<b>"Восточное партнерство" ЕС и риски для России</b>(Доклад А.Суздальцев на заседании научно-экспертного совета ОДКБ по теме: «Геополитическая обстановка в зоне ответственности организации Договора о коллективной безопасности и прилегающих районов». 22 мая 2009 г. Москва) 7 мая текущего года состоявшийся в Праге саммит Евросоюза принял принципиальное решение: форсировать стратегическое сотрудничество с шестью республиками бывшего СССР, которые лежат к востоку от границ объединенной Европы. На саммите был утвержден план "Восточное партнерство" ЕС, который создает новые структуры и основу отношений между Евросоюзом и Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Белоруссией. Декларируемая цель "Восточного партнерства" - вовлечение шестерки в экономическую, политическую и стратегическую сферу влияния ЕС, т.е. речь идет о включении шести стран постсоветского пространства в по сути интеграционный проект низкой интенсивности под эгидой Евросоюза. Брюссель подчеркивает, что задача ЕС в рамках "Восточного партнерства состоит в укреплении «стабильности, эффективного управления и экономического развития стран к Востоку от союза, которые имеют стратегическую важность для ЕС». Шестерке стран постсоветского пространства обещаны режимы свободной торговли, экономическая помощь, регулярные консультации в области обороны и безопасности. Несмотря на столь широкую и прямо скажем геополитическую «дорожную карту» для «Восточного партнерства», Евросоюз стремится не актуализировать политическую составляющую проекта. 7 мая в Праге и.о. премьер-министра Чехии, председательствующей в ЕС, Мирек Тополанек заявил, что «проект Восточное партнерство не должен быть ни возобновлением блоковой системы, ни борьбой за сферы влияния. Это не должно быть формальное, но прагматичное сотрудничество равноправных партнеров как в области торговли и энергетической безопасности, так и в области укрепления прав человека». Однако основные направления деятельности «Восточного партнерства» фактически повторяют связи стран – участниц программы с Россией. Стоит напомнить, что большинство стран, вошедших в «Восточное партнерство» уже имеют развитые формы экономического партнерства с РФ, некоторые находятся на второй стадии экономической интеграции с Москвой (в частности Белоруссия имеет с Россией таможенный союз и фрагменты политической интеграции – Союзное Государство). С учетом того, что Белоруссия и Армения являются членами ОДКБ, регулярные консультации с Брюсселем в областях обороны и безопасности создают конфликт интересов. ЕС предлагает выработать и подписать соответствующие соглашения о стратегическом партнерстве с шестеркой в энергетической области. Видимо, соглашение между ЕС и Украиной по модернизации украинской газотранспортной системы без привлечения России можно считать одним из первых проектов в рамках «Восточного партнерства». В настоящее время активно президентом Украины В. Ющенко лоббируется проект изменения вектора поставок нефти по нефтепроводу «Одесса – Броды», что видимо, явится расширением тематики «Восточного партнерства» в энергетической сфере. По итогам встречи президентов Лукашенко и Ющенко в Гомеле, состоявшейся 6 мая, белорусский президент подтвердил готовность Минска участвовать в проектах Балто – Черноморского энергетического «коридора» и согласовывать транзитную политику с Киевом в отношении поставок российских углеводородов на европейские рынки через территорию Украины и Белоруссии. Программа «Восточное партнерство» призвана оживить и стимулировать проекты энерготранзита по Южному (Кавказскому) коридору, способствовать подведению сырьевой базы к газопроводу Набукко газом Туркмении и Азербайджана. В рамках «Восточного партнерства» планируются ослабления визового режима для стран – участников программы, т.е. то, что давно Брюссель обещает России, требуя взамен от Москвы массу уступок. Бюджет программы достигнет 1,4 млрд евро /1,8 млрд долл/ на период до 2013 г. 600 миллионов евро, выделенные Евросоюзом на 2010—2013 годы для реализации программы «Восточное партнерство», будут распределяться между шестью странами, включенными в нее, в зависимости от предложенных ими проектов. Необходимо отметить, что программа «Восточное партнерство» фактически закрывает для стран-участниц и, прежде всего Украины быстрый путь в ЕС, что является слабым утешением для России, так как участие стран СНГ в «Восточном партнерстве» практически ликвидирует основания для экономической интеграции в рамках постсоветского пространства. Страны – партнеры «Восточного партнерства» обречены, превратиться в колониальный регион Евросоюза – источник ресурсов, включая трудовых, рынки сбыта продукции из ЕС, зону транзита российских энергоносителей под контролем Евросоюза, буфер между Россией и объединенной Европой. Слабым местом программы является то, что для большей части стран - участников программы, экономические отношения с Россией и зачастую российская экономическая поддержка носят стратегический характер. Однако идеологи проекта уверены, что Москва по прежнему будет выступать ресурсно – экономическим донором Киева и Минска и это обеспечит для ЕС односторонние преимущества. Фактически Брюссель настаивает на своеобразном разделении труда- странам обещана политическая самостоятельность от России в обмен на европейскую лояльность. Экономическую часть проекта должна обеспечить Россия. Отсюда и проукраинская в целом позиция ЕС в отношении хода итогов российско – украинской газовой войны января 2009 г. Для данного решения есть основания: отсутствие тесной экономической и политической интеграции стран постсоветского пространства дает внешним силам шанс на дальнейшую и окончательную дезинтеграцию этого региона с выходом на кардинальные геополитические перемены, непосредственно затрагивающие интересы Москвы. Под лозунгом политической и экономической поддержки ЕС и, как следствие, НАТО, продолжают внешнеполитическую экспансию на Восток. Обратим внимание на реакцию некоторых лидеров стран- участников «Восточного партнерства». В частности, президент Украины Виктор Ющенко считает "Восточное партнерство" важной победой европейской идеи и уверен, что программа обеспечит европейскую энергетическую безопасность[3]. Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что программа Восточное партнерство приближает Грузию и другие страны-участницы к Евросоюзу: «Инициатива Восточное партнерство реально является ответом Европы на августовскую войну и агрессию России, и мы становимся институциональной частью Евросоюза». Новый ГУАМ Программа «Восточное партнерство» не возникла из воздуха или исключительно из Стокгольма или Варшавы. На наш взгляд, ГУАМ имеет к «Восточному партнерству» непосредственное отношение. Действительно, на первый взгляд «Восточное партнерство» - тот же ГУАМ, но с прибавлением Белоруссии и Армении. Но ряд принципиальных моментов позволяют утверждать, что ЕС совершил геополитический прорыв на постсоветском пространстве. В программе «Восточное партнерство» оказались вместе Азербайджан и Армения. До этого, Баку и Киев соседствовали только в СНГ. Кроме того, в состав участников вошла Республика Беларусь - партнер России по Союзному Государству России и Белоруссии, т.е. участник российско – белорусской интеграции, а также член ОДКБ, который с июня текущего года возглавит ОДКБ. С учетом данных трансформаций, мы можем констатировать, что «Восточное партнерство» оказывает негативное воздействие на российскую сферу влияния в западной и южной части постсоветского пространства. Мы беремся утверждать, что, несмотря на то, что ГУАМ продолжает существовать, программа Евросоюза «Восточное партнерство» является непосредственным продолжением ГУАМа. «Восточное партнерство» в той или иной степени подхватило основные цели ГУАМа - «Организации за демократию и экономическое развитие»: евросоюзный и пронатовский аспекты, ориентация на формирование новых энергетических коммуникаций, обходящих территорию России. По идее ГУАМ должен был ощутимо сократить сферу российского влияния в Восточной Европе, стать реальной альтернативой СНГ, обеспечить региональную безопасность для своих членов под эгидой НАТО и создать политическую и экономическую основу для «Южного энергетического коридора». Стоит отметить, что ГУАМ вобрал в себя почти всю группу энергодефицитных стран постсоветского пространства, являющихся одновременно и транзитерами (кроме Белоруссии). Одной из целей проекта ГУАМ являлось придание Киеву статуса регионального центра, конкурирующего по влиянию с Москвой. Специфика проекта ГУАМ в том, что он объединяет «обиженных» - страны, столкнувшиеся или с сепаратизмом на своей территории или имеющих проблемы в статусе своих областей и «обиженных» Россией, которая не призвала сепаратистов к ответу. Однако отсутствие в проекте ГУАМ реального субъекта мировой экономики и мировой политики привело к перераспределению функций между партнерами проекта, что резко ослабила блок. В частности, политическим центром Гуама оказался Тбилиси, а не планируемый Киев. Высокая значимость для ГУАМа энергетической составляющей привело к доминировании в данной сфере Баку - единственного производителя углеводородов и одновременно транзитера газа и нефти из Каспийского региона. Киев опять оказался на вторых ролях. К внешнему политическому «куратору» ГУАМа – НАТО, ближе всех оказался опять не Киев (менее трети граждан Украины выступают за вступление страны в НАТО), а опять Тбилиси. К внешнему экономическому «куратору» ГУАМа – ЕС, ближе всех оказался вновь не Киев, а Кишинев. ГУАМ, лишенный интеграционного стержня, оказался крайне непрочным блоком. В условиях начавшейся в августе 2008 г. российско – грузинской войны, ГУАМ, как военно-политический блок, продемонстрировал свою полную несостоятельность. Вспомнить о ГУАМе после августовской войны было как-то неприлично. Запад сделал выводы и «новую редакцию» ГУАМа – «Восточное партнерство», тщательно отшлифовал, убрав военно – политическую тематику, что понятно после поражения Грузии, зато прибавил социально – экономических и гуманитарных задач. Однако суть не поменялась - программа «Восточное партнерство» остается убежищем «обиженных» Россией. «Новый ГУАМ» уже не отдан на усмотрение Киева и Тбилиси. Программа жестко привязана к ЕС и, что естественно, косвенно к НАТО. Евросоюз будет осуществлять непосредственное руководство всеми процессами и проектами, запланированными в рамках «Восточного партнерства». Если ГУАМ при всей своей прозападности и атлантизме был все-таки инициативой части стран постсоветского пространства, то «Восточное партнерство» - инициатива стран, граничащих с СНГ. Никакой «суеты», что была в ГУАМе между Тбилиси, Баку и Киевом, в «Восточном партнерстве» допущено не будет. Главный оператор проекта известен – Польша. Этот момент требует особой оценки. Необходимо отметить, что несмотря на евросоюзный характер программы «Восточное партнерство» основным оператором программы оказывается Варшава. Фактически Польша под эгидой ЕС расширяет собственную политико – экономическую сферу влияния на постсоветском пространстве. Активные инициаторы программы – страны Прибалтики, прежде всего Литва, и Швеция, в данном случае играют второстепенную роль. В этом плане интересно будет понаблюдать за позиционированием Вильнюса в рамках программы, который оказался оттеснен Варшавой от непосредственного управления данной инициативой. Попытками литовского руководства вскочить на подножку уже тронувшегося эшелона, который Литва сама активно и разгоняла, можно считать заявления из Вильнюса о стремлении расширять в рамках «Восточного партнерства» контакты с гражданскими обществами стран «шестерки» и, прежде всего, что понятно, с белорусским гражданским обществом… Однако думается, что при всей важности гражданской тематики, Вильнюс все-таки найдет свое уникальное и гарантированное место в структуре «Восточного партнерства», позволяющее ему при новом, только что избранном президенте закрепить свою сферу влияния. Объективно, в этом заинтересована и Россия, которая при монополии Польши в программе, лишена возможности как-то хотя бы позиционироваться в контексте программы. Иллюзии участников Обращают на себя определенные иллюзии, которые испытывают участники программы. В частности, руководство Белоруссии уверяет, что «Восточное партнерство» - равноправный союз, где, по видимому, все решения будут приниматься в своеобразном кружке между Лукашенко, Саакашвили, Ющенко и т.д. Процитируем министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова: «Нашим принципиальным подходом является то, что это партнерство должно основываться на равноправном для всех его участников механизме. Это наша принципиальная позиция, которая пока разделяется Европейским союзом. Поэтому, если в таком виде, как обсуждалось на встрече с "тройкой" ЕС, это партнерство будет окончательно одобрено, то можно предполагать, что Беларусь примет в нем конструктивное участие». Стоит напомнить, что официальным спонсором «Восточного партнерства» является Брюссель. Безусловно, нас интересует позиция Минска, как официального союзника России и члена ОДКБ по отношению к своему участию в «Восточном партнерстве». Интерес Брюсселя к участию Республики Беларусь в программе позиционируется в двух плоскостях – энергетический транзит и взлом российской сферы влияния на постсоветском пространстве – своеобразный реванш за Грузию. Включение Белоруссии в программу ВП, произошедшее 7 мая, выглядит стремлением к полному охвату Балто-Черноморского пространства интеграционной инициативой ЕС. Без участия официального Минска интеграция энергосистем государств-участников и осуществление контроля над существующими и перспективными путями транзита нефти и газа представляются затруднительными. 7 мая в Праге министр иностранных дел Сергей Мартынов с обменялся с еврокомиссаром по внешним связям и политике соседства Бенитой Ферреро-Вальднер вариантами текста декларации об участии Белоруссии в программе. Этот документ предполагает сближение подходов Белоруссии и ЕС в регулировании и проведении реформ в энергетическом секторе, обмен информацией об энергетических стратегиях и программах. Участие в программе «Восточное партнерство» Республики Беларусь подрывает основы российско – белорусской интеграции, прямо противоречит логике строительства Союзного Государства. Невозможно участвовать одновременно в двух интеграционных проектах, ориентированных в противоположных геополитических векторах. Обязательства Минска в отношении Брюсселя и Москвы противоположны и обязательно приведут к снижению влияния любого из партнеров Белоруссии. Есть серьезные основания считать, что в данном случае пострадавшей стороной от вступления Белоруссии в «Восточное партнерство» окажется Россия. Через три месяца исполнится год, когда впервые руководство Белоруссии обещало признать республики Абхазию и Южную Осетию. Возникла парадоксальная ситуация: одна часть Союзного Государства признает новые закавказские государства, оказывает им политическую и военную поддержку. В это же время другая часть Союзного Государства сохраняет с Грузией полноценные дипломатические и политические отношения, развивает экономические связи. Грузию посещают высокопоставленные представители белорусских силовых ведомств. Между Минском и Тбилиси отсутствует визовой режим, что позволяет гражданам Грузии беспрепятственно посещать Россию, прежде всего Москву и Санкт- Петербург через белорусскую столицу. За последние два года частота авиарейсов между двумя столицами увеличилась в три раза, при том, что вся грузинская диаспора в Белоруссии не превышает тысячи человек. Необходимо напомнить, что в дни августовской войны Россия так и не получила политической поддержки от своего официального союзника по Союзному Государству. Лишь 13 августа 2008 президент А. Лукашенко выразил сочувствие пострадавшим в результате конфликта и пообещал оказать гуманитарную помощь. Непризнание Республикой Беларусь Абхазии и Южной Осетии является жестким условием для вступления республики в «Восточное партнерство» - это центральный пункт плана развития отношений Минска с Западом. Белорусское руководство не признает новые закавказские республики, но не откажется от практики обещаний и поиска объективных и субъективных препятствий для отсрочек признания. Есть основания считать, что Вашингтон лоббирует признание Белоруссией Республики Косово, предлагая взамен кредит в 1 млрд. долларов США. Стоит напомнить, что 19 мая представители белорусского правительства, прежде всего премьер – министр Сергей Сидорский и ряд депутатов белорусского парламента потребовали от России опережающей финансовой компенсации за признание республикой Абхазии и Южной Осетии. Стоит отметить, что это не первый случай в рамках российско – белорусской интеграции, когда вопросы политического союзничества увязываются с финансово – ресурсной помощью белорусской экономики. Напоминаю, что в 2009 году общая сумма ресурсной и финансовой, включая кредитной, поддержки Белоруссии со стороны российского бюджета достигла 11 млрд. долларов США, что составило более 17% реального ВВП республики, не говоря уже о ее бюджете. В целом, завершая свое выступление, хотелось бы отметить, что Запад, используя разнообразный политико – экономический инструментарий, приступил к формированию на постсоветском пространстве собственных интеграционных структур. Реальная цель программы «Восточное партнерство» - оттеснение России в северо-восточный «угол» Евразии, превращение ее в сырьевой придаток, создание вокруг России пресловутого «санитарного кордона», вытеснение России с Кавказа, получение доступа к ресурсам Центральной Азии, что включает разрушение ЕврАзэс, ОДКБ, полную деградацию СНГ. В тактическом плане – появление «Восточного партнерства» - ответ Запада на разгром Грузии в августе 2008 г. Это контрудар или новая агрессия против России. В таком формате и необходимо оценивать данную программу российскому руководству. Андрей Суздальцев, заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики (Москва), Politoboz.com Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
(Доклад А.Суздальцев на заседании научно-экспертного совета ОДКБ по теме: «Геополитическая обстановка в зоне ответственности организации Договора о коллективной безопасности и прилегающих районов». 22 мая 2009 г.
|
|