21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

НИКИТА МИХАЛКОВ: «ТОТ, КОМУ НЕ В ЧЕМ КАЯТЬСЯ, СЧАСТЛИВ, ПОТОМУ ЧТО ОН ИДИОТ»

19.09.2009 14:18 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Помимо того, что Никита Михалков успешный режиссер, актер, он еще президент Фонда культуры России, президент Московского международного кинофестиваля, председатель Союза кинематографистов. У него много завистников, которые создают образ барина, нагнетают нехорошее о нем мнение. Я неоднократно присутствовал на его пресс-конференциях, общался с ним и знаю, что Никита Сергеевич ценит профессионалов, созидателей, а не разрушителей. Именно благодаря авторитету Михалкова ММКФ сохранил категорию «А». С вопроса об итогах Московского кинофестиваля и началась беседа с Михалковым.
— Несмотря на кризис, 31-й Московский кинофестиваль прошел на очень высоком уровне, пришло рекордное количество зрителей — более 40 тысяч. Из 26 интереснейших программ было сложно выбрать, что посмотреть в первую очередь. Я считаю, что человек, посмотревший 15 картин из различных программ, получил полное представление о мировом кино.
Что касается сюжетов и качества картин, то в последнее время мировой кинематограф стал депрессивным, он не помогает, а вымывает волю к жизни. К сожалению, ушла плеяда режиссеров с мировым именем. Уровень современной режиссуры желает лучшего. В ней появилось много дилетантов, которые, имея деньги, могут сказать священное слово «мотор», но это не кино. Нужен талант, точка зрения режиссера на происходящее, умение разыскать хороший сценарий, подобрать нужных актеров. Для того чтобы готовить талантливых режиссеров, актеров, я хотел бы создать киноакадемию, но мне не дают этого сделать. Меня приглашают проводить мастер-классы по всему миру, но в России я этого не могу делать. Часто мне задают вопрос: «Почему мировые звезды, в отличие от Канн, мало приезжают на наш кинофестиваль?» Потому что у нас нет кинорынка, в котором были бы заинтересованы мировые продюсеры. После распада СССР было разрушено кинопространство. В России более 120 млн. потенциальных зрителей, но отсутствуют современные кинотеатры. Нужно минимум 5 тысяч залов по всей стране, тогда к нам поедут мировые звезды. А еще, как в Каннах, в России должен быть фестивальный дворец — лицо кинофестиваля. Я уверен, что все изменится в лучшую сторону, и вот тогда мировые звезды будут заинтересованы, чтобы представить здесь свои фильмы.
— Никита Сергеевич, расскажите о своей последней работе «Утомленные солнцем-2», когда ждать премьеры?
— Съемочный процесс закончен. Сейчас идет монтаж. Это будут две картины, которые выйдут с перерывом в несколько месяцев. Премьеру первой, которая охватывает 1941 — 1943 годы и в которой те же герои, я хотел бы показать на Красной площади 9 мая к 65-летию великой Победы. Готовясь к съемкам фильма, я перечитал много материала, просмотрел 60 часов хроники. Невозможно представить, как люди пережили самую страшную войну в истории человечества. Меня потрясла история 19-летнего парня, которого после 56 ранений 8 месяцев выхаживали в госпитале. Вылечили, проводили до машины, и на глазах медперсонала машина взлетела от прямого попадания снаряда. В картине есть эпизод, когда комар садится на щеку солдата и начинает пить его кровь. А другой боец, который это увидел, потянулся, чтобы убить комара. И в это время, где только что была его голова, просвистели пули. Парень огляделся и понял, что он тянулся убить комара, а ведь он спас ему жизнь. Почему так произошло, где Бог на войне? Это один из вопросов фильма. Я бы хотел, чтобы после просмотра картины человек купил мороженое, сел на лавочку и подумал: «Господи, какое счастье, что я могу просто есть мороженое!»
— Вы успешный актер, режиссер, общественный деятель. А как вы относитесь к тому, когда о вас говорят, что вы барин?
— Я трудоголик, работаю по 18 часов в сутки, и пусть покажут мне другого барина, который столько работает. Меня разные определения мало волнуют. Я всегда считал себя обычным человеком. Есть вещи, которые всех уравнивают — когда кто-то из близких болен, когда несчастье. В такие моменты неважно, кто ты, сколько денег у тебя, все равно ты ведешь себя как обычный человек. Переживаешь, стараешься помочь. Моя мама говорила мне: «Бери всегда чуть меньше, чем столько, на что, как тебе кажется, ты имеешь право. Оно всегда вернется. И никогда не требуй справедливости у Бога. Потому что если бы Он был справедлив, Он бы давно тебя наказал».
— Вспомните, как вас воспитывали.
— Я думаю, как бы ни воспитывали, та атмосфера, которая была в доме, передалась и той атмосфере, в которой мы растили своих детей. Воспитание у меня было строгое. Меня пороли. Затрещины летели только так. Знаете, летишь, бывало, мимо шкафа, а там: Толстой, Гоголь, Достоевский. В этом нет ничего зазорного. Русский человек так устроен. У нас же нет свободы, у нас есть воля, а это совсем разные вещи. Чередование кнута и пряника — очень важно. Но еще важнее знать, когда что применить. Я знаю только одно: существует доверие и недоверие, существует уважение или отсутствие его, существует душевно-духовная связь. Ты можешь не видеться с родными месяцами и не испытывать тоски, потому что она в тебе. Это больше, чем просто писать открытки на именины и на день рождения и обижаться, что не получил. Иммунитет, который должен быть в человеке, дается родителями. И нельзя тащить за руку в профессию или в институт. Когда ты нужен, ты должен оказаться там.
— Принимаете ли вы такое определение: счастье — это когда не предполагается каяться?
— Нет, я не думаю. Тот, кому не в чем каяться, счастлив, потому что он идиот. Я не могу претендовать, не могу испытать это потрясающее ощущение, когда не в чем каяться. Мне есть в чем каяться, и есть в чем исповедоваться. И это мучит. Другое дело, что, наверное, важно осознавать, что ты несовершенен настолько, что есть о чем задуматься. Но вы знаете, так все близко в жизни — прекрасное с ужасным, живое с неживым, талантливое с бездарным. Я очень реально осознаю, что имел в виду Антон Павлович Чехов, который писал в своей записной книжке, что у каждого счастливого человека за дверью должен стоять кто-то, кто будет стучать ему молоточком о чужом несчастье. Это не пустые слова. Иногда, правда, столько всего кругом, что и не хочется погружаться в чужие беды. Но надо. По возможности надо. И когда ты погружаешься хотя бы на йоту в чужую проблему, в чужую ситуацию, воспринимаешь бездну, которая стоит перед человеком, и он никогда не сможет ее решить, а ты как-то можешь ему помочь, это величайшее счастье.
— Никита Сергеевич, вы помните, когда впервые влюбились?
— Что-то более или мене серьезное возникло лет в двенадцать. Я был влюблен во внучку героя гражданской войны Николая Щорса. Лена была старше меня на пару лет. И я накинул себе столько же. Для конспирации носил учебники старшеклассников.
— И Лена вас не разоблачила?
— Погорел я из-за глупости. Однажды, чтобы произвести благоприятное впечатление на ее семью, я спел, как мне казалось, забавную песенку Шпаликова о маршале, которого сразила скарлатина. По своей молодости я не учел, в чьем доме нахожусь. Меня дослушали и вежливо выставили за дверь за издевательство над памятью героя. Состояние было ужасное, и у меня проскочила мысль броситься в пролет одиннадцатого этажа. Но затем позвонил в дверь, мне открыли, не замечая. Я с гордым видом прошагал на кухню, бросив на ходу: «Эй вы, взрослые. А так сможете?» Перескочил через ограждения балкона и повис на руке на одиннадцатом этаже. Все замерли. Кто-то кинулся меня спасать. Я подтянулся, вернулся на балкон, затем подошел к столу, взял бутылку, налил полный стакан и выпил, не почувствовав, что это было — водка или вино. А затем, не спеша, вышел из квартиры и больше там не появился. До сих пор не знаю, почему поступил так, а не иначе. Лишь понимал, что обращаться со мной, как с нашкодившим щенком, нельзя. Спустя годы случайно столкнулся с Леной. Боялся, что не смогу смотреть в ее сторону, но почувствовал облегчение и внутреннее освобождение оттого, что не надо выдавать себя за взрослого.
— Следующая любовь у вас возникла к Анастасии Вертинской?
— Мы учились на одном курсе в «Щуке», но познакомились еще до поступления. Мой брат Андрон ухаживал за ее старшей сестрой Марианной, но ему нравилась и Настя. Она уже снималась в кино и знала себе цену. За ней ухаживал Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский старался быть рядом. Меня она просто не замечала. Хотя под Настиными окнами я выстоял немало. Поэтому у меня начался роман с ее подругой Леной Матвеевой. Она танцевала в Большом театре. У нас сложились хорошие отношения. Я старался забыть Настю, но вот однажды мы с Леной были в гостях у Вани Дыховичного, и там была Настя с Мироновым. Когда увидел их, внутри что-то екнуло, все вспыхнуло с новой силой. У меня произошел провал в памяти. Очнулся на лестничной клетке вместе с Настей. Мучительно понимал, что поступаю нехорошо по отношению к Лене, но к Ване обратно мы не вернулись. Лена — единственный человек на свете, перед которым чувствую свою вину до сих пор. Хотя у нее все сложилось, она вышла замуж, работала хореографом лучших советских фигуристов. Но с Настей у меня попросту «снесло крышу». Я очень ревновал ее, поэтому часто дрался. И много раз попадал в милицию.
Я очень боялся ее потерять. Когда узнал, что она беременна, был безумно счастлив. Я думал тогда: все, теперь точно не соскочит, будет со мной навсегда. Поначалу все шло хорошо. Родился Степан, как две капли воды похожий на меня, и это положило конец сплетням, что он не мой ребенок, а Миронова или Смоктуновского.
— Сколько лет вы прожили вместе?
— Три года. Мы оказались не готовы к ролям мужа и жены. К тому же трудно ужиться двум сильным характерам. Мы могли двигаться параллельно, однако не должны были пересекаться. Отношения медленно, но верно сошли на нет. Когда в очередной раз мы поссорились, я налил у мамы бутылку нашей «кончаловки», собрал вещички и ушел, слабо представляя, куда же теперь податься. На улице в три часа ночи было холодно, и, чтобы я не замерз, меня пригласил регулировщик в будку. Я сидел и переключал светофор, пока не пришел Сергей Никоненко. Мы на троих распили бутылку водки и отправились к Сереже в коммуналку. И началась веселая жизнь. Чего мы только не вытворяли! Щукинское училище, из которого меня уже выгнали за участие в съемках, находилось за углом, и те, с кем я когда-то начинал учиться, пропадали у нас. Так продолжалось несколько месяцев, пока мы не развелись с Настей и не разменяли нашу квартиру на две. Несмотря ни на что, к Насте у меня навсегда осталось чувство, которое ни с чем не сравнить. Это уже не любовь, а нечто особенное.
— А как вы познакомились с нынешней женой?
— Я попал случайно в Дом кино, где проходил показ мод. Меня познакомили с несколькими моделями. Среди них была и Таня. Мы обменялись координатами. На первое свидание подруги тщательно подготовили Таню к встрече. Приклеили длиннющие ресницы, ярко накрасили губы, положили слой румян на щеки, начесали волосы. Когда я увидел эту красоту, первым делом дождался, пока все выйдут из мужского туалета, а затем отвел ее туда и заставил умыться.
— Девушка не возмущалась?
— Таня удивилась, но подчинилась. Кстати говоря, она не знала, кто я такой, потому что не видела ни одного фильма с моим участием. Меня это подкупило, что ее интересовал я, а не моя родословная и мой статус. Таня приехала в Москву из Воронежа, окончила институт. Сама всего добивалась в жизни. А через два месяца меня забрали в армию — в Камчатскую военную флотилию. Все два года, пока я служил, мы переписывались.
А когда демобилизовался, приехал в Москву и сразу отправился в Дом кино, где на радостях выпил с Сергеем Соловьевым. А затем отправился искать Таню. Телефона у нее не было, знал лишь, что живет на проспекте Вернадского. Нам с Соловьевым оставалось уповать только на удачу. Зашли в первую попавшуюся квартиру. Открыл мужчина. Спрашивает: «Что надо?» «Вы не знаете случайно, где живет манекенщица, ищем ее?» Мужик отвечает: «У нас тут две достопримечательности — негр и эта самая модель. Вам в соседний дом надо». Вот уже более тридцати лет мы вместе. Таня хорошая жена, замечательная мать.
Артур МЕХТИЕВ
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Помимо того, что Никита Михалков успешный режиссер, актер, он еще президент Фонда культуры России, президент Московского международного кинофестиваля,
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика