Службам такси грозит национализацияОшибка директоров - Как ваш профсоюз относится к
понижению тарифов и конфликту между таксистами и
диспетчерами? - На мой взгляд, как такового
конфликта нет, есть некоторые недоразумения. Мы все
работаем в одной команде. Диспетчерская служба такси
является посредником между потребителем и водителем.
Каждый директор диспетчерской, заключающий договор на
обслуживание водителей, обязуется предоставить им заказы.
Чтобы их привлечь, фирмы разрабатывают маркетинговую
политику. В нынешних условиях пошла игра на понижение
тарифов. Упущение руководителей фирм в том, что
они мало информируют своих водителей. Шофер -
основополагающее звено, на котором выстраивается вся
вертикаль таксоперевозок. Потому и решения должны
приниматься с учетом их мнения. На деле же водители
увидели, что их заработки упали, но причину им не
объяснили. Отсюда и протестные настрои. - Что конкретно стало причиной резкого
падения тарифов, ведь только весной они снижались два
раза? - Тут несколько причин. Конечно, и
нашу отрасль не миновал финансово-экономический кризис. С
его началом пассажиропоток в Минске упал примерено на 20
процентов. Чтобы сделать свою продукцию более
конкурентоспособной, многие заводы, предприятия снижают
на нее цены. По тому же пути пошли и таксослужбы. Вторая причина - возросшая в последнее
время конкуренция. В городе сегодня работает 12
диспетчерских служб, около 4,5 тысячи официально
зарегистрированных таксомоторов. Каждый месяц на рынке
появляются новые такси, а вот такой же ровной тенденции
роста спроса на услуги нет. Потому число заказов в городе
постоянно отстает от количества моторов процентов на 10.
А ведь есть еще нелегалы (по официальным данным, более
3000), которые подрывают легальный пассажиропоток. - Однако влияние кризиса на вашу
отрасль не является критическим? - Да, нынешняя ситуация непростая, но
не критическая. Таксослужбы остаются рентабельными, ни
одно предприятие в Минске не работает в минус. Дело в том, что клиентура такси -
довольно стабильная. Например, многие фирмы пользуются
нашими услугами, чтобы не содержать собственную машину с
водителем. Сокращение пассажиропотока - повторюсь, не
более 20 процентов - произошло в основном за счет разовых
клиентов, когда человеку нужно, например, добраться домой
с мероприятия, застолья. Реальный тариф - 1300 - И все-таки, кто больше пострадал от
кризиса - таксисты или таксослужбы? И значительно ли
сократились прибыли? - Важно понимать: пока не удастся
преодолеть последствия нынешней экономической ситуации,
прежних заработков не будет. Вследствие кризиса прибыль
занятых в бизнесе таксоперевозок сократилась от 30 до 40
процентов. Он коснулся всех, но водители почувствовали
его на себе первыми, ведь у них всего одна статья
доходов, а в фирме перевозчика - 30, 40, 50 машин. Кроме
того, там есть квалифицированные экономисты, бухгалтеры,
которые могут управлять ситуацией. Иными словами, по сравнению с прошлым
годом, нам нужно работать, если не в два, то в полтора
раза лучше. Проводить рекламные акции, улучшать уровень
обслуживания. Такси - служба сервиса и далеко не дешевая.
И наши пассажиры хотят получать качественные услуги за
выложенные деньги. - Какой, по вашему мнению, должна быть
стоимость 1 км? - Тариф таксоперевозок
рассчитывается, прежде всего, из стоимости топлива, и в
большинстве стран мира 1 км равен стоимости 1 литра
бензина. Если пойти по этому пути в Беларуси, можно
потерять значительное число потребителей. Потому, думаю,
тариф, который бы сегодня устроил всех - 1300-1400 рублей
за 1 км. - Но ведь есть же тариф и 2000
тысячи? - У каждой фирмы может быть свой
тариф, исходя из количества автотранспорта, численности
штата сотрудников, арендных площадей… Из совокупности
всех затрат формируется экономически обоснованный тариф.
Обоснованием тарифов занимаются перевозчики, утверждает
тарифы Комиссия по ценообразованию Мингорисполкома.
Сегодня официально утвержденным и экономически
обоснованным тарифом является 1580 рублей за 1 км пути.
На этой цифре сошлись многие фирмы. Большие никто не
обосновывал. Просто у нас есть такое понятие "от
борта", когда человек берет такси на улице без
предварительного заказа. Тут часто в дело вклинивается
человеческий фактор. Потому, дабы максимально исключить
неразбериху и возможность обмана потребителя, на наш
взгляд, логично установить единый минимальный тариф.
Например, в СССР функционировала огромная система,
институты по экономике и ценообразованию, исследовав
проблему, пришли к выводу о едином тарифе в 20 копеек за
1 км. Сегодня на автозаправках по всей стране единая цена
на топливо, что не мешает автозаправкам конкурировать
между собой. Кто-то выбирает, где заправляться, по
территориальному принципу, другие - по качеству топлива,
дополнительным услугам... Естественно, речь идет о нижней
планке, а далее: чем лучше сервис, тем выше цена. Вот
только определять ее должны не водители с профсоюзами, а
субъекты хозяйствования, занятые таксоперевозками. - При какой цене нерентабельно возить
людей? - Думаю, тариф 1000 рублей за 1 км -
в полтора раза меньше экономически обоснованного -
нерентабелен. Хотя некоторые таксослужбы сумели
обосновать в госорганах и его.
- Посетители TUT.BY часто обращаются
по поводу фактов обмана при пользовании услугами такси
(обсчет, отсутствие счетчиков, квитанций и т.д.).
Насколько массовое это явление и часто ли выявляются
нарушения среди таксистов? - Причина большинства подобных
ситуаций - человеческий фактор. Во всех службах с
подобными нарушениями борются. По закону, чтобы оформить
авто на службу, оно должно быть оборудовано таксометром с
кассовым аппаратом, который ставится на учет в налоговую
и транспортную инспекции. Если отсутствует таксометр -
машина нелегальная. Нюанс в том, что нет четкого ГОСТа,
где было бы прописано место размещения аппарата в салоне.
Потому некоторые водители кладут его под сидение, в
бардачок… В том, что водитель не включает
счетчик, может быть виноват и пассажир. Так, человек
подходит на улице к машине и спрашивает, за сколько можно
будет доехать, скажем, в Кунцевщину. Водитель называет
сумму, и они едут без таксометра. Если вы заказываете такси через
службу и предупреждаете, что вам нужен чек за проезд, у
вас никогда не будет проблем. К тому же в большинстве случаев
подобные жалобы пассажиров необоснованны, потому что
люди, иногда сами того не зная, пользуются услугами
нелегалов, пусть и с оклеенными желтыми бортами. А потом
в интернете и в личных беседах жалуются на
недобросовестность таксистов… - А что делать, если таксист
отказывается выдавать квитанцию? - Если вы не получили выбитый
таксометром чек с суммой, то вправе отказаться платить.
Если вы оплатили, а вас не устраивает сумма, можно
позвонить старшему диспетчеру смены и разъяснить
ситуацию. Если на водителя дважды пожаловались клиенты, в
данной службе ему просто больше не окажут радиоподдержку.
А вот повлиять на тех, кто работает
самостоятельно, без рации ("от борта"), непросто. - Чем, на ваш взгляд, закончится
ситуация с кризисом, тарифами и водительско-диспетчерским
противостоянием? - Если все участники этого сегмента
рынка не объединятся, а будут стремиться растащить
"пирог" на кусочки, они проиграют. Нужно понимать: если
мы не придем к единому знаменателю, в вопрос могут
вмешаться городские власти, Минтранс, и не исключено, что
таксобизнес снова вернется к национализации. Потому нужно
вырабатывать совместные планы с учетом интересов
перевозчиков, водителей и потребителя - другого пути нет.
Работа по выработке совместной политики всех
заинтересованных сторон уже ведется. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Ошибка директоров - Как ваш профсоюз относится к понижению тарифов и конфликту между таксистами и диспетчерами? - На мой взгляд, как такового конфликта нет, есть некоторые недоразумения. |
|