Печальная белорусская история долгов и кредитовГоворят об успехах белорусской
экономической политики. Запад тоже полон оптимизма.
Раздавать деньги проще, чем требовать проведения рыночных
реформ. С ноября 2008г. в виде кредитов и валютных
поступлений от «Газпрома» правительство Беларуси получило
$3,7млрд. С учетом динамики ВВП в 2009г. и курса
белорусского рубля сумма полученных валютных ресурсов
превысила 9% ВВП. Есть много оснований считать, что эти
деньги не инвестируются в давно назревшие реформы, а
банально проедаются или замораживаются в старых проектах.
Почему Беларусь не Америка Белорусское правительство добровольно
и сознательно заразилось одной опасной американской
болезнью - жить в долг. При этом наши власти совершили
целый ряд грубых ошибок. Первая, просто детская ошибка.
Белорусские министры подумали, что большой разницы между
США и Беларусью нет. Раз американцы могут позволить себе
жить в долг, значит, и нам можно. Тот факт, что Америка
производит 25% мирового ВВП, а Беларусь - 0,1%, что
Америка при всех к ней претензиях остается одной из самых
свободных стран мира, с развитым финансовым и богатым
внутренним рынком, а Беларусь входит в десятку самых
экономически несвободных стран мира, белорусских
дисижнмейкеров не смутило. Вторая ошибка связана с деньгами.
Можно сколь угодно долго «клевать» американский доллар,
но он был и остается мировой валютой. Допечатка свежего
одного триллиона «зеленых» пока не привела к инфляции в
США. Доверие к нему остается на высоком уровне, чего не
скажешь о белорусском рубле. Даже белорусские вкладчики в
большей степени предпочитают вклады в долларах, чем в
белорусских рублях. А для иностранцев наша национальная
валюта, к сожалению, имела и сохраняет статус «фантика».
Третья ошибка связана с осмыслением
эффективности американской экономической политики. Тот
факт, что в США больше всего нобелевских лауреатов, не
означает, что американские министры не ошибаются.
Ошибаются еще как. Недавно сам Б. Обама признал, что все
те меры, которые принимало его правительство и до него
Дж. Буш, не привели к ожидаемому выходу из кризиса.
На прошедшей в конце июня 2009г.
крупной международной конференции в Вашингтоне целый ряд
ведущих аналитиков мира в один голос говорили о том, что
кризис в США будет еще, как минимум, два года. Значит,
мир еще только начинает спускаться с высоты надутого
пузыря. Значит, нужно гораздо решительнее очищать
экономику от банкротов, инвестиционных ошибок и тех форм
государственного регулирования, которые привели к их
опасной концентрации. Значит, политика дешевых денег,
национализации, увеличения государственных инвестиций и
протекционизма не работает. Этот вывод убедительно
доказывает негативный опыт Ф. Рузвельта по выходу из
Великой депрессии. Все это обязаны знать те белорусские
должностные лица, которые несут ответственность за
выработку и принятие антикризисных мер для Беларуси. Не
менее пессимистичны в оценках состояния своих экономик
руководители России, Германии, Испании и Украины. В этой
ситуации обезьянничать, копировать действия США, ЕС или
России вне контекста состояния нашей экономики не только
смешно, но и опасно. Сколько взяли МВФ стал крупнейшим кредитором
Беларуси. Он согласовал выделение Беларуси $3,52млрд. Из
них два транша на общую сумму $1,47млрд. уже поступило
($788млн. и $679млн.). Вторым по величине кредитором
(если брать только деньги), является Россия. В ноябре
2008г. от нее мы получили $1млрд. и еще $0,5млрд. пришло
в феврале 2009г. «Газпром» заплатил нам очередные
$625млн. за акции «Белтрансгаза» и еще $250млн. получила
Беларусь в качестве оплаты годового транзита за газ.
Кредитную ловушку нашей страны углубил
венесуэльский кредит в $0,5млрд. Белорусским властям
помог также своп валютами с Китаем в марте 2009г.:
20млрд. юаней (~$3млрд.) были обменены на Br8трлн. За
счет этих денег можно закупать большую долю импорта из
Китая, а думать о том, что делать китайским компаниям с
такой огромной суммой ресурсов в белорусских рублях
(47,3% денег М2 по состоянию на 1.05.09. Известно, что
объем рублевой денежной массы (М2) на эту дату составил
Br16,9 трлн. и по сравнению с 1 мая 2008 г. уменьшился на
2,2% при росте потребительских цен за этот период на
14,7%. По сравнению с началом года он уменьшился на
17,7%. Если китайцы не смогут купить на предоставленные
им «зайчики» активы (цементные заводы, тепло- и
электростанции) или товары (калийные удобрения), то они
могут начать «сбрасывать» их обратно в нашу экономику.
Легко представить, что произойдет с курсом белорусского
рубля и ценами, если в экономике вдруг окажется столько
новых денег. Состояние долгов и тех, кто их может
отдавать Кредит можно считать успешно
использованным, если он помог решить существующие
структурные, платежные или корпоративные проблемы. Анализ
состояния финансов страны, предприятий и банков, объем
золотовалютных резервов, а также динамики экспорта и
промышленного производства позволяет сделать вывод, что
внешние кредиты наши власти проели. Белорусские предприятия и банки
конкурентнее, здоровее не стали. Наша страна остается под
напряжением от внешнего шока торгового и платежного
баланса. Модернизация промышленности и других секторов
экономики не происходит. Экспорт за 5 месяцев упал на
48%. Очищение экономики и банковской системы от плохих
долгов и инвестиций заблокировано. Новые рынки сбыта
по-прежнему закрыты. «Бумажные» темпы роста ВВП гораздо
ниже, чем скорость накопления долгов. Кредитные ресурсы
попадают в руки тех, кто и является виновником
структурных дисбалансов, т. е. на счет крупных,
нереформированных госпредприятий. Чисто по-кейнсиански
продолжается закачка ресурсов в большие и малые стройки,
большинство из которых не способны генерировать
добавленную стоимость и быстро выйти на прибыльный режим
работы. Итак, в январе - апреле 2009г.
реальные доходы консолидированного бюджета Беларуси
снизились на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом
2008г. Доходы консолидированного бюджета Беларуси в
январе - апреле 2009г. составили 47,8% ВВП по сравнению с
56% за аналогичный период 2008г. Расходы
консолидированного бюджета за январь-апрель 2009 г.
составили 47,7% (за январь-апрель 2008 г. - 48,7%). Т. е.
тратим мы в первой половине 2009г. гораздо интенсивнее,
чем зарабатываем. И это ведь с учетом ресурсов прошлого
года, которые были потрачены в этом. Выручка от реализации товаров и услуг
организаций Беларуси за январь-апрель 2009 г. в текущих
ценах уменьшилась на 0,2% по сравнению с январем-апрелем
2008 г. при росте потребительских цен за этот период на
15,2%. За апрель выручка от реализации была меньше на
8,3%, чем за март 2009г. Это значит, что, несмотря на
обильную кредитную накачку, предприятия работают, в
лучшем случае, в ноль, а в большинстве своем - в минус
или на склад. Рентабельность реализованной
продукции, работ, услуг в январе-апреле С большим оптимизмом растут долги
Суммарная задолженность всех
субъектов экономики на 1 мая 2009 г. составила
Br90,7трлн. (~$32млрд. при планируемом годовом ВВП в
2009г. ~46млрд.) и по сравнению с 1 мая 2008 г.
увеличилась на 37,5% при росте потребительских цен за
этот период на 14,7%. На кредиторскую задолженность
приходилось 50,1% всей суммарной задолженности.
Задолженность по кредитам и займам на 1 мая 2009 г.
составила Суммарная просроченная задолженность
на 1 мая 2009 г. составила Br7,7трлн., что в 1,6 раз
больше, чем на 1 мая 2008 г. Просроченная задолженность
по кредитам и займам на 1 мая 2009 г. составила Br720,8
млрд. и выросла по сравнению с 1 мая 2008 г. в 1,5 раза.
По сравнению с началом года она увеличилась в 1,5 раза, в
том числе за апрель - на 9%. Как снежный ком растут внешние долги.
По сравнению с началом года внешняя кредиторская
задолженность выросла на 46,3%, в том числе за апрель -
на 3%. Внешняя просроченная кредиторская задолженность на
1 мая 2009 г. по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилась в
3 раза, внешняя просроченная дебиторская задолженность -
в 2,5 раза. В такой ситуации девальвация сделает
обслуживание внешнего, номинированного в твердой валюте
долга, крайне проблематичным. Государственный долг на 1.06.09
составил в эквиваленте Br23,1трлн., что на 37,7% больше,
чем на 01.01.09. Внешний госдолг Беларуси в рублевом
эквиваленте за пять месяцев этого года вырос на 71,7% и
превысил Br14трлн. Прямой долг правительства вырос на
Br13,7трлн. (рост на 73,6%), долг субъектов
хозяйствования под гарантии Совмина - Br338,3 млрд. (плюс
18,3%). В долларовом выражении внешний
госдолг вырос за январь-май на 35,9% до $5,05 млрд, в том
числе прямой долг правительства - $4,93млрд (рост на
37,3%). По данным Нацбанка, основными кредиторами
Беларуси по итогам мая 2009 года были Россия, МВФ,
Венесуэла, Всемирный банк, Китай и Италия. Объем внутреннего госдолга на 1 июня
2009г. превысил Br9трлн, увеличившись за 5 месяца на
5,4%, а гарантированный правительством внутренний долг
составил Br3,7трлн, что на 41% больше по сравнению с
началом года. Для сравнения в 2008 году госдолг
Беларуси вырос на 50,2% до эквивалента Br16,8трлн. после
роста на 60,3% за 2007 год. В том числе внешний госдолг
на 1.01.09 года составил $3,72млрд, (рост на 59,7%),
внутренний - Br8,6трлн. (рост на 40%). Надувают кредитный пузырь, как за
здравие, а надо сдувать, как за упокой Кредитование банковской системой
отраслей экономики и населения (остатки задолженности по
выданным кредитам) на 1 мая 2009 г. составило Br51 трлн.
и по сравнению с 1 мая 2008 г. увеличилось в 1,6 раза при
росте потребительских цен за этот период на 14,7%. По
сравнению с 1.01.09 рост задолженности составил 13,9%.
Для сравнения за январь - апрель 2008г. рост составил
13%, но тогда это была фаза бума. Первая половина 2009г.
- это, без сомнения, фаза падения, этап сжатия экономики.
Правительство и банки (не без принуждения) игнорируют
этот принципиально важную разницу. И в этом их
стратегическая ошибка. МВФ просто обязан был бы указать
Совмину и Нацбанку на нее. Однако, пока мы наблюдаем
процесс поддержки безрассудного роста кредитования
экономики. Слабым утешением является тот факт,
что остатки задолженности по выданным кредитам в
национальной валюте на 1 мая 2009 г. составили
Br34,2трлн. или 67% от общей суммы кредитных вложений.
При высокой инфляции и возможности реструктуризации долга
это сильная головная боль для банков. Кредитовать в
рублях, работать в условиях высоких валютных рисков и
иметь сильно ограниченные возможности получения активов
за долги - это прямой путь к банкротству самих банков.
Не радуют займы МВФ и других
кредиторов. У правительства Беларуси ни среднесрочного
плана развития, ни даже краткосрочной антикризисной
программы действий, которая бы стала объектов публичной
дискуссии. Прошло полгода после подписания
Совмином меморандума с Фондом, а мы даже цены не
либерализовали, даже розничную торговлю не прекратили
лицензировать. Более того, многие законодательные акты
(например, по проверкам и контрольной деятельности)
предлагаются в еще худшей форме, чем до заявленной
«либерализации». Совмин и Нацбанк действуют по принципу
«Нам бы только день продержаться да ночь простоять».
Трудно себе представить, что белорусские власти, получив
второй транш от МВФ, резво создадут адекватное агентство
по приватизации и начнут продавать госактивы и защищать
права собственности. Имитация реформ за чужой счет
продолжается.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Говорят об успехах белорусской экономической политики. |
|