21.by - Новости Беларуси. Последние новости Беларуси из разных источников. Последние новости мира.

"100 дорог": Размер имеет значение

19.09.2009 13:52 — |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:

16 июля 2009 Общество
Анна Григорян, Мила Помельникова, ET CETERA Брест. Железнодорожный вокзал. Западная Европа в нескольких часах ходьбы. Коротая время ожидания, с любопытством поглядываем на небо, с которого уже около получаса хлещет ливень. С самого утра с польской границы на Брест ползли тучи. А в полдень небо разрыдалось… Промокшие и слегка уставшие от дороги Минск - Брест, мы, тем не менее, бодро караулим появление главного объекта нашего внимания, которым по стечению обстоятельств суждено стать поезду, следующему маршрутом Россия - Западная Европа.

Прибытие состава в 12.26. Важен не сам состав, а то, что его ожидает. Перед тем как поезд отпустят за границу, его на наших глазах "переобуют". Процесс смены колес поезда привычен для местных брестских слесарей, но для нас, "безграничных" минчан, зрелище обещает стать завораживающим. И Брест для этих целей выбран не случайно: город-граница. Смене колесных пар подвергаются лишь составы, выезжающие в Европу. Причина - разница в ширине колеи рельсов. В странах бывшего СССР размеры колеи превосходят европейские (1520 мм против 1435 мм). Так что смена колес у поезда - неотъемлемое условие его заграничных похождений. Не поменяют ему колеса - не "покатит".

Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя. (function (eid) { if(!(typeof(swfobject)=="object" && swfobject!=null)) return; var flashvars={ file: "http://img.tut.by/n/0f/c/uploader.tut.by_kolesobrest.flv" }; var params={ play: "true", loop: "false", quality: "high", wmode: "transparent", allowfullscreen: "true", allowscriptaccess: "always" }; var attributes={}; swfobject.embedSWF("http://www.tut.by/jw/player.swf",eid,"240","160","9.0.0","http://www.tut.by/jw/expressInstall.swf",flashvars,params,attributes); })("swf1247739331046");

Разобраться во всех тонкостях процесса перехода с одного размера на другой нам помогал начальник пункта перестановки вагонов станции Брест-Центральный Брестского отделения Белорусской железной дороги Михаил Грузинский.

- Никакого отношения к Грузии я не имею, можете мне поверить, я проверял, - с улыбкой представившись, сразу удовлетворил наше любопытство Михаил.

Знакомство с Михаилом прервал затяжной гудок - долгожданный состав Москва - Западная Европа, сбавляя скорость, с опозданием в пару минут шел на нас. Дождь перестал существовать, глаза загорелись, поезд уже казался особенным…









Пункт перестановки зашевелился: слесари, инструменты и массивная техника. Для не привыкших к подобному глаз все мельтишило новизной. Слесари с интересом поглядывали на нас, чувствовалось, что наше любопытство к их ежедневному труду, может быть, неожиданно, но все-таки приятно.









Процесс смены колес начинается с остановки состава и отсоединения всех вагонов. 

- В первую очередь нужно отсоединить элементы, соединяющие вагоны, чтобы в дальнейшем каждый вагон можно было поднять, - откомментировал действия одного из слесарей Михаил Грузинский.

Ловко управляя тяжеловесным инструментом (любо-дорого смотреть), слесарь открутил тот самый элемент, в котором минимум килограммов 50 веса, после чего уступил место коллеге, ответственному за второй этап. У каждого слесаря есть свой этап выполняемых работ.
 






Отрываем глаза от колес и осматриваемся по сторонам. Работа кипит. Над нами гудит и проезжает над вагонами машина, фактически занимающая всю площадь вагонного депо, но только с потолка. Что-то наподобие кабинки подъемного крана, а в ней человек, контролирующий весь процесс свысока.



Шея затекает смотреть на него, поэтому взгляд соскальзывает, но, сползая по вагону, на уровне окон неожиданно встречается с любопытными глазами пассажиров. Действительно, в вагонах-то пассажиры! Очевидно, процесс смены колес им тоже интересен. Вот только увидеть его, находясь внутри, не получится. Поэтому, раскрыв шторки, пассажиры с интересом смотрят на нас, дружно улыбаются, пытаясь угадать происходящее по нашим возбужденным лицам…

Когда все вагоны отсоединены, начинается, как озадачил нас специальными терминами Михаил, "замена устройств соединения вагонов: автосцепки 3 на винтовую упряжь". Первая используется в странах бывшего СССР, вторая - в Западной Европе. Устрашающий вид грубой техники смягчается в руках и уверенных движениях сцепщиков… С замиранием сердца следим за их работой, моргая при грохоте от ударов тяжелого металла.







- А теперь мы будем их поднимать, - возвращает наше внимание к вагонам Михаил Грузинский. - Точнее поднимать их будет электродомкрат, - уточняет он, указывая на желтое устройство внушительных размеров, стоящее у края перрона.

На каждый вагон приходится по 4 домкрата, а значит, и по 4 слесаря, контролирующих процесс. 









- Наши слесари заканчивают местное спецучилище, у нас проходят практику и у нас же остаются. Так что можно быть уверенным в их подготовке, - продолжает он, когда домкрат, как конь-тяжеловоз - медленно и уверенно, со всей своей внутренней мощью, - начинает двигать вагон, аккуратно снимая его с колес…

Вагоны поднимаются все одновременно, причем на двух путях сразу, но так медленно, что глазу сразу трудно уловить.





В среднем подъем вагона занимает 5-7 минут, гарантируя безопасность и удобство пассажирам, которые находятся внутри него.

Важно заметить, что поднимают только вагоны, оставляя тележки с колесами на рельсах. Когда все вагоны подняты, начинается тяжка тележек: тележкам с колесами европейского образца слегка придают ускорение в начале путей, на которых базируется состав, они скатываются по рельсам, подталкивая и смещая с места "совковые".









- Потом советские тележки при помощи мотовоза вывезут в тупики отстоя тележек, - поясняет Михаил Грузинский. - Под каждый вагон своя тележка, и только когда все они будут стоять на нужном месте, вагоны опустят. Бывало и такое, что одна из тележек не состыковывалась с вагоном, тогда приходилось заново поднимать все вагоны и устранять нарушение.

- Могут ли пассажиры выходить перед началом смены колес и наблюдать за происходящим со стороны? - нам интересна любая деталь.

- Вообще, мы их не выпускаем из вагонов в целях их же безопасности. Но, понятное дело, если по очень срочной нужде, то относимся с пониманием и разрешаем выйти.





Опустив вагоны на тележки, их сцепляют. После соединения всех вагонов осуществляется проба тормозов поезда, и состав идет на посадку.

Смена колес у составов происходит по расписанию поездов. За смену - а это 12 часов - пункт пропуска принимает в среднем 6 составов. Интересно, что в советское время за смену принимали 15 поездов…

- Считайте, что вы увидели связующее звено Западной и Восточной Европы, - подводит итог всему рассказанному и показанному нам Михаил Грузинский.









Зачем вообще придумали разные размеры колеи? Как подсказывает история, стандарт ширины железнодорожной колеи в 1520 мм был введен в Советском Союзе в 70-х годах прошлого века. Таким образом пытались стабилизировать эксплуатацию железной дороги с точки зрения товарных поездов. Такой подход к размерам позволял увеличить скорость их движения, и при этом не нужно было ничего перекраиваить в крупных масштабах. Кстати, самая первая в истории России Царкосельская железная дорога имела еще больший размер колеи - 1829 мм. Некоторые считают, что при строительстве уже более известной Николаевской дороги русские инженеры опирались на американский опыт с их меньшим размером колеи, равным тогда 1524 мм или круглым 5 футам, а Николаша любил круглые цифры, которые существенно помогали экономить и на прокладывании рельсов, и на возведении железнодорожных мостов. Правда, бытует еще такое мнение, что разница размеров между европейской и русской железными дорогами была обусловлена военным аспектом - это затруднило бы возможному противнику снабжение своих войск железнодорожным путем в случае внезапной войны. Что касается европейской колеи, то существует городская легенда, что за стандарт ее ширины был принят размер оси древнеримской повозки - 1435 мм.

Времена поменялись, а разница в ширине колеи осталась. Сегодня замена колес требует не только временных (полный процесс смены колесных пар занимает час-полтора), но и материальных затрат.

Когда мы вышли из вагонного депо, где происходило таинство уменьшения размера, наш поезд Москва - Западная Европа все еще стоял на перроне… Ливень закончился, небо просияло. Запах мокрого асфальта смешался со специфичным запахом железной дороги. Граница все еще в нескольких часах ходьбы. Вот только для нашего поезда Западная Европа стала ближе.

Рельсы зовут. Поезд вздохнул, загудел, колеса тронулись и покатились.

Команда проекта "100 дорог" благодарит Государственный пограничный комитет Республики Беларусь за содействие, оказанное при подготовке материала.

Авторы проекта "100 дорог" благодарят 3G оператора связи DIALLOG за предоставленный мобильный интернет

* * * 

Каждый интернет-пользователь сможет не просто читать и смотреть наши репортажи, но и дополнить наш интерактивный атлас любой полезной информацией - от текстовых сообщений об интересных местах и людях нашей Родины до фотографий и видеороликов. Тексты, фото и видео, а также контактную информацию для организации встреч с журналистами вы можете присылать на адрес проекта 100dorog@tutby.com. Для контактов с командой проекта доступен номер ICQ 470659469 либо Skype radiotutby.

Аудиорепортажи проекта "100 дорог" слушайте ТУТ

* * * 

Читайте по теме "100 дорог":

"100 дорог": Первый интерактивный мультимедийный атлас Беларуси

"100 дорог": Полцарства за коня

"100 дорог": Рожденные в Подонках

Наши партнеры

Автоцентр KIA "Атлант-М Боровая" - эксклюзивный дистрибьютор KIA MOTORS в Беларуси; компания продает новые автомобили, оригинальные запчасти и аксессуары KIA, предлагает сервисное обслуживание на фирменной СТО. ОАО "Белагропромбанк" занимает лидирующие позиции на рынке финансовых услуг Беларуси. Подразделения банка, функционирующие во всех областных и районных центрах страны, предоставляют полный спектр современных банковских услуг. Клиентами Белагропромбанка являются порядка 30 тыс. корпоративных клиентов и более 1 млн. физических лиц. "Савушкин продукт" - признанный лидер в производстве натуральных молочных продуктов в Беларуси - несет радость и здоровье людям, создавая качественную и разнообразную продукцию. МТС - лидер по числу абонентов и по охвату Беларуси мобильной связью. В зоне доступа МТС - 94,3% территории страны, где проживает 98,86% ее населения. Услугами оператора связи в Беларуси пользуется 4,42 млн абонентов. СП "БЕЛПРОНТО" ООО — белорусское подразделение известного российского медиа-холдинга "Пронто-Москва" - создателя и владельца бренда Из рук в руки. Наиболее известные проекты - газеты "Из рук в руки", "Работа сегодня", журналы "АВТО", "Вся недвижимость", "Бизнес-регион", интернет-проекты irr.by и automania.by . Всего 20 успешных медиа-проектов. Kolobok.by – самый крупный интернет-магазин подарков в Беларуси. Ассортимент насчитывает порядка 2500 товаров более чем в ста категориях подарков для женщин, мужчин и детей. "Атлант Телеком" — торговая марка компании ИП "Альтернативная цифровая сеть" - один из наиболее динамично развивающихся коммерческих Интернет-провайдеров в республике. Располагает крупнейшей в столице собственной волоконно-оптической сетью передачи данных. Регионы присутствия - Минск, Гомель, Гродно, Могилев, Брест и Витебск.

 
Теги: знакомства, Брест
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
16 июля 2009 Общество Анна Григорян, Мила Помельникова, ET CETERA Брест.
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив

РЕКЛАМА


Все новости Беларуси и мира на портале news.21.by. Последние новости Беларуси, новости России и новости мира стали еще доступнее. Нашим посетителям нет нужды просматривать ежедневно различные ресурсы новостей в поисках последних новостей Беларуси и мира, достаточно лишь постоянно просматривать наш сайт новостей. Здесь присутствуют основные разделы новостей Беларуси и мира, это новости Беларуси, новости политики, последние новости экономики, новости общества, новости мира, последние новости Hi-Tech, новости культуры, новости спорта и последние новости авто. Также вы можете оформить электронную подписку на новости, которые интересны именно вам. Таким способом вы сможете постоянно оставаться в курсе последних новостей Беларуси и мира. Подписку можно сделать по интересующим вас темам новостей. Последние новости Беларуси на портале news.21.by являются действительно последними, так как новости здесь появляются постоянно, более 1000 свежих новостей каждый день.
Яндекс.Метрика