Нацбанк: «Банкомат не может «заразиться» вирусом через карточкуОб этом мы писали Банкоматы по всей стране подкосил вирус? А через некоторое время, судя по звонкам читателей, сбой повторился, но уже в меньшем масштабе. О том, что же произошло с нашими банкоматами и как не лишиться денег, пользуясь пластиковой карточкой, «Комсомолка» поговорила с начальником главного управления платежной системы Нацбанка Иваном ПИЩИКОМ. «НИКАКОГО ВИРУСА НЕ БЫЛО» - Иван Алексеевич, с чего вдруг банкоматы в Беларуси взбунтовались? - Это был программный сбой в работе оборудования. Сразу оговорюсь, что подобная ситуация могла бы произойти и периодически происходит в любой системе и в любой стране. Другое дело, какой масштаб у этого сбоя. Честно скажу, в период с 4 по 6 июня (именно тогда произошел сбой в банкоматах. - Ред.) нам пришлось тяжело. Представьте, человек подходит к банкомату, вставляет карточку, денег ему не дают, но остаток на карт-счете уменьшился. Кроме того, многие магазины не могли оформить продажи товаров с помощью пластика. Сейчас и банки, и процессинговые центры (обслуживают банкоматы и платежные терминалы. - Ред.) приняли дополнительные меры, чтобы обеспечить устойчивость системы в случае возникновения внештатных ситуаций, а также усилили антивирусную защиту. - Так это все-таки был вирус? - Нет. Скажу так, атаки хакеров и нарушение из-за этого работы возможны, ведь банкомат управляется при помощи установленного в нем персонального компьютера. При этом отмечу один важный момент: банкомат не может быть заражен из вне. Для этого требуется участие или персонала банка, или специалистов-инженеров, которые обслуживают технику. В этом случае в лице хакера выступает человек, у которого есть доступ к управляющему компьютеру банкомата, но никак не сам клиент. Проникновение вируса возможно при загрузке обновлений со съемного носителя, который не прошел проверку антивирусной программой. Кстати, не всегда это может быть сделано умышленно. Установлено, что летнее нарушение работы банкоматов было связано не с вирусными атаками, а со сбоем аппаратно-программного комплекса процессингового центра, обрабатывающего запросы, которые приходят от пользователей во время операции с карточкой. - Может, нам стоит закупить более новые банкоматы, раз уж сбои участились? Начальник главного управления платежной системы Нацбанка Иван ПИЩИК- Я бы не сказал, что сбои участились. Банки стараются поддерживать банкоматы в работоспособном состоянии, оснащают их системами видеорегистрации, внешними системами видеонаблюдения за территорией возле банкомата. Как правило, срок службы банкомата где-то 7 - 10 лет. Да, сегодня есть банкоматы, которые физически и морально устарели, они требуют более частых ремонтов. Однако заменять все или многие банкоматы нам не нужно. Кроме того, иногда простои в работе банкоматов связаны с внешними факторами, например сбои по связи и электропитанию или из-за несвоевременной загрузкой наличными деньгами. - Появлялась информация о том, что в России и на Украине некоторые банкоматы заражены вирусом. Может ли банкомат «заразиться» вирусом через карточку клиента: кто-то снимет деньги в «нездоровом» российском устройстве, а потом воспользуется банкоматом у нас? - Через карточку клиента банкомат «заразиться» не может. Карточка - это всего лишь доступ к счету, проще говоря, ключ. По крайней мере, такого рода случаев пока зафиксировано не было. МОЖЕТ ЛИ «ЗАВИСНУТЬ» БАНКОМАТ ИЗ-ЗА ЖАРЫ ИЛИ ПРОЛИВНОГО ЛИВНЯ? - Некоторые читатели выдвинули версию, что сбои в работе банкоматов были связаны с плохими погодными условиями: сначала проливные дожди, а потом жуткая жара… - Погода, конечно, может повлиять на работу банкоматов. Но только в том случае, если он не оборудован специальными средствами, обеспечивающими его надежную защиту. Нормальная работа банкомата требует определенной температуры, влажности, бесперебойного питания и так далее. В наших банкоматах используются системы обогрева, источники бесперебойного питания, механизмы, защищающие от попадания влаги. - А во время жуткого потопа в Минске банкоматы сильно пострадали? - Нет, все работало нормально. По крайней мере к нам не поступало жалоб от банков. ПОЧЕМУ БАНКОМАТ «ВЫПЛЕВЫВАЕТ» ПЛАСТИК? - Иногда банкомат просто «выплевывает» карточку и даже не дает совершить какую-либо операцию. Из-за чего это происходит? - Причины могут быть разные. Например, этот конкретный банкомат не обслуживает карточки этой платежной системы. Может быть, что именно в этот момент банкомат находится без связи с сервером банка. У карточки истек срок действия, карточка неисправна или на ней отрицательный баланс. Кроме того, с самим банкоматом может быть все в порядке, просто вышел из строя карт-ридер (устройство для приема карточки. - Ред.). - А как лучше хранить пластиковую карточку, чтобы банкомат не отказывался ее принимать? - Сразу скажу, что пластиковые карточки с магнитной полосой достаточно стойкие к воздействиям внешних факторов и информация на них хранится достаточно долго. Но нужно избегать механического повреждения магнитной полосы - царапин, изгибов, переломов. Лучше всего хранить пластик в твердом, не подверженном изгибам и изломам кармане кошелька или сумочки, в блокноте и так далее. Следите, чтобы карточка не подвергалась воздействию прямых солнечных лучей, бензина, каких-то кислот. Не стоит оставлять карточку возле приборов с большим магнитным излучением. ЕСТЬ ВОПРОС Можно ли подать в суд из-за сбоя в банкомате? - Если человек пытался снять в банкомате деньги, не получил их, а со счета они списаны, приходится ждать несколько дней, прежде чем банк разберется. Можно ли в этом случае возместить моральный ущерб? - Все владельцы карточек, пострадавшие из-за июньского сбоя в работе банкоматов, свои деньги обратно получили. Насколько я знаю, жалоб не было. Что касается суда, все зависит от условий договора. В принципе, банк, который выдал вам карточку и обязался предоставить определенные услуги, их не предоставил. Так что обратиться в суд вы можете. СОВЕТ «КП» Как «общаться» с банкоматом - перед работой с банкоматом, убедитесь, что люди, которые находятся в этот момент недалеко от вас, не могут увидеть или подсмотреть ваш пин-код. Если какие-то подозрения у вас возникли, попросите человека отойти чуть подальше; - ощупайте клавиатуру, на которой набирается пин-код: нет ли на ней какой-нибудь накладки, четко ли нажимаются клавиши, не западают ли они. Клавиатура должна быть механической и не создавать ощущение резиновой поверхности; - внимательно изучите устройство приема карт (карт-ридер). Отверстие должно быть без лишних вставок, бумажек, пластмассовых деталей, а карточка должна попадать в устройство свободно; - на банкомате должно размещаться название банка-владельца (в западных странах были случаи, когда устанавливались подложные банкоматы, которые не выдают деньги, а просто воруют банковские карты и пин-коды). Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Нынешним летом владельцы пластиковых карточек во многих городах Беларуси столкнулись с неприятной ситуацией: банкоматы отказывались выдавать наличку,
|
|