Надежда Горкунова: «Снимаю тех, кого люблю»Героями ее лент были самые известные, самые популярные и заметные фигуры нашей истории, культуры – Стефания Станюта, Михаил Пташук, Лилия Давидович, Ростислав Янковский, Марк Шагал. Сегодня Надежда руководит творческой группой «Студия документального кино» Белтелерадиокомпании. И ищет новых героев для собственных лент. Наша беседа проходила под удивительные, завораживающие песни Сезарии Эворы, которая месяц назад выступала в Минске. - Я сняла про нее фильм. - ?? - Просто шла по улице, вижу - «Сезария Эвора в Минске». Глазам своим не верю. Первый порыв – попасть на концерт. А потом – надо срочно снимать кино. Потому что снимаю тех, кого люблю. Это уже давно сложилось. Все получилось, спасибо организаторам концерта. И все два дня, что она была в Минске, мы с ней общались столько, сколько нужно было нам. Естественно, не хотелось быть назойливыми, но когда я спросила: «Сезария, ты устала? Может, прервемся?» - она посмотрела на меня: «Я делаю свою работу, и ты делаешь свою работу. Я всегда найду время, чтобы отдохнуть. Продолжай». Было ощущение, что мы с ней старые подруги – простота, глубина, внутренняя культура. Мне всегда жизнь дарила роскошные встречи с людьми, и я знаю, чем человек богаче внутренне, тем меньше в нем снобизма: он носом неба не задирает. - Когда мы его увидим? - Скорее всего, осенью. Это ведь неплановая работа. Будет называться «Папайя». - Ты долго присматриваешься к потенциальным героям? - Все время. Если я даже просто иду на какое-то чаепитие, у меня это срабатывает автоматически. Даже случайная встреча на улице может зацепить – начинаешь думать, интересоваться человеком. Или наоборот, эта случайная встреча может все разрушить. К счастью, случаи, когда я разочаровывалась, были единичными. - И что тогда? - Просто останавливала работу. Это тоже моя школа. - Где можно увидеть документальные ленты? -На канале «Лад» есть рубрика - «Студия документального кино представляет». Было время, когда документалистика на телевидении остановилась. И наша студия - тот росточек, который дает уже плоды. - Но информации для зрителей очень мало. Вон как россияне рекламируют все ленты Парфенова. - Согласна. Недавно подруга мне рассказала, что дочка принесла на диске фильм о белорусской художнице. Ей дали его ребята, с которыми она учится. Оказывается, это мой фильм об Анне Балаш (дизайнере, художнице, создающей уникальные куклы и арт-объекты. - Авт.). Приятно, значит, кто-то смотрит. То же самое, я слышала, происходит с моим фильмом о Володе Цеслере (известнейший белорусский дизайнер. - Авт.) Владимиру Цеслеру режиссер Горкунова устроила рабочее место на природе.ПОСЛЕ ФИЛЬМА О ПРОСТИТУТКЕ ВОССТАНАВЛИВАЛАСЬ ПОЛГОДА - Недавно позвонила моя героиня прошлогодняя. У меня был фильм «Диалог с проституткой». После съемок я периодически ей позванивала. А потом она пропала месяцев на восемь. И вдруг звонок: «Надя, слушай. Я фильм твой посмотрела. ТАКОЙ поучительный!» Я, честно говоря, страшно волновалась. Потому что социальными проблемами не занималась давно. - А как после Цеслера, Балаш переключиться на такую героиню? - Мне так жизнь подсказала. В какой-то момент мне стал интересен этот аспект женской судьбы. Работа очень трудная была. Разговорить ее, чтобы человек такой профессии тебе доверился, поведал свою судьбу. Я потратила только на общение с ней больше полугода. - Ходила к ней на работу? - С представителями организации при ЮНЕСКО ездила по точкам. - А как ты выбрала свою героиню? - Разговаривала с девушками. А эта девочка была такая искренняя, при этом она была на восьмом месяце беременности и продолжала работать. Я прониклась ее историей, и она мне поверила. Сейчас, слава Богу, у нее растет ребеночек. - И она продолжает работать? - Да. Не все так легко и просто. На самом деле на трассах стоят и избалованные, распущенные женщины. Но есть с очень сложной судьбой, которым просто деваться некуда. А это самый удобный и простой способ зарабатывания денег. После этой картины я восстанавливалась, наверно, еще полгода. Даже не ожидала, что на меня это произведет такое впечатление. И я не хочу сейчас пока заниматься социальными темами. Потому что с «холодным носом» к ним относиться невозможно. УЛОЖИТЬ СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА В 26 МИНУТ - Сколько нужно провести времени с человеком, чтобы получился часовой фильм? - 26 минут. - Всего 26 минут? - Такую реакцию я вижу часто. На самом деле это кайф, когда ты можешь уложить жизнь человека в 26 минут. - И все же, сколько нужно времени? - Во-первых, существуют технологические нормы, выходить за которые ты не можешь - 7 съемочных дней, 7 смен монтажа, подготовительный период. А вообще, какие-то сценарии, темы могут по 2 - 3 года отлеживаться во мне. - Сейчас что-то отлеживается? - Да. Задумала фильм о хлебе. Я очень хотела экранизировать книгу Похлебкина «Кухни века». Я его страшная фанатка (Вильям Похлебкин - историк-международник, исследователь кулинарного искусства, которому он посвятил больше 50 книг. - Авт.), читаю рецепты, особенно старинные, запоем. Это мое обожание. К сожалению, это не наш формат. А сделать фильм о хлебе - реально. Второй год присматриваюсь к теме «Жизнь наших стариков». Пока идет не очень. Стариков не брошенных, а тех, что живут нормальной жизнью. Такая бабушка не сносила ни одной удобной пары обуви за всю жизнь. Есть такие женщины в мире? Не думаю. Вот Сезария ходит босиком, потому что там тепло. А как они до сих пор радуются куску душистого мыла? Тут к горлу подступает комок, и я не знаю, как подступиться к этой теме. - А неудачи бывали? - В принципе, мало что хочется переделывать. Какие-то картины лучше, что-то меньше нравится. Но была у меня работа, о которой я очень жалею. Я задумала фильм о Святославе Бэлза, сняли очень много материала в Москве, с его потрясающими родителями. Но редакцию тогда возглавляла некая дама, которая запорола этот материал. Он до сих пор у меня где-то лежит. Поэтому сейчас, руководя студией, я получаю колоссальное удовольствие, когда даю возможность молодым режиссерам, авторам пробовать, работать. Знаю, как важно дать шанс. «Площадь Победы». 2006 г. На гала-концерте над площадью расцвел яблоневый сад.ГЛАВНОЕ - ПОЙМАТЬ ГРАДУС КИПЕНИЯ - Жалеешь, что о ком-то фильм уже не получится сделать? - Документалисту главное поймать градус кипения, когда человек на пике формы, когда он интересен и нам, и зрителям, и истории. Я очень жалею, что не сделала фильм о дедушке (Анатолий Трус, народный артист БССР, корифей Коласовского театра), я не делала фильма об отце (Геннадий Рябоконь - тяжелоатлет, заслуженный мастер спорта), о Горкунове (муж Надежды был известным белорусским художником). Это люди, которые были неравнодушны к своей земле и делу, которому служили. - А твоего проекта «Площадь Победы» в этом году снова не было на 9 Мая. - Жалко, что он закончился. Проект колоссальный. Мы делали его три года подряд. На таких проектах я отдыхаю. Правда, несколько суток пришлось провести без сна. А потом все выдавать в прямой эфир. Но оно того стоило. Мне кажется, что именно это место должно стать традиционным местом для подобных мероприятий. Оно намоленное. Кстати, существует телеверсия проекта, но ее, к сожалению, не повторяют. ДОСЬЕ «КП» Надежда Горкунова закончила Белорусский театрально-художественный институт (сегодня Академия искусств) в 1984 году. Работала в редакции литературно-художественных программ, сейчас руководит «Студией документального кино». Автор документальных лент «20 минут с доктором Подгайским», «Мое начало» (о Шагале), «Звездное небо Витебска», «Тут живет моя душа» (о Леониде Борткевиче), «…от начала» (о президентском оркестре Беларуси). Лауреат и дипломант Евразийского телефорума, международных фестивалей «Вся Россия», «Победим вместе», телевизионного конкурса «Телевершина». Режиссер-постановщик концерта памяти Владимира Мулявина во Дворце Республики, гала-представлений «Площадь Победы», авторского вечера Игоря Лученка, отчетного концерта Президентского оркестра перед президентом Беларуси. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Режиссер-документалист Надежда Горкунова отдала телевидению, документальному кино четверть века. |
|