. Реальные факты выстраиваются в притчу о предрассудках мнимых и ханжестве подлинном.

…Киоск «Союзпечати» на железнодорожной станции Орша был в Белоруссии первым, если смотреть со стороны Москвы. Столичные газеты и прочая печатная продукция сюда поступали раньше всех.

В один из апрельских дней 1948 года перед вокзальным киоском в Орше вдруг собралась небывалая очередь. Люди раскупали цветную картинку, весьма напоминающую те изображения, которые в старые времена выставлялись в иконных лавках при монастырях.


Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг.

Случилось в послевоенном году так, что московское издательство «Искусство» массовым тиражом в серии «Памятники мирового искусства» выпустило форматом писчего листа цветную репродукцию классической картины Рафаэля «Сикстинская мадонна». Несомненно, было использовано то обстоятельство, что оригинал шедевра в то время находился в СССР в качестве военного трофея. Здесь уместно будет процитировать статью Дениса Бабиченко и Николая Сидорова «Тринадцать Рембрандтов»:

«…В Москву шел поток уникальных ценностей. О том, что это было достояние не только государства-агрессора и немецкого народа, а мировой цивилизации, и на каком основании его могла присвоить одна страна, пусть и победительница, тогда никто не задумывался. Конечно, ни Эрмитаж, ни тем более Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве просто не в состоянии были сыграть роль мирового музея в условиях послевоенной разрухи. В каморке, по соседству с помещением, выделенным для экспонирования «Сикстинской мадонны», жили люди, готовившие еду на примусе. Их некуда было переселить! Народ-победитель трофейных Рембрандта и Рубенса так и не увидел». (Журнал «Итоги», 2001, № 27/265)

Но очевидно, что некоторые шедевры — хотя бы в виде тиражированных репродукций — советские люди в ту пору увидели. Весной 1948 года отпечаток «Сикстинской мадонны» поступил в книготорговую сеть БССР, и простые белорусские христиане, которые занимались предпасхальной уборкой и украшением своих жилищ, выказали повышенный интерес к картине.

Первый «сигнал» поступил из Орши, где местные чиновные ханжи узрели в классическом сюжете некую крамолу. Родился следующий документ (приводим архивный подлинник):

Витебский областной комитет Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии

Секретарю Центрального Комитета КП(б) Белоруссии
тов. ИОВЧУКУ М.Т.

В адрес киоска «Союзпечати» при станции Орша поступила в продажу прилагаемая репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна».

Установлено, что репродукция этой картины была быстро раскуплена в значительной своей части колхозниками района в качестве иконы. В связи с некоторым, за последний период времени, оживлением религиозных предрассудков среди части населения засылка и продажа подобных картин не желательна.

Репродукция этой картины поступила из г. Москвы, Центральной розничной конторы «Союзпечати».

Секретарь Витебского Обкома КП(б)Б И. КРАСОВСКИЙ

Иосиф Иосифович Красовский, который в масштабах области успешно решал вопросы пропаганды и агитации (настолько успешно, что летом того же 1948 года будет назначен министром кинематографии БССР), крепко озадачил своего непосредственного начальника.

Секретарь белорусского ЦК Михаил Трифонович Иовчук — крупный философ-марксист, доктор и членкор АН СССР, будущий заведующий кафедрой философии МГУ, будущий ректор Академии общественных наук при ЦК КПСС — похоже, ощутил себя ветхозаветным Иовом на куче праха: надо как-то распорядиться этим «даром», выпутаться из весьма неудобного положения. Но как?..

Щекотливость ситуации была очевидна: раз напечатано в самой Москве, то, значит, было одобрено соответствующими идеологическими инстанциями. Но в то же время возможно рассмотрение проблемы в следующей плоскости: когда там в столице решают вопросы чистого «искюсства», то уместна информация и об отзвуке «на местах». Ведь, как известно, «лучше перебдеть, чем недобдеть».

К секретарю ЦК КП(б)Б был вызван заведующий сектором печати и литературы отдела пропаганды И.С. Росман. О чем они говорили за закрытыми дверями, в деталях мы не знаем, но на докладной записке из Витебска появилась резолюция: «Тов. Росман. Поступить согласно данных Вам указаний. М. Иовчук».

Завсектором белорусского ЦК вскоре подготовил следующую служебную записку:

Указанная репродукция картины Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна» действительно прислана из Москвы Центр. розн. конторой «Союзпечать» непосредственно на ст. Орша.

Республ. отделу «Союзпечать» предложено собрать эти картины.

Говорил с работником Центральной розничной конторы «Союзпечать» т. Подольским, которому указано на нежелательность засылки подобных репродукций в киоски «Союзпечать».

И принято было на республиканском уровне вот такое «соломоново» решение: белорусская «Союзпечать» возвращает в Москву вышеуказанные репродукции как «нереализованные из-за отсутствия спроса». Три человечка решили вопрос духовного «окормления» целой республики. Решили, что белорусский народ не дорос до мировых шедевров живописи и пусть украшает свои хаты лубочными колхозницами со свекольными физиономиями.

В свое время у нас много говорилось о так называемых религиозных предрассудках. Развивать дискуссию о том, что есть предрассудок и что такое подлинная вера, мы сейчас не будем. А просто укажем со всей очевидностью, что бывает предрассудок и особого происхождения — чиновничьего.

Более того, назовем вещи своими именами: мракобесие — вот чем оборачивалась марксистско-ленинская философия в реальной жизни. Да и вообще задумаемся: к каким таким высотам духовного просветления привел Беларусь выдающийся философ-партиец Михаил Иовчук (1908-1990), уроженец, к слову, Кобринского района Брестской области? Чего ради он занимал номенклатурные должности, какой след на земле оставил?

У врачей есть основополагающий принцип: если не можешь сделать больному лучше, то хотя бы не навреди ему. Полагаем, что и обществоведы должны руководствоваться тем же: если не можешь просветить, то хотя бы не затемняй. Ради чего Иовчук лишил людей из послевоенных бараков и землянок маленькой светлой радости — образа Богоматери? Ради собственного благополучия?..

Увы, об этом есть свидетельства современников. Профессор Г.С. Батыгин вспоминал:

«В 1948 году и в начале 1949 года М.Т. Иовчук работал секретарем по идеологии ЦК Компартии Белоруссии. Его назначили туда после снятия с должности заместителя начальника Управления пропаганды, где он оставил о себе, как сказано в одном из писем в ЦК ВКП(б), печальную память. В отличие от удобной московской жизни, в Минске преобладали суровые нравы. Автор письма назвал Иовчука «зазнавшимся, зарвавшимся и обнаглевшим партбюрократом», «прощелыгой, матерым спецом по устройству личного благополучия», «завзятым авантюристом, до дна использовавшим свой высокий партийный пост для своих низких и корыстных целей». Говорилось о том, «как ловко Иовчук в недельный срок заработал звание профессора, доктора и влез в члены-корреспонденты Академии наук СССР», что все его статьи писались подчиненными, диссертация сфабрикована, жена ходит в бриллиантах и золоте. Летом 1949 года Иовчук, отозванный из Минска, покаялся перед Сталиным и Маленковым…» (Г.С.Батыгин, И.Ф.Девятко. Дело профессора З.Я.Белецкого // Свободная мысль, 1993) Интересно, кто-нибудь сегодня помнит «этапный» труд Иовчука «Ленинизм и передовая русская культура» — всю эту охранительную болтологию и схоластику, зачем-то понадобившуюся Сталину в победном сорок пятом году?..

А чем отмечен в белорусской истории бывший обкомовский секретарь Иосиф Красовский, который инициировал «борьбу» с Рафаэлем?.. Занятные документы недавно привел российский киновед Валерий Фомин (РГАСПИ. Ф. 2456. Оп. 4. Д. 317. Л. 68. Цитируется по статье «Поматросили и бросили…»):

Письмо министра кинематографии СССР И.Г. Большакова секретарю ЦК ВКП(б) А.А. Кузнецову об утверждении министром кинематографии БССР И.И. Красовского. 14 июля 1948 г.

Секретно
Секретарю ЦК ВКП(б)
Товарищу Кузнецову А.А.

ЦК КП(б)Б и Совет Министров Белорусской ССР представили тов. Красовского И.И. на утверждение в должности Министра кинематографии БССР.

Министерство кинематографии СССР не считает возможным поддержать кандидатуру тов. Красовского.

Тов. Красовский не имеет высшего образования, в силу чего ему будет трудно осуществлять руководство таким ответственным участком культурной и идеологической работы, каким является республиканское Министерство кинематографии. Ранее тов. Красовский не был связан с работой в области искусств, в том числе и кинематографии.

Возраст тов. Красовского таков, что переключаться ему на новый сложный участок работы и приобретать необходимые навыки и знания будет крайне трудно. В результате всего этого будет серьезно страдать дело кинематографии в республике.

Министерство кинематографии СССР полагает, что Белорусская ССР располагает достаточным количеством опытных и образованных кадров советских и партийных работников, среди которых можно было бы отобрать на пост министра кинематографии республики более соответствующего делу кандидата.

Министр кинематографии СССР
И. Большаков

Тем не менее, министром кинематографии Красовского назначили. (Вообще, едва ли кто-нибудь способен объяснить необходимость наличия в компактной БССР целого киноминистерства. Но куда-то же надо было девать орды номенклатурных дармоедов, которые ежегодно выпускали высшие партийные школы и Академия общественных наук при ЦК КПСС!). И вот что вышло из того назначения:

Письмо министра кинематографии СССР И.Г. Большакова Секретарю ЦК ВКП(б) Г.М. Маленкову о назначении Н.Ф. Садковича министром кинематографии БССР. 30 июня 1950 г.

Секретарю Центрального Комитета ВКП(б)
Товарищу Маленкову Г.М.

Министерство кинематографии СССР считает возможным удовлетворить просьбу ЦК КП(б) Белоруссии об утверждении тов. Садковича Николая Федоровича Министром кинематографии Белорусской ССР, однако просит отложить решение этого вопроса до окончания съемок фильма «Демократическая Германия», постановщиком которого является Садкович Н.Ф.

Одновременно Министерство кинематографии СССР сообщает, что Министр кинематографии Белорусской ССР т. Красовский И.И. не справляется со своей работой, слабо руководит Белорусской киностудией художественных и хроникальных фильмов. В течение последних двух лет студией не подготовлено ни одного сценария для художественных фильмов. Качество выпускаемой студией хроникальной продукции также находится на низком идейно-художественном уровне.

План кинообслуживания населения в 1949 г. по Белорусской ССР выполнен: по валовому сбору — на 79,6%, по количеству зрителей — на 81,8% и за 5 месяцев 1950 г. соответственно — на 83,2% и 87%.

Тов. Красовский И.И. может быть в дальнейшем использован в качестве Заместителя Министра кинематографии БССР.

Министр кинематографии СССР
И. Большаков

Как видим, руководить кинопрокатом оказалось сложнее, чем цензурировать перед Пасхой витрины киосков «Союзпечати».

Эх вы, государственные мужи, столпы идеологии и светочи общественной мысли! Вот такая память о вас порой остается — в виде скверных анекдотов…
 
Теги: Витебск, Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Пасхальный сюжет 1948 года с анекдотичной развязкой Было время: фронтовик вернулся в родную деревню и срубил новую хату взамен сгоревшей.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика