Максим Жбанков. КУЛЬТ-ТУРЫ. Карманы, полные Венеций
Максим Жбанков. Культуролог, киноаналитик, журналист. Преподаватель «Белорусского Коллегиума». Неизменный ведущий «Киноклуба» в кинотеатре «Победа». В 2005-06 годах — заведующий отделом культуры «Белорусской деловой газеты». Автор многочисленных публикаций по вопросам современной культуры в журналах «Мастацтва», «Фрагмэнты», «pARTisan», на сайте «Наше мнение».
Наши художники — отличные люди в узком кругу. Огонь в глазах, солидное образование, благородная джинса, мягкий вельвет. Поговорить под коньячок о Тарковском и Линче? С удовольствием! Вспомнить славное прошлое? Запросто! И даже без особых купюр. Обсудить новый диск гитарных динозавров, клубный концерт или свой недавний вояж в Варшаву? Ради бога! С ними легко, интересно и весело. Хоть в бой, хоть на вернисаж. Я люблю их всех. Ну, почти всех… И мне абсолютно не мешает, что для остальной страны эта славная публика не значит практически ничего.
Недавний проект «Белорусский павильон 53-ей Венецианской биеннале» глубоко тронул своей детской простотой и самовлюбленностью: нас не везут в Венецию? Ладно, Венеция — здесь! А мы все, естественно, герои знаменитой выставки. Богатая идея. Ее логичным продолжением могло бы стать переименование фестиваля «Лістапад» в «Белорусский показ на Каннском кинофесте», а новоиспеченной затеи «Bela-music» — в «Bela-Woodstock». Откуда ирония? От нестыковки публичного пафоса и реального статуса действующих лиц акции. Вопрос тут не в качестве работ: они отобраны вполне грамотно и заслуживают интереса. Проблема в неадекватной самооценке части героев локального арт-процесса. Не будем цепляться к именам: речь идет о тенденции. Расхожий ярлык «актуальное искусство» превращается в нашем раскладе в индульгенцию артисту, слабо озабоченному реальным контекстом своих трудов. Легенда о грустной доле свободного таланта в стране эстетического консерватизма — популярный формат артистической саморекламы и самоутешения. Вот я — актуальный, а народ меня не любит! Значит, я — молодец, а народ глубоко не прав. Публика у нас, действительно, весьма инертна и слабо сведуща в современных трендах. Но значит ли это, что артист никогда не ошибается? И кто, собственно, решает, что он актуален? Неужели кураторы и критики? Тогда мы получаем то, что имеем сегодня: раздачу титулов и репутаций в узком кругу арт-тусовки (разделенной, к тому же, внутренними конфликтами). Реальная актуальность — это работа с популярными кодами по поводу текущих обстоятельств жизни здесь и сейчас. А никак не смутные вариации по поводу прошлогодней евро-арт-моды. И не рассказы о том, кто, как и где продается. Прогрессивное меньшинство путается в терминах: синоним актуальности — вовсе не авангардность (как утверждает буклет «белорусской биеннале»), а наличная значимость. Наспех назначая самих себя «актуальными», мы забываем, что любая арт-коммуникация строится с двух сторон: публика читает смыслы, артист их конструирует. И если ты не озабочен осмысленным высказыванием на внятном публике языке — что толку обижаться, когда тебя не читают? Арт-подполье 70-х и 80-х было куда более осмысленным, потому что оно строилось в неизбежном присутствии идейно-эстетического давления системы. И закономерно «зеркалило» ее дефекты, работая от противного. Это была не Европа, а Другое Советское Искусство. И именно в этом качестве оно состоялось как факт культуры ХХ века. У нас сейчас ситуация гораздо сложнее: белорусское искусство с претензией на актуальность существует не под прессингом Большого Брата, а в глобальном колхозе под пустым небом. Пустоту нужно заполнять. И тут открываются два возможных пути. Первый — культурная эмиграция: ориентация на евро-тренды, прописка в поле мирового арт-рынка, почетный статус смышленого гастарбайтера из «черной дыры Европы». И окончательная потеря белорусского зрителя: консервативное большинство предпочтет нечто попонятнее, прогрессивное меньшинство — первоисточники, закордонных законодателей мод. Второй путь — Проект Беларусь: построение нового неба из подручных материалов. Речь идет о преодолении собственного провинциализма — но не через клонирование Европы. Куда важнее и продуктивнее активная переработка местного трэш-сырья в оригинальные авторские продукты. Кто сказал, что заграница это не купит? Да и публику воспитать на знакомой почве будет не в пример проще. Белорусский абсурд — наш ресурс, белорусская шиза — наше знамя, белорусский культурный мусор — наша палитра. Тот, кто это сделает и станет первым подлинно актуальным отечественным артистом. А пока — лишь второй этаж ВДНХ, на несколько дней собравший неравнодушное сообщество. «Потенциальное искусство» (по меткому замечанию куратора Лизы Михальчук) в ожидании своей актуализации. Коллекция обещаний. Полные карманы виртуальной Венеции. Мнения колумнистов могут не совпадать с мнением редакции. Приглашаем читателей обсуждать статьи на форуме, предлагать для участия в проекте новых авторов или собственные «Мнения». Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Максим Жбанков. |
|