Чего белорусам ждать от "Восточного партнерства"?
6 мая 2009 Политика
Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY 7 мая в Праге состоится учредительный саммит амбициозной европейской инициативы "Восточное партнерство", рассчитанной на шесть постсоветских стран и предполагающей их политическое и экономическое сближение с Евросоюзом. Что стоит за звучным названием программы и чего конкретно ждать Беларуси от "Восточного партнерства"? Польско-шведский ответ Соседству "Восточное партнерство" — своего рода инициатива в инициативе, продолжение объявленной в 2004-м (после очередного расширения ЕС) Европейской политики соседства (ЕПС). ЕПС — это новый подход Евросоюза с целью укрепления отношений со странами-соседями ЕС и сотрудничества по созданию зоны безопасности и благосостояния, "кольца дружественных стран" на границах ЕС. В его основе лежит пошаговая стратегия, предполагающая четкие действия по внедрению ЕПС и методы распространения благ расширения ЕС на соседние страны. В рамках этой политики в октябре 2006 года Евросоюз выставил руководству Беларуси 12 условий по демократизации страны, в обмен на которые обещал финансовую помощь и содействие в проведении реформ, а также облегчение визового режима. Пошаговая стратегия не принесла ожидаемого эффекта, потому в ответ на критику ЕПС в мае 2008 года была представлена польско-шведская инициатива "Восточное партнерство", рассчитанная на шесть постсоветских стран-соседей ЕС (Азербайджан, Армению, Беларусь, Грузию, Молдову, Украину). В июне 2008 программа была одобрена на саммите глав государств и правительств стран-членов ЕС. В то же время 13 октября 2008 года Совмин ЕС принял решение о приостановлении на полгода визовых санкций в отношении Лукашенко и ряда высокопоставленных белорусских чиновников. Из 12 озвученных ранее требований к Беларуси ЕС оставил пять ключевых: освобождение политзаключенных, изменение избирательного законодательства, снятие барьеров в работе независимых СМИ, улучшение условий работы негосударственных организаций, свобода собраний и политических объединений. Наконец 20 марта 2009 года лидеры 27 стран приняли решение о включении в "Восточное партнерство" Беларуси. Что стоит за программой Несмотря на уйму разговоров и заявлений относительно "Восточного партнерства", подробной информации о наполнении программы мы так и не дождались. Среди возможных привилегий "восточным партнерам" назывались следующие: вовлечение национальных экономик в европейский рынок (при условии, что страна входит во Всемирную торговую организацию), присоединение к единой системе коллективной безопасности и общей энергетической сети, уменьшение стоимости и постепенная отмена виз. Известно, что сотрудничество в рамках "Партнерства" будет осуществляться на двухстороннем (частное взаимодействие каждого участника программы с ЕС) и многостороннем (общие для всех стран-членов проекты) уровнях. Многосторонние отношения пока сводятся к четырем флагманским инициативам: - интегрированная программа управления границами; - новые возможности для малых и средних предприятий; - региональные рынки электроэнергии, усовершенствование энергоэффективности и оптимизация использования обновляемых источников энергии; - предотвращение, ликвидация естественных и гуманитарных катастроф. Двухстороннее сотрудничество, естественно, подразумевает более глубокие отношения и, как следствие, большие возможности. Каких сфер оно коснется? - Усовершенствование политического взаимодействия; - улучшение административных возможностей через всестороннюю программу построения институтов; - постепенная интеграция в экономику ЕС через всеобъемлющие зоны свободной торговли; - соглашение по мобильности и безопасности передвижения людей, конечная цель которого — отмена визового режима. "Программа "Восточное партнерство" предоставляет Беларуси большие возможности для экономического роста", — отметил на недавнем круглом столе "Восточное партнерство ЕС: перспектива для Беларуси" временный поверенный в делах Еврокомиссии в Беларуси Жан-Эрик Хольцапфель. По его словам, сегодня общий объем всех текущих проектов между Беларусью и ЕС, не включая программы региональной поддержки и трансграничной помощи, составляет всего около 40 млн евро. Единственный действующий сегодня договор между Беларусью и ЕС — это устаревшее Соглашение о торговле текстильными изделиями (1993 год). В то время, как Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Беларусью и ЕС было заморожено еще в 1995 году. Для людей далеких от большой политики наиболее волнующим среди вышеупомянутых является визовый вопрос. С вступлением стран-соседей в Шенген и подорожанием виз до 60 евро для многих белорусов Европа оказалась труднодоступной. По словам Хольцапфеля, отмена визового режима — одна из конечных целей программы "Восточное партнерство". "Это долгосрочная перспектива, к которой все мы будем стремиться. Подписание договора об упрощении визового режима возможно только в том случае, если Беларусь станет полноценным участником Европейской политики соседства. Ему должно предшествовать подписание договоров о реадмиссии и решении миграционных вопросов", — пояснил он. Дипломат рассказал, что в Европе прекрасно осведомлены о визовой проблеме белорусов (дороговизна и трудности с получением шенгенских виз), которая является значительной преградой для расширения сотрудничества Беларуси и ЕС, но пока не знают, как ее оперативно решить. Первым шагом на этом пути может стать снижение стоимости шенгенских виз для белорусов до 35 евро. Понятно, что визовый вопрос будет решаться в двустороннем формате. Однако, как заявила в ходе недавней пресс-конференции еврокомиссар по внешней политике Бенита Ферреро-Вальднер, пока Беларусь сможет принять участие только в многосторонних проектах, так как двусторонней части пока не существует. Об осторожном характере "Партнерства" свидетельствует и довольно скромный бюджет программы: 600 млн евро на период до 2013 года. Как относятся к инициативе участники Характерно, что европейское предложение по "Восточному партнерству" страны-участники воспринимают по-разному. В Украине, которая стремится вступить в ЕС наикратчайшим путем, — как шаг назад, ведь еврочиновники подчеркивают, что "Восточное партнерство" не предусматривает возможности членства в ЕС, что ставит крест на искрометных планах украинцев. При этом именно Украине европейцы отводят роль лидера в "Восточном партнерстве". "Украина — участница "Восточного партнерства", которая традиционно опередила всех — как в своих достижениях, так и в том, что ей предлагал ЕС", — не однажды заявляла Бенита Ферреро-Вальднер. Не строит особых иллюзий относительно "Партнерства" и Молдова. Президент Владимир Воронин, которого, по предварительной информации, как и Александра Лукашенко, не будет в Праге, назвал программу “СНГ-2” и "кольцом вокруг России": "Мы до сих пор работаем в программе по юго-восточным Балканам. И это конструктивная работа. А "Восточное партнерство" — это европейская перспектива, пусть на меня не обижаются Армения, Грузия и Азербайджан, которая весьма далека от них. Мы же за эти годы добились существенного прогресса в направлении евроинтеграции". Белорусские же власти наоборот не раз высказывали заинтересованность в "Восточном партнерстве". "Беларусь в принципе позитивно относится к этой инициативе. Важно, что "Восточное партнерство" ориентировано на равноправное партнерство", — отмечал глава белорусского МИД Сергей Мартынов. А вот слова президента Беларуси: "Мы сказали "да" "Восточному партнерству", потому что это выгодно Беларуси и белорусскому народу. Это не ради Лукашенко. Ради того, что выгодно Беларуси, я стерплю все, несмотря на мой амбициозный или какой-то там еще характер. Для меня это главный приоритет". В противоположность властям, белорусская оппозиция в основном отнеслась к европейской инициативе с большой настороженностью. Сопредседатель Объединенных демсил, заместитель председателя Партии БНФ Винцук Вячорка в интервью TUT.BY говорил, что "Восточное партнерство", несомненно, может поспособствовать демократизации нашей страны и либерализации политической и экономической сфер, однако членство Беларуси должно быть отложенным. "Все мы знаем, насколько непредсказуемая наша власть и президент Лукашенко. Сегодня — диалог с Европой, а завтра — силовые разгоны мирных акций, аресты политических оппонентов, подписание новых договоров (прежде всего, в военной и экономической сферах) с Россией, что напрямую угрожает Беларуси потерей суверенитета, — говорит политик. — Поэтому включение в "Восточное партнерство" должно сопровождаться четкими требованиями к белорусским властям". С наибольшим оптимизмом "Партнерство" воспринял лидер "Движения "За свободу" Александр Милинкевич ("Двери в Европу можно открывать шире или частично прикрывать. Только нельзя их закрывать полностью перед белорусским народом"), за что впервые удостоился доброго слова от Александра Лукашенко. Лукашенко — главный ньюсмейкер "Восточного партнерства" Кажется, в последние месяцы вопрос участия в пражском саммите президента Беларуси затмил собой саму инициативу "Восточное партнерство". СМИ, эксперты и политики столько раз старались ответить на вопрос, поедет ли Лукашенко в Прагу и, если да, какие последствия этот визит может иметь, что создалось впечатление, будто от этого зависит судьба всей программы. После того, как 17 апреля в Минске глава МИД Чехии (страна, председательствующая ныне в ЕС) Карел Шварценберг передал Лукашенко приглашение на учредительный саммит программы "Восточное партнерство", многие европейские политики, считающие белорусского лидера "диктатором", а перемены в Беларуси — чисто символическими и не носящими системного характера, восприняли это чуть ли не как личную обиду. Министр иностранных дел Нидерландов Максим Ферхаген пообещал выступить с публичным разоблачением Лукашенко, если последний все-таки прибудет в Прагу. Президент Чехии Вацлав Клаус заявил, что не намерен подавать руку Лукашенко, равно как и приглашать его на прием в своем президентском дворце. Более того, ни раз сообщалось со ссылкой на дипломатические источники, что вопрос с приездом Лукашенко расколол Евросоюз. "Дошло до мелочевки: приглашать Лукашенко в Прагу или не приглашать? А как сделать, чтобы и пригласить и не пригласить? Уважаемые друзья, хочу откровенно сказать перед лицом присутствующих здесь дипломатов. Если кому-то, хоть одному человеку, будет в Праге 7 мая очень неудобно оттого, что там будут представители Беларуси, вы не приглашайте нас. Мы не будем проситься, мы потерпим, если вам это неудобно или невыгодно. Делайте так, как вам удобно. Если вам очень удобно, чтобы мы там были, но не Лукашенко, вы тоже мне скажите, — отреагировал президент Беларуси в ходе недавнего обращения к белорусскому парламенту и народу. — Давайте будем говорить открыто, я человек открытый, я люблю, когда мне говорят прямо. Пусть не публично, и я вас пойму". Высказывались предположения, что дабы избежать возможных скандалов, как бы взамен визита в Прагу Александр Лукашенко на прошлой неделе посетил Италию, где встретился с Папой Римским Бенедиктом XVI и премьер-министром Италии Сильвио Берлускони. То был первый официальный визит президента Беларуси в Европу за последние 14 лет. И вот - за два дня до начала саммита, наконец, появилась официальная информация о том, что Беларусь в Праге будут представлять первый вице-премьер Владимир Семашко и министр иностранных дел Сергей Мартынов. Как отмечалось в сообщении МИД, "поскольку содержание "Восточного партнерства" сугубо прикладное и охватывает социально и экономически значимые направления сотрудничества - торговля, энергетика, транспорт, миграция, его курирование отнесено к компетенции правительства". Любопытно, что помимо официальной делегации в Праге по приглашению МИД Чехии будут находиться экс-кандидаты в президенты Беларуси Александр Милинкевич и Александр Козулин, председатель Рады БНР Ивонка Сурвилла, находящийся с 1996 года в эмиграции лидер КХП БНФ Зенон Пазняк и председатель Белорусской социал-демократической Грамады Станислав Шушкевич. Последние четверо, кстати, в апреле выступили с заявлением, в котором призвали Евросоюз не приглашать на учредительный саммит Лукашенко, предложив добавить к пяти условиям ЕС еще одно — охрана белорусской культуры, образования и творчества. Россия ревнует Беларусь к Партнерству? Неизменным, хоть и негласным участником белорусско-европейского диалога является Россия. В недавнем интервью БелаПАН посол Российской Федерации в Беларуси Александр Суриков заявил, что Россия в самом начале поддержала европейскую инициативу: "Россия не относится нервно к "Восточному партнерству". У нас мощнейшие контакты с Европой и целый ряд из планируемых программ — энергетическая, транспортная, без России реализовать будет сложно — мы страна-поставщик и частично — транзитер". Однако не все так просто. Как передавало РИА Новости, заместитель главы МИД России Александр Грушко на встрече с директором департамента Еврокомиссии по внешним связям Гуннаром Вигандом и главой представительства Еврокомиссии в Москве Марком Франко 3 апреля призвал ЕС учитывать интересы России при реализации инициативы "Восточное партнерство". "ЕС необходимо учитывать "обязательства по развитию интеграционных процессов на пространстве СНГ". Важно не допустить формирования новых разделительных линий на европейском континенте", — заявил Грушко. Ранее Россия утверждала, что Брюссель оказывает давление на Беларусь, сделав непризнание самопровозглашенных Южной Осетии и Абхазии условием европейской интеграции. Напомним, 23 февраля на пресс-конференции в Брюсселе министр иностранных дел председательствующей в ЕС Чехии Карел Шварценберг заявил: в случае признания независимости Абхазии и Южной Осетии Беларусь "столкнется с очень серьезными проблемами" с участием в программе "Восточное партнерство", так как она окажется "вне европейского контекста". "Беларусь будет постепенно втягиваться в европейский рынок и, вероятно, в скором времени более половины нашего экспорта будет идти не в Россию. Мы уходим из экономического пространства восточного соседа, что не может его не беспокоить. Это долгосрочная тенденция, поскольку европейская экономика сильнее российской", — считает директор Центра проблем европейской интерграции (Минск) Юрий Шевцов. Юрий Шевцов считает, что если Беларуси удастся реализовать серию крупных инфраструктурных и энергетических проектов с ЕС, то через несколько лет, к моменту выхода из мирового экономического кризиса, наша страна может стать экономическим ядром микрорегиона между Западной Украиной, Балтикой, Центральной Польшей и Россией. Эксперт Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая также подтвердила, что Россия довольно ревниво воспринимает диалог Беларуси и ЕС, в частности, в энергетической сфере. "Беларусь находится в состоянии начала подготовки к реструктуризации энергетического сектора, и Министерство энергетики с удовольствием бы приняло техническую помощь от Евросоюза. Напомню, наша страна собирается заключить соглашение с ЕС в области энергетики в 2009 году, и представители Минэнерго говорят в кулуарах о том, что существует достаточно болезненная реакция на это со стороны России, откуда приходят различные запросы. И это необходимо принимать во внимание. По крайней мере, недавние события в Украине и достаточно жесткая реакция России это подтверждают", — подчеркивает эксперт. По мнению председателя парламентской комиссии по международным вопросам и связям с СНГ ППНС РБ Сергея Маскевича, "Восточное партнерство" — проект однозначно долгосрочный, геополитический. "Уже на начальном этапе принципиальное значение будет иметь вопрос, насколько руководство и политические элиты Беларуси, России и Евросоюза смогут рассматривать эту программу как стратегически значимую для евроинтеграции. Многое будет зависеть и от того, сможет ли Россия психологически перестроиться и понять, что "Восточное партнерство" не несет в себе двойных стандартов или шагов, направленных против нее. В ином случае, в первую очередь пострадает именно Беларусь", — считает парламентарий. Чем конкретно "Восточное партнерство" может обернуться для Беларуси? Об этом мы узнаем уже 7 мая. TUT.BY будет подробно освещать исторический саммит. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
6 мая 2009 Политика Кастусь ЛАШКЕВИЧ, TUT.BY 7 мая в Праге состоится учредительный саммит амбициозной европейской инициативы "Восточное партнерство", рассчитанной на шесть постсоветских стран и предполагающей их политическое и экономическое сближение с Евросоюзом.
|
|