Сможет ли Беларусь заработать на росте цен на продовольствие?
24 июля 2009 Экономика и бизнес
Наталья ВИКТОРОВА, Завтра твоей страны Из 23 основных экспортных позиций Беларуси рост продаж за первые пять месяцев года произошел только по трем. Две из них – молочные (на 42.2%) и мясные (на 39.6%) продукты. Это означает, что торговля сельхозпродукцией имеет перспективы. Тем более, что ведущий экономист Регионального бюро ПРООН по странам Европы и СНГ Бен Слей утверждает: "Через полтора года цены на продовольствие в мире вновь вырастут. Для Беларуси как экспортера сельскохозяйственной продукции – это хорошая новость". Надо только успеть занять свою нишу. -- Вряд ли белорусские производители смогут выигрывать за счет изменения конъюнктуры цен. Управление сельскохозяйственной отраслью осталось централизованным, и у предприятий нет достаточной самостоятельности, чтобы гибко реагировать на колебания цен на мировых рынках, -- полагает бывший министр внешних экономических связей Михаил Маринич. Но главная проблема экспорта белорусской сельхозпродукции заключаются в том, что он ориентирован в основном на один рынок -- российский. Недавний молочный конфликт заставляет задуматься о необходимости завоевывать новые рынки сбыта. В последние месяцы представители официального Минска заговорили о необходимости начать торговлю продукцией агропромышленного комплекса с Европой, где она сегодня почти не представлена. Выход на рынки других регионов вряд ли целесообразен -- ведь стоимость перевозки приведет к удорожанию товаров. К тому же, пищевая продукция является скоропортящейся, и срок ее реализации ограничен. -- Сегодня белорусская сельхозпродукция поставляется в Евросоюз в основном не для пищевых, а для технических целей. В страны Европы мы продаем дикорастущие грибы, ягоды и плоды, которые там используются большей частью для производства медикаментов. На рынки европейских стран также поставляются казеин и шкуры животных, -- рассказала "Завтра твоей страны" ведущий научный сотрудник Института системных исследований в АПК Национальной академии наук Беларуси Мария Байгот. Одной из главных проблем с поставками пищевых продуктов на рынок ЕС является отсутствие европейских сертификатов у белорусских производителей. Получение разрешения на продажу продуктов в страны Европы – сложный процесс. Пройти его решилось предприятие "Савушкин продукт". Европейские эксперты проверили его продукцию по 180 компонентам и не сделали замечаний, как рассказала "Завтра твоей страны" заместитель гендиректора предприятия Елена Бабкина. Однако несмотря на то, что эксперты одобрили продукцию "Савушкин продукт" в начале года, сертификат не получен до сих пор из-за длительного процесса согласования – дать согласие на выдачу разрешения должна каждая страна Евросоюза. По словам Марии Байгот, в общей сложности процесс выхода белорусской сельскохозяйственной продукции на европейские рынки может занять от 5 до 7 лет. Получение сертификата – это только начало. Главное – найти свою нишу. -- Сегодня Евросоюз обеспечивает себя продуктами. В ЕС входит 27 стран, которые производят практически все, что необходимо. Поэтому белорусским производителям нужно искать ниши, которые не заняты, предлагать потребителям продукты, которые могли бы их заинтересовать. Найти такие ниши – непростая работа, -- сказала Мария Байгот. Эксперт предположила, что Беларусь могла бы продавать на рынки Европы живой скот, туши мяса, определенные сорта картофеля. По мнению Михаила Маринича, с поиском новых возможностей сбыта частные предприятия могли бы справиться эффективнее, чем государственные. -- Белорусские предприятия могли бы работать на узких сегментах рынка. Это потребует определенных вложений, ведь затраты необходимы не только для получения сертификата, но и для изучения рынка. В любом случае было бы лучше, чтобы этим занималось не государство, а частный собственник, который сам определяет, сколько и чего производить, какие устанавливать цены, -- считает Михаил Маринич. Заместитель главы исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Ирина Точицкая уверена, что для развития экспорта сельхозпродукции необходимо внедрять более эффективные механизмы регулирования работы агропромышленного комплекса. -- Во всем мире индивидуальные фермеры уходят в прошлое. Большому предприятию проще делать оптовые скидки, договариваться с торговыми сетями о поставках. Сохранение крупных сельхозпредприятий в Беларуси не является отрицательным фактором. Проблема заключается в том, что государство продолжает поддержку неэффективных хозяйств. Субсидии в равной степени получают хорошо и плохо работающие предприятия, -- отмечает эксперт "Завтра твоей страны". Вот и на минувшей неделе, кстати, производителям сельскохозяйственной продукции опять были обещаны бюджетные ссуды на сумму 380 млрд рублей на закупку горюче-смазочных материалов для проведения уборочных и осенних полевых работ. Оздоровлению сельского хозяйства могло бы способствовать применение процедуры банкротства, позволяющей менять неэффективного собственника на эффективного. По мнению экономиста, улучшению ситуации способствовало бы и привлечение иностранных инвесторов. -- Если бы вопрос с землей решался иначе, зарубежные предприятия могли бы инвестировать в белорусское сельское хозяйство. А если бы к приватизации предприятий аграрного сектора удалось привлечь транснациональные корпорации, проблема с экспортом решалась бы значительно проще. Ведь ТНК могли бы способствовать продвижению продукции на новые рынки, -- считает Ирина Точицкая. Завтра твоей страны: интернет-газетаСтоит ли выбирать отель по отзывам в ИнтернетеСможет ли Беларусь заработать на росте цен на продовольствие?Эксперт: Высокие цены в ресторанах – не вина их владельцевЧтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
24 июля 2009 Экономика и бизнес Наталья ВИКТОРОВА, Завтра твоей страны Из 23 основных экспортных позиций Беларуси рост продаж за первые пять месяцев года произошел только по трем. |
|