Евроликбез. Приключения "польского водопроводчика" в ЕС
21 апреля 2009 В мире
Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY 1 мая 2004 года Польша вступила в ЕС. За это решение на национальном референдуме высказались 74% поляков. 21 декабря 2007 года наш западный сосед присоединился к Шенгенской зоне. Как вхождение в единую Европу отразилось на развитии почти 40-миллионного государства? Оправдались ли ожидания оптимистов? Сбылись ли опасения пессимистов? "Польский водопроводчик" едет домой На момент вступления в ЕС в Польше была самая высокая среди новых членов безработица — 20%. Не удивительно, что в поисках работы за короткий период более 300 тысяч поляков отправились в "Старую" Европу. Нашествие мигрантов из новых стран-членов ЕС так напугало французов и голландцев, что на национальных референдумах в 2005 году они проголосовали против проекта общеевропейской конституции. Клише “польский водопроводчик” стало собирательным образом, символизирующим на Западе рабочую силу из Восточной Европы, которая устремилась в богатые государства в поисках лучшей доли. В целях защиты внутренних рынков правительства 12 из 15 “старых” стран ЕС с 1 мая 2004 года ввели двухлетний запрет на свободный въезд рабочих из государств-новобранцев. Однако опасения, что массовая миграция из стран Центральной и Восточной Европы вЕС окажет негативное воздействие на рынки труда стран Евросоюза, оказались необоснованными. По Тот самый "польский водопроводчик"данным Всемирного банка, приток иностранных рабочих в Великобритании, Ирландии и Германии дополнил трудовые ресурсы этих стран, а не заменил их, и снижения уровня оплаты труда в этих странах не произошло. В Польше, однако, "отток мозгов" вылился в нехватку квалифицированных работников в нескольких секторах, особенно в здравоохранении. Так, по данным Национальной медицинской палаты Польши, сегодня каждый 6-й польский врач (20 тысяч из 120 тысяч) работает за границей. Хотя, в последнее время тенденция к отъезду сократилась. Если в 2004 году, когда Польша вступила в ЕС, на Запад уехали 2,5 тысячи врачей, то в прошлом — только 600, передает Евроньюс. Отъезд квалифицированных кадров и интенсификация миграции способствовали росту у польских работников требований по заработной плате, особенно в сельском хозяйстве и строительстве. Боясь потерять профессиональных работников, работодатели стали поднимать зарплаты. Как уже упоминалось, в 2003 году уровень безработицы в Польше составлял 20%, средний заработок в промышленном секторе — 537 евро, а прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — 3,7 млрд евро. После четырех лет членства в ЕС эти показатели улучшились следующим образом: уровень безработицы снизился до 11,4%, зарплата выросла до 850 евро, а ПИИ — до 12,8 млрд. Кроме того, значительно увеличились поступления в национальную экономику средств, заработанных поляками за границей. Так, согласно оценкам Национального банка Польши, в 2007 году денежные переводы из-за рубежа превысили 20 млрд злотых, то есть сумму, равную ПИИ в польскую экономику до вступления в ЕС. По официальным данным, в 2008 году более 1 миллиона поляков работали в странах Евросоюза. При этом опросы общественного мнения показывают, что они все более склонны возвратиться в Польшу. В 2008 году по сравнению с 2007-м в два раза больше поляков, работавших в Великобритании и Ирландии, хотели вернуться домой. Среди главных причин они называли: - тоска по родине, семье и друзьям;- значительно большие возможности для развития;- личные причины;- ослабление валют стран, привлекающих мигрантов. Динамика интеграции Первый среднесрочный и долгосрочный эффект от вступления Польши в ЕС стал ощущаться в период с мая 2007-го по май 2008 года. В частности, экономический рост к концу 2007 год составил 6,5%. Таким образом, 2007 год стал вторым по счету годом ускоренного развития (с темпом прироста свыше 6%). В то же время, тенденция уменьшения уровня безработицы, а также увеличение дохода населения продолжилась, что отразилось на значительном повышении потребительского спроса (5,2% ежегодно). Вышеупомянутые среднесрочный и долгосрочный эффект от вступления в ЕС явились также результатом использования структурных фондов и дотаций, предоставленных Польше. Так, денежные выплаты из бюджета ЕС в 2007 году составили 8 млрд евро, что составляло более 2% от польского ВВП. Именно эти средства главным образом повлияли на модернизацию производства и приток инвестиций в сельское хозяйство и развитее транспортной отрасли в стране. Со дня вступления Польши в ЕС наблюдалось положительное сальдо платежного баланса, составившее к концу 2007 года 5,2 млрд евро. Увеличение заработной платы, о котором говорилось выше, повлияло на рост уровня потребления и, таким образом, положительно отразилось на экономическом развитии страны. В то же время, рост потребительского спроса привел к инфляционным колебаниям. Стоит заметить, что причиной роста цен стали как общемировые тенденции (среди прочих, рост цен на энергоносители и продукты питания), так и условия внутреннего рынка, напрямую не связанные с вступлением Польши в ЕС. К непрямым эффектам вступления Польши в ЕС относится высокий рост притока прямых иностранных инвестиций, составлявших в 2007 году 12,8 млрд. евро. Следует уточнить, что в то время, как до 2004 года значительная часть роста ПИИ была связана с процессом приватизации, сейчас доля таких инвестиций невелика. Считается, что именно ПИИ способствовали созданию в Польше около 1,2 млн. рабочих мест. Благодаря ПИИ Польша является лидером в производстве ЖКИ, бытовых электроприборов и крупнейшим экспортером машин. Последние годы доказали, что крупным предприятиям с иностранным капиталом интересно размещение на территории Польши научно-исследовательских и логистических центров, что и наблюдается в последнее время. Инвестиционную привлекательность Польши увеличивает также факт наличия в стране высококвалифицированной рабочей силы. Одним из основополагающих факторов роста инвестиционной привлекательности наших соседей после вступления в ЕС явилось значительное сокращение инвестиционных рисков. Другими словами, условия ведения бизнеса стали более предсказуемыми, стабильными и прозрачными, что позволяет инвестору спланировать свою деятельность на долгосрочной основе. Еврофобия польских фермеров Чуть ли не главными противниками вступления страны в ЕС были польские фермеры, вторившие, что "В Евросоюз? Я еще не сумасшедшая!". Карикатура northstarcompass.orgрынок Запада не станет доступнее, а цены вырастут. Цены на многие товары, действительно, выросли как в Польше, так и в других странах бывшего соцлагеря. Особенно это чувствуется именно в Польше, где злотый укрепился на 20% по отношению к доллару. Несмотря на опасения поляков, что брюссельские законы задушат их промышленность и сельское хозяйство, произошло как раз обратное — открытие границ и свободный экспорт увеличили обороты заводов, а фермеры получили дополнительные субсидии размером в 1,5 млрд евро и новые рынки. Вхождение в Европу ускорило процесс модернизации и реструктуризации польского сельского хозяйства. Инструменты единой политики ЕС способствовали стабилизации производственных условий, дали финансовый импульс притоку инвестиций в Польшу, изменили имидж и работу сельскохозяйственного сектора. Рост цен на сельскохозяйственную продукцию в 2007-2008 годах компенсировал динамичный рост цен на средства производства. Благодаря благоприятной экономической ситуации в сельскохозяйственной сфере, субсидиям из ЕС и местного бюджета в 2007 году доход польских домашних хозяйств вырос на 13,7% (средний показатель по 27 странам ЕС — 5,4%). И если до вступления в ЕС только 30% селян рвались на мировой рынок, то спустя 2 года после вступления уже 60% оценили положительные изменения в своей жизни. 78% за ЕС "Широко распространенные в Польше опасения, связанные с вступлением страны в ЕС, не оправдались, за исключением некоторого повышения цен после интеграции, — подводит итог председатель правления польского научно-исследовательского Центра CASE Ева Бальцерович. — Однако валютная политика позволила сохранить стабильность цен. В то же время имели место позитивные явления, которые не прогнозировались. Вопреки пессимистическим ожиданиям, темпы роста экспорта опередили темпы роста импорта. Заметно вырос польский экспорт продовольственных товаров в страны ЕС. Неожиданным оказалось и то, что общественная поддержка членства Польши в ЕС постоянно и существенно росла, начиная с момента интеграции". Сегодня 78% поляков положительно оценивает вступление в ЕС. 69% граждан полагают, что в течение 10-20 лет Польша в полной мере извлечет выгоду из этого членства. Кризис, однако Вопреки прогнозам польских аналитиков, мировой финансово-экономический кризис добрался и до них. За полгода (с сентября 2008 по февраль 2009) польский злотый по отношению к евро обесценился на 36,5 процента. Это самый высокий показатель в ЕС. При этом девальвация злотого не способствовала поддержке национального экспорта. За последние месяцы он сократился более чем на 10%, что не могло не отразиться на предприятиях, ориентированных на поставки товаров за рубеж. В стране начались увольнения. Регулярными стали задержки с выплатой зарплат. Многие предприятия сокращают оклады на 20 и более процентов. Сложность и в том, что золотовалютные резервы Польши на сегодня составляют менее 40 млрд евро. А стране скоро предстоят выплаты по заграничным кредитам в размере 159 млрд злотых (примерно 45,5 млрд долларов). В свете этих событий совсем неудивительно, что в апреле Польша попросила Международный валютный фонд (МВФ) об открытии кредитной линии в размере 20 млрд долларов. Эти средства нужны стране "для увеличения валютных резервов и сдерживания возможных спекулятивных атак на национальную валюту". Правительство пошло на сокращение расходной части бюджета на 19,7 млрд злотых (около 6 млрд долларов), что даст возможность сохранить госбюджет на 2009 год бездифицитным, а также обеспечить годовой рост ВВП страны в 1,7%. Министерства и воеводства представили программы сокращения своих бюджетов на 10 млрд злотых, еще 9,7 млрд будет сэкономлено за счет уменьшения расходов на развитие инфраструктуры. "Польша усилиями ее граждан, умных и талантливых экономистов, руководивших экономикой государства в первой половине этого десятилетия, а также благодаря укреплению и сбалансированности экономики в связи с вступлением в Европейский Союз, построила эффективную хозяйственную модель, относительно надежную финансовую систему, — заявил в недавнем интервью украинскому изданию "Зеркало недели" экс-президент Польши Александр Квасьневски. — Именно поэтому мы достаточно результативно на сегодняшний день противостоим кризису. Происходит снижение темпов роста, но не тотальный спад. Мировые эксперты отмечают, что в этом году такая ситуация для нас будет стабильной. Но Польша не была и не является изолированным государством, а нынешний экономический кризис носит глобальный характер. Поэтому трудно точно спрогнозировать дальнейшее развитие событий". Когда Польша перейдет на евро? Долгое время считалось, что евро появится в Польше не раньше 2015-2016 годов. Однако в минувшем октябре премьер-министр страны Дональд Туск заявил о том, что целью является переход на евро уже к 2011 году. Потом, правда, в связи с экономическим кризисом амбициозные планы подкорректировали, назвав 2012 год. По мнению аналитиков, и это задача трудновыполнимая, ведь Польша должна соответствовать так называемым "маастрихтским критериям". Это означает, что в течение двух лет должен сохраняться стабильный курс злотого. Инфляция и долгосрочная процентная ставка должны удерживаться в строгих рамках. Страна также берет на себя обязательства, касающиеся размера государственного долга и дефицита бюджета. Как сообщает BBC со ссылкой на польских экономистов, переход на евро выгоден Польше. Считается, что страна таким образом получит доступ к более дешевому капиталу. Будет достигнута большая финансовая стабильность и сократятся издержки местных производителей. Основным минусом перехода является утрата Национальным банком Польши возможности принимать самостоятельные решения в области кредитно-финансовой политики. Существуют и опасения, что после перехода на общеевропейскую валюту вырастут цены. Правда, как предполагается, несильно — не более, чем на полтора процента. Кому нужна ПРО? 20 августа 2008 года министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский и госсекретарь США Госсекретарь США Кондолиза Райс и глава МИД Польши Радослав Сикорский. Фото: ScanpixКондолизза Райс подписали в Варшаве договор о размещении элементов американской системы ПРО. Соглашение предусматривает развертывание в Польше батареи зенитно-ракетных комплексов "Пэтриот" с 96 ракетами. К 2012 году в стране планируется также расквартировать постоянный американский гарнизон в составе 110 человек. По утверждениям американского руководства, система предназначена для отслеживания пусков баллистических ракет с территории стран-изгоев, в частности Ирана. Бюджет "польского проекта" — 363,2 миллиона долларов, включая 202,1 миллиона на разработку и испытания двухступенчатой ракеты-перехватчика ПРО для польского объекта и 65,5 миллиона для "планирования, проектирования и активации площадки". Напомним, прежде, чем договор был подписан, долгие месяцы страны не могли прийти к единому знаменателю. Так, одним из основных условий Польши в переговорах с США было финансирование модернизации армии и сиcтемы ПВО страны. Заявляя о необходимости гарантий, что американская ПРО повысит уровень безопасности Польши, руководство страны добивалось как можного большего прикупа. Впрочем, не удивительно. По расчетам польских военных, на модернизацию только флота потребуется 8-10 млрд. долларов, а в бюджете на военные нужды заложено лишь чуть более трети от необходимого. Интересно, что если раньше Польша всячески оттягивала подписание договора по ПРО, то теперь призадумались США. 44-й американский президент Барак Обама пересматривает политику своего предшественника Джорджа Буша-младшего. В конце февраля он направил тайное послание российскому лидеру Дмитрию Медведеву, в котором сообщил, что решение иранской проблемы полностью ликвидирует причину развертывания ПРО в Европе. По мнению Обамы, если Иран откажется от своей программы вооружений, то необходимость в создании противоракетного щита в Восточной Европе отпадет сама по себе. "Тормоз конституционной реформы Европы" После того как в 2005 году проект европейской конституции был отвергнут на референдумах во Франции и Нидерландах, было решено заменить конституционный договор его облегченным вариантом — Договором о реформе, или Лиссабонским договором. Планировалось, что все страны-члены ЕС ратифицируют документ до конца 2008 года. Однако и по сей день его не утвердили три страны — Ирландия, Германия и Польша. Летом 2008-го президент Польши Лех Качиньский отказался подписать Лиссабонский договор, ратифицированный польским парламентом, мотивируя это тем, что после провального ирландского референдума соглашение о новой европейской конституции стало "бессмысленным". Известно, что Лех Качиньский давно и упорно предъявляет различные претензии Лиссабонскому договору. Наблюдатели даже прозвали Польшу "тормозом конституционной реформы Европы". По проекту обновленной конституции в Европарламенте вводится принцип "двойного большинства": за принятие того или иного решения должны проголосовать минимум 55 процентов депутатов, представляющих не менее 65 процентов населения ЕС. Качиньский же и К добиваются принятия принципа "квадратного корня", согласно которому страны ЕС должны были быть представлены в Европарламенте пропорционально квадратному корню из количества их населения. Эксперты полагают, что такая система привела бы к тому, что Польша получила бы дополнительные депутатские мандаты, например: наша 39-миллионная соседка имела бы шесть голосов, а 82-миллионная Германия — девять. Политологи не исключают, что и в дальнейшем Качиньский попытается "выторговать для Польши какие-нибудь особые условия в Евросоюзе". В материале использованы данные из исследований: - "Экономика Польши после вступления в ЕС". Beyond Transition, январь-март 2007. В ЕВРОЛИКБЕЗЕ также читайте: Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
21 апреля 2009 В мире Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY 1 мая 2004 года Польша вступила в ЕС. |
|