Академик архитектуры: Национальная библиотека – временный проект
6 июля 2009 Общество
Радио TUT.BY Почему современные белорусские города теряют свою первозданную красоту? Могут ли молодые белорусские архитекторы воплощать в жизнь свои задумки? А так же об идеи создания новых символов столицы в эфире Радио TUT.BY рассказал академик, лауреат ленинской премии Юрий Михайлович Градов. Полный вариант беседы слушайте тут Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя. (function (eid) { if(!(typeof(swfobject)=="object" && swfobject!=null)) return; var flashvars={ file: "http://img.tut.by/n/0f/10/uploader.tut.by_2009_07_06_01.mp3" }; var params={ play: "true", loop: "false", quality: "high", wmode: "transparent", allowfullscreen: "true", allowscriptaccess: "always" }; var attributes={}; swfobject.embedSWF("http://www.tut.by/jw/player.swf",eid,"250","60","9.0.0","http://www.tut.by/jw/expressInstall.swf",flashvars,params,attributes); })("swf1246882506187"); Можно ли вообще говорить о какой-то архитектурной особенности городов? Чем отличаются города Беларуси от других городов? Во-первых, любая страна и любой город отличается своей историей. Меня радует, что в наше время архитектурные памятники начинают активно восстанавливаться. Например, Мирский замок – это сейчас не только исторический комплекс, но и место притяжения культурного наследия. Наша национальная гордость – это то, что сохранилось от предков в первозданном виде, а то, что создается сейчас, пока не дотягивает до заданной планки. И это касается не только Беларуси, но и всех стран Советского Союза. Приедете в любой город – и вы не сразу понимаете, куда попали. Это касается и Минска - все одинаково, монотонно. Города отличает только рельеф, а в остальном – сплошные навязанные стандарты. Некоторые архитекторы, как, например, в Пинске, дают задание, чтобы в новые здания вставлялись мотивы утраченной застройки, чтобы использовать их в новом строительстве, и это могло бы помочь. Если говорить о малых городах, то там различия совсем небольшие. Например, строится агрогородок либо панельный дом, в котором все повторяется и поэтому застройки смотрятся унылыми. Было даже отмечено в свое время, что в таких районах самый большой уровень преступности. Но самое главное – стремиться к гармонии, а не смешивать всевозможные архитектурные стили. Возьмите, к примеру, проспект Независимости: как он запроектирован? В зоне цирка разместились желтенькие вазочки, а они должны быть белые. Вот вам пример того, как безобидная раскраска наносит вред самой архитектуре. Все должно быть выдержано, и это лежит на культуре тех, кто проектирует и согласовывает проекты. Есть же главный архитектор в Минске, почему он не смотрит за этим? Есть и главный архитектор города, и главный художник столицы. Думаю, что это все-таки на совести последнего. Есть еще в каждом районе свой архитектор, который должен следить за реализацией архитектурный проектов. Вы сказали, что есть у нас что-то в Беларуси, что отличает нас от других стран? Но ведь в стране преобладают все-таки сооружения советской эпохи. В массе своей, конечно, так и есть. Я помню, как был в свое время первым главным художником Минска. Мне было поручено перекрасить главный проспект города. А диапазон красок был скуден: только два цвета – желтый и белый, серый цвет не считаем. К счастью, мне это удалось. А сейчас я очень не доволен тем, что происходит с проспектом. Он попросту засорен: сооружен фонтан, а вокруг палатки стоят. Разве это нормально? Сразу принижается статус проспекта – это же проспект! Надо думать над этим вопросом, если в этом есть потребность, нужно сделать что-то стационарное, которое лаконично войдет в архитектурный ансамбль. В Париже вообще нет ни одного ресторана без навеса. У нас также есть летние кафе, но почему-то в Беларуси они очень неряшливые. На невском проспекте в Санкт-Петербурге придумали сделать киоски в виде карет. Правда, пока эта идея не воплощена в жизнь, но задумка гениальна! На ваш взгляд, так ли портили вид киоски, которые не так давно убрали в Минске? Думаю, что это палка о двух концах, потому что возле них всегда пила и балаганила молодежь. Нам надо найти какой-то сценарный ход, как это сумели сделать в Питере. Ведь Немига – главная улица города, которая на сегодняшний день потеряна. Можно это сделать в виде световой рекламы, используя цветодизайн. Почему не соорудить волну, некое напоминание о волне, в которой будут вставлены светящиеся окна? А вот интересно: идеи молодых архитекторов, пока не занимающих высокие должности, могут воплотить уже сейчас? В принципе, я много лет слежу за рождением новых проектов, и иногда попадаются довольно интересные проекты, которые заслуживают внимания. Очень талантливый парень Сергей Болматюк. У нас совсем недавно родилась идея построить два здания: одно в виде луны, а второе в виде Солнца. Кстати говоря, город Минск круглый, потому что из него выходит 16 магистралей (лучей Солнца) и в этом круге проспект Победителей как бы вычерчивает дугу и получается Солнце. Я уверен, что если бы вышеупомянутые два здания появились в Минске, то это стало бы своеобразным символом города. Юрий Михайлович, как Вы оцениваете то, что сейчас делают в историческом центе Минска? Неоднозначно, во–первых, город расчленен. Верхний город, Троицкое предместье, зона улица Революционной - все эти части не связаны, в каждой из них строится сооружения, которые далеки от исторической правды. Обратите внимание на застройку у Соборной площади - застройка с улицы Торговой уже вывалилась сюда, на саму площадь и она очень грубая, тяжелая. И в этой исторической зоне есть одни раритет - минское замчище, которое перерезала магистраль. На нем сидит магазин "Алеся" и здание трудовых резервов. Это же единственное здание в Европе, на который не был построен каменный аналог. Мы просто обязаны его сохранить! Когда мы делали станцию метро "Немига" и нечаянно попали на замчище – стройку сразу остановили и в два раза урезали величину самой станции. Мы в свое время предлагали решения этой проблемы, но это так и осталось, к сожалению, лишь в наших мечтах. Нужно определить направление, чтобы шаг за шагом идти в это время. Получается, новая застройка забила историю – поэтому необходимо придумать, как решить эту проблему. У нас идет штучное проектирование, а это очень опасно и неправильно. Посмотрите, как некрасиво разместился дворец Республики на Октябрьской площади. Площадь должна быть чистой, а не убивать пространство. Я проектирован такой вариант, когда дворец Республики уходил вправо, а старый город выходил на проспект, но этот вариант так и остался на бумаге. В архитектурном плане, какой ваш любимый белорусский город? Все-таки Минск, потому что с этим городом меня очень много связывает, здесь я живу и работаю. Какой заграничный город впечатлил вас больше всего? Однозначно Барселона! Не говоря о Париже, конечно. Думаю, нам очень не хватает зданий Антония Гауди, хотя у нас есть Иосиф Лангбард. Время проходит, а они остается вершиной и это замечательно. Мне нравятся то, как построены образы улиц Барселоны и то, как архитекторы стараются подхватить образ великого архитектора. Они ценят свою историю – вот чему нужно учиться у Европы! Если сравнить советских архитекторов с современными, в какую сторону изменилось положение дел? В лучшую в том плане, что развязаны руки и можно делать все, что угодно, а в прошлом архитекторы были связаны канонами, традициями. Но не стоит забывать, что свобода действий – это хорошо и плохо одновременно, потому как одну и ту же задачу можно решить по-разному. Важно решить поставленную задачу так, что бы в конечном итоге получилась гармония. Из современных зданий Минска выделяется Национальная библиотека, но это тоже продукт временный, потому что здесь не получилось самого главного: подобный объект должен был сформировать площадь, а не просто разместиться на магистрали. Мы слепо отдали дань времени и потеряли образ. Важно задать этот образ, тогда и архитектура будет другая. Из довоенных сооружений лучшим я бы назвал Мирский замок, но и в нем присутствуют недостатки. Возникает вопрос: почему полуразрушенная статуя Афродиты без рук по-прежнему прекрасна, а у нас даже целостные сооружения получаются убогими? А какой белорусский город в плане сохранения и восстановления исторической застройки, на ваш взгляд, самый передовой? Передовым трудно назвать какой-либо из белорусских городов. Все примерно одинаковы. Может быть Могилев… И самый главный вопрос: как, развивая город, все-таки сохранить его исторический облик? Есть какой-то универсальный рецепт? Нужно идти двумя путями: сохранять исторический облик и в его контексте развивать город. В свое время Москва показала, как это нужно делать. Вспомните Садовое кольцо, когда на нем появились высотные здания - они послужили отголоском Спасских башен. В Минске необходимо найти особый архитектурный прием, чтобы все заработало гармонично, чтобы новое и старое сохранило единый цельный образ. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
6 июля 2009 Общество Радио TUT.BY Почему современные белорусские города теряют свою первозданную красоту? |
|