Светлана Алексиевич: Я боюсь, что место истории займет мифологияDeutsche Welle: В чем отличие культуры
исторической памяти в Германии и Беларуси? Светлана Алексиевич: Основное отличие
связано с разной политической ситуацией. В Беларуси время
остановилось. С одной стороны, власти сохранили элементы
социализма. Я имею в виду так называемую социально
ориентированную политику, которая действительно
проводилась до последнего времени. С другой стороны, мы
видим жесткий авторитаризм, как правило, малокультурный.
Беларусь - совершенно несвободная
страна. Я с трудом себе представляю, чтобы в Германии
происходили вещи, сходные с тем, что имеет место у нас.
Например, была бы воссоздана какая-нибудь линия Гитлера,
рассказывающая о том, как в мае 1945 году до последнего
защищали Берлин. А в Беларуси есть линия Сталина. Вместо
того, чтобы делать музей Куропат, рассказывающий о
репрессиях 30-ых годов, мы обустраиваем линию
Сталина. Сегодня можно наблюдать за тем, что
такое история, и как меняется ее восприятие. В детстве
мой отец, который после войны боролся с бандеровцами на
западной Украине, рассказывал мне одно. Теперь там
установили памятник Бандере. Что касается ситуации в
Беларуси, то здесь события прошлого втиснуты в рамки
представлений нынешней политической элиты. У нас есть
образ Великой Отечественной войны и победы в ней. Но
этой, несомненно, великой победой сначала заслонили от
народа правду о сталинских лагерях, а сейчас заслоняют ту
пустоту, в которой мы болтаемся. Никто ведь не знает, что
у нас происходит, во имя чего. Так что, можно сказать совершенно
точно: прошлое - это не навсегда, оно так же
непредсказуемо, как и будущее. Получается, что прошлое у
нас есть, и одновременно его как бы нет. - Вы отметили, что власти пытаются
влиять на культуру исторической памяти. В какой степени
можно манипулировать событиями прошлого, или все-таки
общество способно этому противостоять, основываясь на
опыте и памяти поколений? - Не надо обольщаться, думая, что
память - это некая неподвижная вещь. Чем больше я
занимаюсь изучением исторических документов, тем меньше
понимаю, что это такое и насколько всему этому надо
верить. Понимаете, мы не владеем реальностью как таковой.
Всего, что вокруг нас, мы не понимаем и не видим. Тем
более, в периоды глобальных исторических перемен и
трагических испытаний. На самом деле, мы просто
сталкиваемся с разными версиями того, что произошло.
В советское время историческая память
служила большевистской версии прошлого. После обретения
Беларусью независимости в течение какого-то промежутка
времени (я не знаю, можно ли назвать то, что тогда
происходило, демократией) вдруг начали появляться
трактовки исторической памяти именно, как считалось, с
точки зрения белорусов. Я помню свой тогдашний разговор с
Зеноном Позняком (ред. - в 90-ые годы лидер БНФ, ныне -
председатель партии КХП БНФ), услышанное повергло меня в
ужас. Он говорил о том, что надо создать общество памяти
полицаев, кто защищал, якобы, Беларусь. Я представила,
что будет, если выйти с этим предложением к нашему народу
без соответствующей культурной подготовки. Без разделения
тех полицаев, без понимания, кто и за что там
воевал. Я поняла, что если наша элита будет
так думать, то мы, конечно, проиграем. И мы проиграли.
Надеяться на то, что память и прошлое нас защитят
невозможно, с памятью можно обращаться как угодно. Боюсь,
что вообще вместо истории останется лишь мифология.
Особенно это опасно в наше время, когда в целом уровень
культуры и политической, и гуманитарной понижается.
Я достаточно пессимистично на этот
счет настроена. Мое кредо в данном случае - память о
прошлом надо спасть. Частным образом, как память семей о
пережитом, собирая факты и воспоминания в надежде, что
когда-нибудь этим займутся историки. Нигде больше
подлинной правды не сохранилось, кроме этой частной
памяти людей, переживших что-то на своем опыте. Может
быть, только таким образом что-то может уцелеть. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Deutsche Welle: В чем отличие культуры исторической памяти в Германии и Беларуси? Светлана Алексиевич: Основное отличие связано с разной политической ситуацией. |
|