21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

Белорусские беспилотники иногда летают, но «в пролете»

26.08.2009 16:11 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

Военными секретами здесь не прикроешься. Эта тема широко обсуждается в той же РФ, чьи беспилотники, возможно, окажутся в наших ВС. Но в РФ есть СМИ, Общественный Совет при МО, открыто публикуемые параметры госпрограммы вооружений, федеральных целевых программ и т.д. Когда последние «проваливаются», там понятно, что именно Иванов «завалил» ГЛОНАСС, а Чубайс «рулит» нанотехнологиями. У нас выбор делается в келейной тиши…

Трудный выбор.

Отсутствие официальной информации по тендеру наверняка объясняется не только номенклатурными традициями. Беспилотная тематика в Беларуси находится на таком уровне, что о нем лучше не говорить вслух. Шансы остаться в живых, конечно, есть, но уж больно серьезны т.н. объективные препятствия:

Отсутствие законов. Как образно сказал один из российских разработчиков на IMDS-2007 «пока основная часть БК это или любительское авиамеделирование, или незаконная авиационная деятельность». И в РФ, и в РБ вопросы лицензирования, испытаний, сертификации, норм летной годности, изменения авиационных правил и воздушного кодекса далеки от решения. По слухам в РБ уже изменены соответствующие авиационные правила, позволяющие эксплуатировать БПЛА в определенных условиях. Непонятно только, почему у нас нельзя сделать по этому поводу официальное заявление.

Впрочем, по другим слухам «есть много вопросов». В 2010 ГВПК и Белаэронавигация якобы должны внести изменения в Воздушный кодекс. Посмотрим. До момента истины осталось недолго.

Время. Поезд не просто ушел, а ушел, вернулся и опять ушел. Технологическое отставание РФ от развитых стран в области беспилотных комплексов (притом, что СССР был лидером в этой области) некоторым экспертам кажется уже непреодолимым. Некоторые публичные высказывания: «США и Израиль практически обеспечили качественный прорыв в этой сфере». (Геннадий Бебешко, глава программы «Комплексы с беспилотными вертолетами» ОАО «Вертолеты России».); «Мы и прежде отставали от ведущих стран, и это отставание в ближайшее время вряд ли сократится» (Алексей Федоров, глава ОАК). Кстати, на прошлом Ле Бурже, где РФ традиционно хвастается своей авиацией, не было ни одного (!) российского беспилотника. А РБ отстает от РФ еще больше.

Для суверенной Беларуси, к тому же специализировавшейся в СССР на электронике, системах управления и оптике, «проспать» такую нишу - преступление. Обрати вовремя внимание наши генералы-туристы, отдыхающие на IDEXах, или дОценты с пОртфелями из структур с громкими названиями типа «системного анализа», что БПЛА уже давно разрабатываются в Пакистане, Иране и др. странах с немного худшими стартовыми условиями, чем в суверенной Беларуси, - может быть сейчас мы могли бы претендовать на часть многомиллиардного (!) рынка с долгосрочной перспективой и иметь свой единственный (!) национальный конечный продукт в сфере ВПК.

Коррупция. Многие, особенно в РФ, ошибочно считают, что в Беларуси всем руководит президент, а ВПК централизованно управляем. На самом деле здесь те же «фишки», что и в РФ. Тендер выигрывают «свои», ради «освоения» бюджетных средств вводят в заблуждение даже главу государства, собственному развитию предпочитаются «откаты» из-за рубежа и т.д.

Конкуренция. Судя по всему, объединения всех имеющихся ресурсов для создания национальных беспилотных комплексов не будет. Это не в духе ГВПК и МО. Зачем что-то делать самим, если можно просто курировать? Конечно, это только предположение, но есть определенный риск, что Беларусь с ее ограниченными ресурсами «не потянет» конкуренцию вреди разработчиков БК.

Деньги. Даже в накачанной нефтегазовыми долларами РФ это считается сдерживающим фактором. В РБ, чей ВПК до сих пор жил только тем, что распродавал все на корню, включая сам себя (если позволительна такая политическая шутка) неизвестно, откуда взять деньги.

Выборы. Грядущие выборы президента только усиливают все вышеперечисленные риски. В такие периоды, когда речь идет о выживании самой плановой номенклатуры, забвению предаются и куда более важные вопросы, чем какой-то ВПК.

Что имеем.

Представленный ниже обзор белорусских БК - попытка показать экономические и политические аспекты развития беспилотной техники в Беларуси в предыдущие годы и на ближайшую перспективу. Технические данные приводятся выборочно для справки. Термин БПЛА употребляется в журналистском (по Wikipedia), а не техническом ключе. БЛА и ДПЛА сохранено там, где указано на проспектах разработчика.

407 завод (Минский авиаремонтный). Но неофициальным данным начал заниматься беспилотной тематикой по указке «сверху» (что вполне правдоподобно, т.к. просто так у нас ничего не делается). Уже на MILEX-2007 завод представил комплексы «Стерх» (размах крыла 3,8 м, макс. масса 53 кг) и «Турман» (соотв. 3,5 м и 50 кг), на уровне экспериментальных образцов, из которых первый прошел испытания в режиме ручного управления (без продувания в аэродинамической трубе, аэродинамические характеристики «высчитывали математически»). Обе - собственные разработки предприятия. В том же году на МАКСе представители завода говорили об аппаратах как о реально созданных, но не «готовых продуктах», так как у завода «не была определена технологическая оснастка, то есть неизвестна стоимость серийного производства и соответственно цены аппаратов». Позже 407 завод на специализированных выставках не появлялся. На последнем MILEXe его тоже не было. Однако на "Осень-2008" завод демонстрировал БЛА «Мушка», лётный образец «Стерха» и «стратегический беспилотник «Лесной Филин». В отсутствии каких-либо официальных комментариях о значении слова «стратегический» можно только догадываться. Однако среди специалистов никто не рискнул дать сравнение с американским Global Hawk или Predator.

По мнению других разработчиков БK у завода проблемы с системами автоматического управления. Такое утверждение вполне правдоподобно, т.к. трудно предположить наличие у завода своей «школы» или финансовой возможности купить эти технологии со стороны. Заметим, что озвученное публично представителями завода в 2007 «истинно дистанционное управление» по мнению российских экспертов является широко распространенной ошибкой новичков. Тем не менее, можно предположить, что работа над самими планерами, которые, по словам других разработчиков, «красиво летают», может быть продолжена в той или иной форме.

ЗАО МТК (Молодечно) . До некоторых пор это была заметная фигура в области БК. Компания тесно работала с российской «Новик-XXI век», не последней «фишкой» даже в РФ. Судить о «распределении» прав в белорусско-российском тандеме по открытым источникам невозможно. По некоторым данным МТК разработала (или способна разработать) все компоненты бортового и наземного оборудования, за исключением планеров. Тандем специализируется на малых аппаратах: белорусский мини-ДПЛА Мошкарец и российские ГрАНТ, БРАТ, Отшельник. Мошкарец (вес 2.5 кг) впервые появились еще на MILEX-2003 в варианте аэродинамически забрасываемого передатчика помех и автономного фоторазведчика. Производители публично высказывали надежды на востребованность со стороны силовых структур Беларуси. В период 2003-2005 года МТК и ее разработки получали наивысшие оценки со стороны других разработчиков и авторитетных специализированных изданий. Однако уже на выставке UAV-TEK-2008 «Новика» не было. На MILEX-2009 МТК тоже не появилась. Сайты компаний практически не обновляются, в специализированных новостных лентах не упоминаются.

 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Военными секретами здесь не прикроешься.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика