Художественный руководитель Купаловского театра Николай ПИНИГИН: «Работаю по 12 часов… И счастлив!»В 97-м он уезжал в Санкт-Петербург по приглашению Большого драматического театра на пике своей славы в Беларуси. В Купаловском театре с успехом шли его «Тутэйшыя», «Идиллия», «Костюмер». В России Пинигин работал со звездами - Фрейндлих, Басилашвили, Лавров, Лановой… Назначению Пинигина в предшествовали скандальные события в Купаловском. Сначала актриса Елена Иванникова написала открытое письмо о творческом кризисе, потом было громкое собрание труппы… Потом актеры ходили со своими проблемами к новому главе администрации президента Владимиру Макею. Настоящий актерский бунт! С момента своего назначения новый худрук с прессой не общался принципиально. И вот согласился поговорить с «Комсомолкой». НИКОГДА НЕ ХОТЕЛ НИКЕМ РУКОВОДИТЬ - В какой-то момент после 12 лет работы в Питере я задумался: сколько там мне осталось… В 70 лет люди уже не генерируют идеи, за исключением Любимова (режиссер московского театра на Таганке. - Ред.), пожалуй. А тут, дай Бог, еще 10 лет покопошиться, сделать хорошее дело… Поэтому согласился возглавить театр, хотя никогда не хотел никем руководить. С января работаю по 12 часов без выходных. А в Питере работал 3 часа в день, там не принято репетировать вечером, у меня было полно свободного времени. Сейчас у меня его вообще нет. И мне это нравится. Не знаю, что из этого получится, но пока… - …пока вы поставили два спектакля - «Сымон-музыка» и «Пінская шляхта». То, что театр в кризисе, чувствовалось? - Ничего такого я не чувствовал. Но то, что театр в плохом состоянии, разваленном, это было видно. С прекрасной труппой и разваленными цехами, постановочной частью, административным аппаратом - это был нежизнеспособный организм. Когда мне декорации к «Пінскай шляхте» сдали в последний день перед премьерой - у меня такого никогда не было. Ни в каком Козлодрыщинске не позволяют себе так работать! Всем на все было наплевать. На худсовете после премьеры я просто орал. И уехал с полным ощущением, что больше меня никогда не позовут. - А когда приглашение прозвучало, вы сомневались? Ведь за год до этого отказались возглавить Русский театр. Сработало то, что Купаловский театр родной? - Да, я хотел вернуться домой, мне надоело в Питере. Я и сейчас там работаю, я не увольнялся. Мне просто надоело, это не мой город, мне с возрастом захотелось домой, я дом купил в деревне на Витебщине. Я вернулся бы даже в никуда. Но и БДТ у меня остается. Я должен там ставить один спектакль в год, это три месяца работы. А когда ты там, у тебя очень много театральной информации, это залог того, что ты не станешь провинциальным режиссером. - Семью вы перевозите в Минск? - Они уже приехали. Я буду жить на той самой улице, на которой жил в детстве, и дочка пойдет в ту школу, в которой учился я. Это фантастика. Возращение на круги своя. Я ничего специально для этого не делал. Человек совершает какой-то круг и возвращается. И то, что я уехал в Питер, мне очень было нужно. И то, что я вернулся, для меня так естественно. Хотя многие крутят у виска. Но смысл не в том, получилась ли у тебя карьера или нет. Главное только одно - хорошо ли твоей душе, ты готов платить за преуспеяние ту цену, которая назначена. Это очень непросто. С ГОСУДАРСТВОМ НУЖНО СОТРУДНИЧАТЬ - Вы заявили, что с афиши театра с нового сезона уйдет 6 - 7 спектаклей на большой сцене. Это самые плохие, провальные постановки? - Я не хотел бы никаких вешать ярлыков. Я, например, снимаю свою «Идиллию». Спектакль сделал свое дело. - А «Тутэйшыя»? Именно из-за него больше всего возникало скандалов. - Не знаю. «Тутэйшыя» были поставлены почти 20 лет назад, спектакли не должны столько жить. За это время изменилось все. Эта пьеса Купалы вечная, но пусть придет молодой человек и поставит ее так, как понимает… Меня интересуют совершенно другие вещи. Вот ирландскую пьесу Браяна Фрила я собираюсь ставить, это самая белорусская история, которая может быть. Она о самом главном - не буду говорить, о чем. Для меня социум - одна из самых нижних планок разговора о жизни. Человек - это стихия. В нем есть бес, дьявол, в нем есть ген разрушения. Поэтому Пушкин начинал свою жизнь с фрондерства: «Самовластительный злодей! Тебя, твой трон я ненавижу…». А закончил «Борисом Годуновым», где Годунов говорил: «Бог насылал на землю нашу глад, народ завыл, в мученьях погибая; я отворил им житницы… - они ж меня, беснуясь, проклинали!...Ох, тяжела ты, шапка Мономаха». А Николай Первый после разговора с поэтом сказал: я сегодня разговаривал с самым умным человеком нашего времени. Пушкин стал государственником, потому что он поумнел и понял, что сильное государство - это сильная власть, которая сдерживает человеческую стихию. Хорошо бы, чтобы она была еще и просвещенной. Если ты работаешь в государственном театре, ты должен сотрудничать с государством, а не конфликтовать с ним. И это в любой стране так. Нельзя за государственный счет быть диссидентом. Идеала нет нигде. Хорошо бегать с флагами, ничего не делать и источать злобу. А попробуйте вы в любых условиях существовать, попробуйте. В КУПАЛОВСКОМ ТРУППА ЕВРОПЕЙСКОГО УРОВНЯ - Купаловский - главный театр в стране. Так считает и государство, и зрители. Каким должен быть тот театр, его репертуар? Как вы себе это представляете? - К чести бывшего руководителя Валерия Николаевича Раевского, он собрал хорошую труппу. На сегодняшний день труппа Купаловского лучше, чем в БДТ, на несколько порядков. Не в каждом европейском театре есть такая труппа. А как я себе представляю театр? Никакой программы театра у меня нет, никакого видения театра… Люди кривят душой, когда об этом говорят. Конечно же, этот театр должен отвечать на какие-то вопросы национального бытия. Но ставить «абы белорусское», я никогда не буду. Дело не в количестве белорусских постановок, а в том, что происходит. Някрошюс не поставил ни одного литовского спектакля, но он прославил Литву на весь мир. Если будет качественная литература, я побегу быстрее всех ее ставить. Есть такая позиция - чем хуже, тем лучше. А тут Пинигина возвращают, отличного директора назначают, появляется замечательный 36-летний министр культуры, владеющий языками. И финансирование у нас есть. А в Петербурге меня уже два года отодвигают со спектаклем, на который нет денег. Здесь деньги, конечно, другие, потому что и экономика другая, и силы другие. В БДТ средний бюджет спектакля 250 тысяч долларов. - Но артисты ведь получают зарплаты, которые недотягивают до зарплаты грузчиков обычном супермаркете. - Мы начали эти беседы с новым министром. Не в самое удачное время попали - кризис. Но я надеюсь на то, что мы сделаем в театре попечительский совет, куда войдет белорусский бизнес. Но для этого нужно менять законодательство. Невозможно государству на своем горбе тащить такое количество государственных театров. Во Франции пять государственных театров из 3 с половиной тысяч. Дайте бизнесу налоговые послабления, и он будет вкладывать деньги в театр. В БДТ попечительский совет оплачивает постановочные средства. Мы бесплатно кушаем в буфете - весь театр, а не только артисты. Они строят нам квартиры и дарят театру. Или сделать, как в России: пять театров существуют на гранте президента, грант идет только на зарплаты. Это называется императорский театр. На этом гранте артисты получают зарплаты в районе тысячи долларов. В свое время Лавров, Табаков, Ульянов и Калягин собрались и пошли к Путину. Я на банкете после премьеры разговаривал с Сергеем Степашиным. Его жена спросила, сколько получают артисты. Когда услышала, что Фрейндлих получает 200 долларов, не могла поверить. Они не знают, сколько народные артисты в Купаловском получают, и сколько молодые, которым нужно семьи заводить. Это небольшие деньги - дать президентский гранд двум-трем театрам Беларуси. Нужно только понимание того, что культура - это национальная безопасность. Именно она собирает нацию, когда тебе есть чем гордиться. ДОСЬЕ «КП» Николай Пинигин - самый яркий и известный белорусский театральный режиссер. Родился в 1957 году. В 1979 году окончил режиссерский факультет Белорусской академии искусств. В Купаловский театр пришел в 1985 году. Именно с этим театром связаны самые известные его постановки на родине - «Гарольд и Мод» с несравненной Стефанией Станютой, «Эмигранты», «Тутэйшыя», за которых Пинигин получил Государственную премию, «Костюмер» - последняя постановка режиссера до отъезда. 12 лет назад принял приглашение Большого драматического театра и переехал в Санкт-Петербург. Хотя еще тогда ему предлагали возглавить театр имени Купалы. После переезда в Минске возник антрепризный «Николо-театр», в котором Пинигин ставил самые кассовые в столице спектакли - «Ботинки на толстой подошве», «Прикосновение», «Ужин с придурком». В качестве режиссера Николай Пинигин вернулся в Купаловский театр в 2005 году, когда поставил «Сымона-музыку». С января 2009 года - художественный руководитель театра имени Купалы. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Известный театральный режиссер Николай Пинигин возглавил Купаловский театр полгода назад. В то, что ему предложат эту должность, и тем более в то, что
|
|