Из-за кризиса белорусы поменяли сладкую жизнь на постную10:31, — Экономика Кризис существенно повлиял на вкусовые предпочтения белорусов. Они стали покупать меньше кондитерских изделий, рыбы, соков, а больше постного масла и круп. Согласно данным Белстата, по итогам января-мая 2009 года наиболее высоким спросом у белорусов пользовалось растительное масло. Его купили почти на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщают «Белорусские новости». Лидеры продаж среди продуктов питания за 5 месяцев 2009 года: 1. растительное масло (рост на 29,9%) 2. крупа и бобовые (14,6%) 3. макаронные изделия (13,7%) 4. сахар (8,2%) 5. безалкогольные напитки (4,7%) 6. кондитерские изделия (3,1%) Между тем год назад, когда кризис до Беларуси еще не докатился, картина выглядела совершенно иначе. Наибольший рост продаж в январе-мае 2008 года наблюдался по кондитерским изделиям. У белорусов была вполне сладкая докризисная жизнь. 1. кондитерские изделия (рост на 34,1%) 2. соки (24,1%) 3. макаронные изделия (22,7%) 4. консервы и пресервы из рыбы и морепродуктов; безалкогольные напитки (по 18,1%) 5. крупа и бобовые (14,9%) 6. рыба (13,9%) Таким образом, по сравнению с январем-маем прошлого года, стабильно высоким остался только спрос на крупы. Рост продаж кондитерских изделий составил лишь 3,1%, продажи соков остались на прошлогоднем уровне, а рыбы белорусы купили на 10% меньше. По мнению руководителя аналитического центра «Стратегия» Леонида Заико, население отреагировало на падение своих доходов из-за кризиса и меняет свои предпочтения. «Уровень благополучия семей, как правило, определяется структурой питания, потребляемых продовольственных товаров. Если доходы растут, растут продажи качественных продуктов питания, в частности, рыбы и рыбопродуктов. Когда доходы падают, население переходит на более простую еду: каши, макароны. Типичная картина военного коммунизма», — пояснил экономист «Белорусским новостям». Рост покупок подсолнечного масла вызван, считает он, снижением цен на эту продукцию. К слову, в прошлом году наблюдалось падение продаж растительного масла. Тогда белорусы купили его на 2,5% меньше от уровня 2007 года. Стоит также отметить, что сегодня особого выбора у белоусов в плане покупки продуктов питания нет. По большинству ключевых позиций львиную долю продаж занимают белорусские продукты питания. Это касается яиц (на 99,96%), колбас и копченостей (99,9%), сахара (99,8%), мяса птицы (99,4%), животного масла (99,3%), сыра (97,5%), безалкогольных напитков (94,4%). Среди импортных продуктов питания более половины продаж в торговле приходится лишь на растительное масло (69,6%), рыбу и морепродукты, включая сельди (56,3%), а также крупы (52,9%). Правда, эти показатели Белстат приводит без учета продаж через малый бизнес частной формы собственности, на который также приходится значительная часть объемов. «Это говорит о том, что мы находимся в стадии очень узкого потребления, — говорит Леонид Заико. — Нашим производителям сложно конкурировать с иностранной продукцией. Они лоббируют свои интересы, в результате чего правительство закрывает рынки». При этом пищевая промышленность в Беларуси все глубже погружается в кризис. По данным Белстата, в январе-апреле чистый убыток получили 119 предприятий пищевой промышленности (30,6% от их общего числа). Сумма чистого убытка составила 245,461 млрд. рублей. Еще год назад с убытками работало 57 предприятий (14,7%), а сумма убытка равнялась 25,1 млрд. рублей. Снизилась и рентабельность реализованной продукции. По итогам четырех месяцев 2009 года она упала почти в три раза: до 3,4% с 9,4% год назад. Еще больше снизилась рентабельность продаж: с 6,8% до 2,6%. «Это белорусский феномен: у нас одни из самых дорогих в Европе продуктов питания, и в то же время мы имеем на треть убыточную пищевую промышленность», — отметил Леонид Заико. По его словам, это является следствием того, что государство продолжает проводить аграрную политику по советским принципам. «У нас практически нет частных предприятий, маленьких сыроварен и колбасных цехов, как это имеет место в Европе. Отсутствие конкуренции со стороны производителей из других стран, в частности России, говорит о том, что мы и дальше будем покупать дорогие продукты питания и при этом их качество будет хуже европейского». Основной показатель внутреннего спроса — розничный товарооборот — хотя и растет, однако не теми темпами, которые запланировало правительство. По итогам пяти месяцев он вырос в сопоставимых ценах на 4,6% при прогнозе на год 17%. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
10:31, — Экономика Кризис существенно повлиял на вкусовые предпочтения белорусов. |
|