Экономический ликбез TUT. Либерализация под контролем
21 июля 2009 Экономика и бизнес
Александр Заяц, TUT.BY Минуло уже полгода, как правительство объявило о намерениях реализовать в 2009 году 52 первоочередных мероприятия по либерализации экономики. На днях представители Минэкономики рассказали о сделанных шагах и намеченных планах. Однако несмотря на ряд либеральных мер, как и предполагали независимые эксперты, общая ситуация находится под контролем государства. Для информирования общественности о ходе реализации "Плана-52" на базе правительственного портала был создан специальный ресурс. Там галочками отмечают уже принятые постановления. И если просто пробежаться по страничкам этого ресурса, то может показаться, что либерализация идет полным ходом. Поверхностные впечатления подтвердил на специальной пресс-конференции директор Департамента по предпринимательству Минэкономики Беларуси Александр Лихачевский. "За первое полугодие 2009 года приняты 52 нормативно-правовых акта, в том числе 10 указов и декретов президента, 13 постановлений правительства, 22 ведомственных нормативных акта", - приводит его слова БЕЛТА. Однако, по словам представители Минэкономики, сиюминутного эффекта от принятых мер ждать не стоит, "плоды" созреют в следующем году. Что сделано? Из выполненных постановлений правительства наиболее знаковым является упрощение процедуры регистрации бизнеса. Сегодня зарегистрировать предприятие в принципе можно за один день. Другим положительным моментом является некоторое упрощение налоговой системы Беларуси. В частности, с 1 января была введена единая ставка подоходного налога в размере 12%. Заместитель министра по налогам и сборам Василий Каменко полагает, что "такой подход позволил не только упростить процедуру исчисления подоходного налога, снизить налоговую нагрузку, но и легализовать зарплату". Так, по данным замминистра, за январь-май поступления подоходного налога возросло на 10,4%. Кроме того, были снижены до 1% ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, до 3% - налог на приобретение автотранспортных средств. Исключена из объекта обложения налогом на недвижимость активная часть основных средств (станки, оборудование). Установлена единая ставка по местным налогам с продаж товаров в розничной торговле и на услуги в размере 5%. По словам А.Лихачевского, работа по совершенствованию в сфере налогообложения будет продолжена. Более того, планируется, что налоговая нагрузка снизится на 1,3% ВВП и таким образом в распоряжении субъектов хозяйствования останется около 2 трлн рублей. Из других факторов либерализации можно отметить сокращение административных процедур в сфере транспорта и строительства. Либерализация коснулась сертификационной деятельности, строительных, санитарных, противопожарных норм и правил. Кроме того, упрощен порядок проведения аукционов и конкурсов в целях усовершенствования земельных отношений, оптимизирован порядок распоряжения госимуществом. Однако, как отмечают эксперты, все эти действия существенных изменений в оздоровление белорусского бизнес-климата не принесут. Свободные цены, но не повышенные Экономист Леонид Злотников полагает, что меры по либерализации экономики пока должного эффекта не принесли, "мы можем наблюдать имитацию рыночных реформ. Так как до сих пор не приняты ключевые решения, о которых уже не первый год говорят экономисты, в первую очередь речь идет об отказе от регулирования цен". Есть также вопросы по механизму начисления заработной платы, проведению проверок, процедуре лицензирования и так далее. Справедливости ради стоит отметить, что в 2009 году уже была отменена регистрация цен на новые товары, работы и услуги (кроме тарифов на новые платные медицинские услуги). Все индивидуальные предприниматели (за исключением оказывающих платные медицинские услуги) освобождены от соблюдения предельных индексов изменения отпускных цен и их регистрации. Кроме того, сокращен на 14 позиций перечень товаров и услуг, цены на которые регулируются госорганами. Сокращен перечень социально значимых товаров и услуг, цены на которые регулирует Минэкономики. Среди них услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, документальное фото. Дополнительно из регулируемых товаров исключены некоторые виды молока и хлебобулочных изделий: молоко стерилизованное, топленое, козье, сдобные булочные изделия, бараночные и сухарные изделия, пироги, пирожки, пончики. Сокращен перечень экспортируемой продукции, в отношении которой применяется госрегулирование цен (на 17 позиций из 29). В частности, это сахар белый, соль, нефть и нефтепродукты из битуминозных пород, поликарбоновые кислоты, полимеры этилена, полиацетали и полиэфиры, минеральные удобрения с содержанием 2-3 элементов (азота, фосфора, калия), дубленые меховые шкурки, ДСП, ДВП, железные и стальные прутки, грибы и ягоды. Однако директор департамента ценовой политики Министерства экономики Игорь Фомин прогнозирует, что если произойдет полная либерализация ценообразования – цены взлетят вверх. Особенно это касается услуг ЖКХ и продуктов питания. "Когда химчистки получили право свободного ценообразования, то в некоторых цены были подняты на 50%", - отметил он. Поэтому Минэкономики ратует за последовательное проведение либерализации в области ценообразования. "Раз государство идет навстречу частному бизнесу, мы бы хотели иметь адекватное реагирование со стороны бизнеса, а не увеличение цены", - сказал И.Фомин. Что планируется? Сейчас еще 19 проектов нормативных актов подготовлены и ждут своего вердикта. Так, на стадии обсуждения находятся документы, которые касаются мер по совершенствованию антимонопольного регулирования (планируется предоставлять местным исполкомам право на заключение инвестдоговоров от имени Республики Беларусь). По инициативе МВФ в Беларуси предполагается создавать фонды банковского управления. Кроме того, в правительство внесен проект указа о мерах по оптимизации осуществления внешней торговли и транзита, предусматривающий корректировку таможенных пошлин. Известно также, что подготовлен проект указа, упрощающий перевод расположенных на 1-х этажах зданий жилых помещений из жилого фонда в нежилой для осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Внесен на рассмотрение проект постановления Совмина, предусматривающий предоставление нерезидентам, юридическим и физическим лицам право на приобретение жилищных облигаций, выпускаемых эмитентами Беларуси. Партнер рубрики - Международная Академия Биржевой Торговли "Форекс Клуб" Камни преткновения Однако до сих пор не приняты несколько ключевых решений в сфере лицензирования и контрольно-надзорной деятельности. Точнее проекты соответствующих документов были подготовлены, но вызвали поток критики не только со стороны бизнес-сообществ, но и властей. Так, правительство уже долгое время не может согласовать проект указа президента об упрощении лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. По словам А.Лихачевского, проект указа утверждает перечень лицензируемых видов деятельности и составляющих работ и услуг. В настоящее время в Беларуси лицензируется 53 вида деятельности. Общее число выданных лицензий составляет 218 тысяч. Из них юрлицам выдано 72 тысячи, индивидуальным предпринимателям — 144 тысячи, гражданам — 1,7 тысяч. "Если президентом будет поддержан проект указа, то мы предполагаем, что это позволит сократить общее число лицензируемых видов деятельности на 8-9 и более чем на 50 - количество составляющих работ и услуг", - сказал представитель Минэкономики и напомнил о готовящейся отмене лицензирования розничной торговли и общественного питания, за исключением торговли подакцизными товарами (алкоголь и табак). Аналогичные проблемы возникли и с проектом указа президента о совершенствовании контрольной деятельности, который должен установить общие подходы. Дело в том, что сначала этот проект документа был подвергнут обструкции со стороны бизнес-структур и Нацбанка. Затем, как уточил А.Лихачевский, были "не удовлетворены первым вариантом проекта указа не только эксперты, но и представители Администрации президента. Поэтому документ сейчас перерабатывается". "Должны быть общие подходы в определении рисковых групп. То есть концентрация внимания на высокорисковых группах и оставление без внимания низкорисковых – наверное, этот подход правильный. Это не нововведение, это мировая практика", - подчеркнул А.Лихачевский. К чему все это? Вскоре Всемирный банк должен обнародовать свое знаменитое исследование "Doing Business" - мировой рейтинг условий ведения бизнеса. В прошлом году Беларусь оказалась на 85-м месте, совершив рывок на 30 позиций по сравнению с рейтингом 2007 года. Вскоре президент Лукашенко потребовал, чтобы Беларусь вошла в 30-ку лучших. Данный результат позволит обратить взор в нашу сторону иностранных инвесторов. Очевидно, отмечают эксперты, что в этом году выполнить задуманное не представляется возможным. Однако важно, чтобы сохранилась поступательная динамика движения вверх. А Лихачевский убежден, что "динамика движение вверх к 30-ке сохранится". Но для этого либерализация должна проходить более активными темпами. Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
21 июля 2009 Экономика и бизнес Александр Заяц, TUT.BY Минуло уже полгода, как правительство объявило о намерениях реализовать в 2009 году 52 первоочередных мероприятия по либерализации экономики. |
|