21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Успех "Восточного партнерства" во многом будет зависеть от самочувствия ЕС

26.08.2009 15:56 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

12 мая 2009 Политика
Александр Тихомиров, кандидат исторических наук, БелаПАН Несмотря на некоторые организационные накладки, запуск политики "Восточного партнерства" будет способствовать переводу отношений между ЕС и постсоветскими государствами в Восточной Европе в новое качество. Особое значение имеет "Восточное партнерство" для Беларуси. Официальный Минск положительно оценил итоги учредительного саммита в Праге.

7 мая на встрече в Праге представители 27 государств Европейского союза и шести постсоветских стран (Армении, Азербайджана, Беларуси, Грузии, Молдовы, Украины) приняли декларацию о развитии политики "Восточного партнерства". Как известно, она была разработана на основе совместного предложения Польши и Швеции, представленного структурам ЕС в мае прошлого года. В марте нынешнего года Совет ЕС одобрил основы новой политики в отношении постсоветского пространства.



Однако политика "Восточного партнерства" была разработана не на пустом месте. После распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств некоторые из вошедших в него стран (Украина, Молдова, Грузия) выразили намерение войти в состав ЕС. Европейские структуры и отдельные государства ЕС восприняли эти устремления без энтузиазма. В 1990-х годах и первой половине 2000-х годов Брюссель подписал со странами СНГ соглашения о партнерстве и сотрудничестве, предоставил им финансовую помощь по линии программы ТАСIS и расширил торговые, инвестиционные, культурные и образовательные контакты. Однако дальше этого дело не пошло.

Интерес к постсоветскому пространству возрос после вхождения в состав ЕС государств Центральной и Восточной Европы, которые ранее являлись частью "социалистического содружества" либо даже СССР (Литва, Латвия, Эстония). Вовлечение новых государств привело к тому, что ЕС и СНГ обрели общую границу. К тому же многие из новичков Евросоюза в условиях охватившей их эйфории стали рассматривать распространение ценностей ЕС на постсоветском пространстве в качестве своей исторической миссии.

В 2003—2004 годах Еврокомиссия разработала рамочный документ об отношениях с восточными и южными соседями ЕС и разработала конкретные планы действий для отдельных стран-соседей. В марте 2005 года верховный представитель ЕС по внешней и оборонной политике Хавьер Солана заметил, что страны — соседи ЕС, активно продвигающиеся по пути реформ, могут рассчитывать на большее сближение с Евросоюзом. Важными элементами таких реформ, по мнению Соланы, должны были стать свобода СМИ, независимая судебная система, энергичное гражданское общество, эффективное функционирование госслужб и динамичный частный сектор. Впрочем, осуществление Европейской политики добрососедства не изменило позицию европейских структур относительно возможности вхождения государств СНГ в состав ЕС (другое дело, что официальный Минск и не выражал таких намерений).

Реализация этой политики применительно к государствам СНГ привела к нарастанию напряженности в отношениях ЕС с Россией. Несмотря на неоднократные декларации европейских политиков о нежелании снизить российское влияние в рамках СНГ, на практике интересы Брюсселя и Москвы на постсоветском пространстве не были тождественными.

Европейские структуры и отдельные государства ЕС оказывали моральную и финансовую поддержку проевропейским силам в странах СНГ. Осенью 2003 года ответственный за расширение ЕС еврокомиссар Гюнтер Ферхойген заявил, что присоединение Украины к "единому экономическому пространству" в рамках СНГ будет иметь "серьезные последствия" для процесса ее сближения с ЕС. В том же году европейские дипломаты добились аннулирования руководством Республики Молдова предложенного Москвой плана урегулирования приднестровского конфликта ("меморандум Козака") с той мотивацией, что он предоставляет слишком широкие права Приднестровью и не предусматривает вывода российских войск с территории объединенного молдавского государства. В конце 2004 года активное вмешательство Евросоюза во внутриполитический конфликт в Украине в немалой мере поспособствовало успеху "оранжевой революции".

В 2008 году скрытая конкуренция между ЕС и Россией на постсоветском пространстве стала сменяться открытым противоборством. В августе прошлого года в условиях военного столкновения между Россией и Грузией отдельные европейские политики (например министр иностранных дел Великобритании Дэвид Миллибэнд) заявили, что не допустят использования термина "постсоветское пространство" в качестве основы для притязаний России на особую роль в СНГ.

Охлаждение отношений между ЕС и Россией произошло в условиях мирового финансового и экономического кризиса, последствия которого затронули экономику постсоветских государств и стали серьезным испытанием для их социально-экономических и политических систем. Сами структуры ЕС в большей мере обращают внимание именно на эту сторону новой политики, говоря о своем желании содействовать экономической и политической стабилизации постсоветского пространства.

Политика "Восточного партнерства" предполагает:

• действия по созданию зоны свободной торговли между ЕС и шестью названными выше государствами (большая их часть уже входит в ВТО);

• подписание соглашений о мобильности и безопасности;

• открытие рынка ЕС для квалифицированной рабочей силы из этих стран СНГ;

• реализацию совместных энергетических проектов в контексте укрепления энергетической безопасности ЕС;

• расширение сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и борьбы с изменением климата;

• реализацию программ, направленных на развитие человеческих связей и повышение роли гражданского общества.
При этом важно отметить, что в новую политику включили Беларусь, с которой у ЕС до последнего времени были более чем прохладные отношения. Аналитики заговорили о геополитической подоплеке "Восточного партнерства".

"Восточное партнерство" не предусматривает достижения членства постсоветских государств в ЕС, хотя в декларации учредительного саммита акцентируется внимание на возможности подписания с государствами СНГ соглашений об ассоциации.

Кроме того, новая политика ЕС расширяет возможности для развития диалога между политическими элитами Евросоюза и постсоветских государств. В частности, декларация пражского саммита выражает намерение проводить раз в два года встречи глав государств и правительств и раз в год встречи министров иностранных дел государств и руководителей секторальных министерств, учредить парламентскую ассамблею "Восточного партнерства" ("Еврогнездо") и Форум гражданского общества. К участию в проектах "Восточного партнерства" могут привлекаться третьи государства, а также международные организации.

Пока сложно судить о том, насколько успешной будет новая политика ЕС. Прежняя Европейская политика добрососедства оказалась не слишком успешной, что, собственно говоря, и обусловило появление "Восточного партнерства".

Наблюдатели обращают внимание на сравнительно небольшой объем финансирования новой инициативы ЕС (600 млн. евро на 2010—2013 годы), отсутствие на встрече в Праге руководителей ряда государств Евросоюза (в том числе Франции, Италии, Великобритании и Испании) и СНГ (Беларуси, Молдовы).

Сдержанно восприняло новую инициативу ЕС руководство России. В частности, министр иностранных дел Сергей Лавров призвал Брюссель и его новых партнеров формировать "общее пространство", а не "строить разделительные линии". А глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов высказал мнение, что "Восточное партнерство" представляет собой попытку обходным путем включить в зону своего влияния бывшие республики СССР.

Тем не менее, очередной шаг ЕС навстречу постсоветским странам в Восточной Европе сделан. И это можно приветствовать, поскольку даже малая подвижка лучше, чем длительное стояние на месте в ожидании чуда.

Практическая работа по налаживанию конструктивного взаимодействия между государствами — участниками политики "Восточного партнерства" будет способствовать переходу их отношений в новое качество. Окончательный же успех новой политики предопределит то, насколько успешно будет развиваться Евросоюз.
 
Теги: Минск
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
12 мая 2009 Политика Александр Тихомиров, кандидат исторических наук, БелаПАН Несмотря на некоторые организационные накладки, запуск политики "Восточного партнерства" будет способствовать переводу отношений между ЕС и постсоветскими государствами в Восточной Европе в новое качество.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика