Замглавы Администрации президента упрекнул Минфин за НДС, а Нацбанк - за дорогие кредитыНапомним, что Совет по развитию
предпринимательства в Беларуси был создан в 1999 году
указом президента. В отличие от ряда других дискуссионных
бизнес-площадок Совет является практически аполитичным.
Возглавляет его председатель Национального
статистического комитета Владимир Зиновский.
Отличительной чертой форума видится то, что руководители
ведущих частных компаний имеют возможность за круглым
столом обсуждать проблемные вопросы с представителями
органов госуправления. Тон острой дискуссии на сей раз задал
заместитель председателя Совета по развитию
предпринимательства, гендиректор предприятия "Ритм"
Мечислав Витковский, который констатировал, что
качественного развития малого предпринимательства в
Беларуси не происходит. "За два последних года количество
малых предприятий увеличилось почти в 1,8 раза, а
индивидуальных предпринимателей - более чем в 1,2 раза. В
то же время следует признать, что сколь-нибудь ощутимого
повышения роли сектора малого предпринимательства в
экономике страны пока не наблюдается", - сказал
М.Витковский. Так, по данным статистики, на малые
предприятия по-прежнему приходится менее 9% ВВП и 12-13%
списочной численности работников. Их доля в общем объеме
инвестиций в основной капитал также незначительна - около
11%, а удельный вес произведенной малыми предприятиями
продукции (работ, услуг) промышленного характера (как и
пять лет назад) составляет чуть более 8% от общего объема
по республике. "Это говорит о том, что каких-либо
структурных изменений в данном секторе экономики,
свидетельствующих не только о росте, но и развитии,
переходе на новый качественный уровень, пока нет", -
добавил заместитель председателя Совета. По его словам, концентрация малого
предпринимательства остается, главным образом, в сферах,
не требующих высокой квалификации, специальных знаний и
значительных объемов финансовых вложений. Вместе с тем
практика производственного взаимодействия крупных
предприятий с субъектами частого сектора пока весьма
незначительна. "Крупные предприятия, которые в
большинстве своем входят с состав концернов или
курируются соответствующими министерствами, в основном
взаимодействуют между собой. Ведомственный подход лежит и
в основе распределения материальных и финансовых потоков.
Малые частные предприятия, которые, как правило, не имеют
ведомственной подчиненности, зачастую воспринимаются не
как партнеры, а как конкуренты. Более того, нередко
крупным государственным предприятиям запрещают закупать
сырье, материалы, комплектующие у субъектов малого
предпринимательства", - отметил зампред Совета. Зарплата По словам М. Витковского, одной из
наиболее актуальных проблем развития отечественного
бизнеса, прежде всего производственного, является
действующая система регулирования оплаты труда.
Возможности предприятий в части стимулирования
высококвалифицированных рабочих и специалистов
по-прежнему ограничены. "Действующие ограничения по
отнесению сумм надбавок к заработной плате на
себестоимость продукции вынуждают организации направлять
на оплату труда значительную часть прибыли. Это же не
только сокращает инвестиционные возможности предприятий,
но и искажают реальную картину о степени эффективности их
деятельности, поскольку часть необходимых
производственных затрат фактически покрывается из средств
чистой прибыли. В результате, рентабельно работающие
коммерческие организации на практике зачастую оказываются
в убытках", - отметил эксперт. В этом вопросе коллегу поддержал
генеральный директор "Милавицы" Дмитрий Дичковский. Он
предложил отменить обязательное применение единой
тарифной сетки для предприятий без доли государства и не
пользующихся господдержкой. "Сейчас группа сотрудников
вынуждена заниматься исключительно расчетами в рамках
соблюдения тарифной сетки, чтобы не дай бог 0,1% была
отнесена не в ту графу. От сотрудников было бы больше
пользы, если бы они занимались действительно кадровой
работой", - отметил он. Впрочем, Мечислав Витковский указал,
где стопорится решение данного вопроса. "Необходимость
существенной корректировки была поддержана
представителями Министерства финансов, Министерства
экономики и даже государственного секретариата Совета
безопасности Беларуси. Однако мнение Министерства труда -
сторонника централизованного регулирования заработной
платы - остается пока решающим", - сказал он. Возврат валютной выручки Дмитрий Дичковский предложил отменить
для предприятий ограничения по срокам возврата валютной
выручки либо увеличить этот период до 240 или 360 дней.
Сейчас срок возврата ограничен 90 днями. "Сегодня крупные
розничные сети такие, как например Ашан и Metro, требуют
отсрочку платежа за поставленный товар 120-180 дней.
Поэтому из-за существующего ограничения работа
затруднена. Сегодня в условиях кризиса было бы логично
увеличить ограничения по срокам возврата валютной
выручки", - отметил Д.Дичковский. Однако заместитель председателя
Национального банка Николай Лузгин такое предложение не
поддержал. "Вы знаете, что у нас есть проблемы с
отрицательным сальдо торгового баланса, дефицитом
золотовалютных резервов, поэтому полностью отменить сроки
возврата валютной выручки будет неправильным", - сказал
он, отметив, что внесение некоторых изменений может быть
обсуждаемо. НДС Генеральный директор "Марко" Николай
Мартынов выступил против повышения ставки НДС с 18 до
22%. По его словам, увеличение налога на добавленную
стоимость приведет к росту цен на внутреннем рынке и к
скачку инфляции. Н.Мартынов убежден, что повышение НДС
снизит чистую прибыль предприятий, а снижение налога на
прибыль потери компенсировать не сможет. "Особенно
возрастет налоговая нагрузка на трудоемкие производства",
- отметил он. После выступления руководителя
обувного предприятия замглавы Администрации президента
Леонид Анфимов заявил, что "в лице Администрации
президента вы можете видеть своих союзников". Пока
предложение по увеличению ставки НДС возвращено на
доработку, так как к этому вопросу нельзя подходить по
принципу "усредненной температуры по больнице". Напомним, что Минфин, который
является одним и апологетов налоговой реформы,
предположил увеличить НДС на 4%, но отменить другие
налоговые платежи: сельскохозяйственный оборотный налог в
размере 1% и 5-процентный местный сбор с продаж, а также
уменьшить на 4% налог на чистую прибыль. Данные изменения
должны были вступить в силу с 1 июня. Леонид Анфимов убежден, что повышение
НДС серьезно ударит по предприятиям, а не упростит их
деятельность, как то обещают разработчики налоговой
реформы. Ведь предприятиям придется за счет оборотных
средств уплачивать ввозной НДС, а "оборотку" придется
покрывать через дорогие кредиты, "поэтому есть
вероятность, что многие предприятия, особенно
региональные, могут угодить в тяжелое положение". Поэтому
Леонид Анфимов поддержал предложение главы Нацбанка Петра
Прокоповича "оставить все, как есть". При этом главный
банкир страны поддержал отмену предполагавшихся платежей,
но без увеличения НДС. Кредиты, прогнозы, надбавки Руководитель транспортного
предприятия "Белинтертранс" Вячеслав Довнар указал на
сложности с доступом к финансированию. В частности, он
привел несколько примеров того, как иностранные инвесторы
(в частности, из Литвы и Сербии) после кризиса отказались
реализовывать проекты в Беларуси и потребовали возврата
уже вложенных средств. Однако больше всего досталось
белорусским банкам, которые мало того, что выдают кредиты
под большие проценты, так еще пытаются решить свои
проблемы за счет предприятий реального сектора экономики.
Николай Лузгин упрек к банковскому сектору не принял,
пояснив, что и так по состоянию на 1 июня требования
банков к экономике составили 55 трлн рублей. "Куда уже
выше, товарищи?" - задался он вопросом. Однако замглавы
Администрации президента Леонид Анфимов попросил Лузгина
"не отмахиваться от проблемы". Ведь даже глава
государства акцентировал внимание банкиров на снижении
стоимости ресурсов для экономики. Николай Лузгин привел
другой аргумент: "Можно, конечно, проводить эмиссию, но
вы понимаете, к чему это приведет". Топ-менеджеров волновало и решение
других вопросов. Так, гендиректор "Милавицы" Дмитрий
Дичковский предложил отказаться от системы доведения
прогнозных показателей для предприятий без доли
государства и не пользующихся господдержкой. "В условиях
роста подобная система была оправданы. Однако сейчас,
когда, например, рынок одежды упал на 30-50%, выполнение
прогнозов, сформированных в сентябре 2008 года не
представляется возможным. В новых условиях выполнение
"старых" прогнозных показателей приводит к тому, что
предприятия зачастую вынуждены работать на склад", -
отметил Д. Дичковский. Глава ООО "БелПСП" Сергей Филиппов
посетовал на систему ценообразования в строительстве. "У
меня инвестор спрашивает, сколько стоит такой-то объект.
Я отвечаю - 1 млн 500 тысяч рублей в ценах 1991 года. Он
этого не понимает. Сейчас же 2009-й год", - привел пример
С.Филиппов. Руководитель гомельского торгового
дома Тамара Колесникова поведала о проблемах развития
предприятий торговли в условиях действующей системы
регулирования цен. В частности, она предложила снять
ограничения на надбавки на такие группы товаров как
водка, пиво, сигареты, чай и другие, которые не являются
социальнозначимыми. Справедливости ради стоит отметить,
что многие озвученные проблемы уже порядком набили
оскомину. Они повторяются едва ли не на каждом заседании
бизнес-кругов. Однако их разрешение либо спускается на
тормозах, либо процесс согласования идет очень
медленно.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Напомним, что Совет по развитию предпринимательства в Беларуси был создан в 1999 году указом президента. |
|