Автодилеры на распутьеРазумеется, сегодня любые прогнозы
условны. Как отметил директор компании, председатель
правления ассоциации Сергей Михневич в ходе недавней
пресс-конференции, ситуация меняется буквально каждый
месяц. Причем в течение всей первой половины 2009 г.
положение дел на рынке зависело не столько от
маркетинговой активности основных игроков, сколько от
мощного влияния внешних административных и экономических
факторов. Так, в зимние месяцы объемы продаж
против всех ожиданий даже выросли на 10%. В первую
очередь это коснулось иномарок, цены на которые
формировались в EUR. Однако со II квартала кросс-курс
EUR/USD принял привычное значение порядка 1,4. Обороты
автодилеров вновь стали сокращаться. В этот период начала меняться и
структура клиентской базы в сторону индивидуальных
потребителей, их удельный вес, по статистике импортера
Volkswagen, в первом полугодии вырос с 60% до 78%.
Интерес к обновлению автопарка сохраняют также
хозяйственные субъекты частной и смешанной форм
собственности. Зато покупательская активность
государственных предприятий и органов госуправления
приблизилась к нулевым отметкам. Начальник отдела
маркетинга компании Александр Демидович объясняет это
тем, что в данном секторе введен «негласный запрет» на
приобретение новых машин. Компенсировать уход столь крупной и
состоятельной группы потребителей можно было разными
способами. Но продавцы не придумали ничего лучшего, чем
массовое снижение цен на предлагаемую технику - иногда
даже ниже уровня ее себестоимости. Такая тактика вылилась
в своеобразную «войну скидок», последствия которой для
отрасли могут быть весьма печальными. Когда со скидками реализовывались
машины 2008 г. выпуска, это еще было как-то оправдано:
нужно было срочно пополнить оборотные средства,
освободить складские площадки, погасить обязательства
перед кредиторами и т. д. Однако и сегодня находятся
дилеры, которые готовы отдать автомобиль 2009 г. выпуска,
к примеру, за 14 тыс. USD, в то время как его реальная
стоимость составляет 19-20 тыс. USD. За эту цену он и
будет продаваться уже в III-IV кварталах. Ведь ни у
производителей, ни тем более у их местных агентов уже нет
ресурсов для финансовых маневров. Очевидно, что
вынужденный возврат к прежним ценам не приведет к
докризисному уровню спроса. Как итог, мы рискуем
столкнуться с обвалом объемов продаж. Такой обвал уже произошел на рынках
России и Украины, которые потеряли 50% и 70%
соответственно. На таком фоне Беларусь (-25%) выглядит
относительно благополучно. Как считают эксперты, свою
роль здесь сыграл рост предложений в сфере банковского
автокредитования. «Банкам проценты по депозитам надо
отбивать, а автокредиты являются наименее рискованными,
здесь меньший процент невозвратов, - говорит С. Михневич.
- Конечно, сейчас банки стали более избирательными при
оценке заемщика. Но взять кредит под 14% годовых вполне
реально». При этом, по словам специалиста,
взаимоотношения самих автодилеров с банками-партнерами
складываются очень непросто: «Все мы закредитованы и наши
продажи сегодня направлены на то, чтобы покрыть
обязательства по кредитам. Мы работаем сегодня не на
инвестора, а на банки». Наиболее комфортно чувствуют себя
компании, располагающие достаточными собственными
капиталами для ведения дела. Хотя и это не гарантирует их
от ряда неприятностей. Для расчета с зарубежными
автоконцернами требуется валюта, трудности с
приобретением которой начали сказываться с ноября 2008 г.
Особенно острые проблемы возникли в конце мая - начале
июня т.г., когда в течение полутора недель иностранные
дензнаки на бирже импортерам вообще не продавались. В эти
дни дилеры собирались обратиться в Совмин с предложением
о включении в группу товаров критического импорта хотя бы
запасных частей к уже поставленным автомобилям (в этом
случае был бы задействован льготный режим покупки
валюты). Но в конечном итоге ситуация была
урегулирована на более высоком уровне. «Мы очень рады
тому, что Беларусь получила второй транш от МВФ. Как
минимум 2-3 месяца мы теперь можем спокойно работать», -
отмечает С.Михневич. Что будет с рынком по истечении этой
очередной отсрочки? Эксперты предполагают, что его объемы
сократятся в 2009 г. на 40%. При этом каждый оператор
волен выбрать свой сценарий падения. Во-первых, некоторые компании
сознательно сократят заказы новых авто у производителей -
профинансируют только тот объем поставок, который (по их
расчетам) смогут переварить потенциальные потребители. Но
в этом случае придется действовать наугад. И не
исключено, что уже к ноябрю-декабрю предложение некоторых
моделей будет отставать от спроса. Во-вторых, возможен вариант, при
котором дилер в прямом и переносном смысле пойдет ва-банк
и импортирует значительные партии техники за счет заемных
ресурсов. Это тоже сопряжено с немалым риском, ведь
процентные ставки по кредитам существенно увеличат
стоимость машин. Что для покупателей, избалованных
зимними и весенними скидками, станет крайне неприятным
сюрпризом. Впрочем, есть еще один вероятный
сценарий: Беларусь введет заградительные таможенные
пошлины на автомобили по договоренности с другими членами
ЕврАзЭС. Геополитические интересы государства от этого,
возможно, только выиграют, но наши автодилеры окажутся в
весьма неоднозначном положении. Дело в том, что в
соседней России в дополнение к собственным автобрендам
налажена сборка машин около десятка ведущих мировых
марок. Таким образом, россияне могут вполне безболезненно
отказаться от прямого импорта иномарок. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Разумеется, сегодня любые прогнозы условны. |
|