ЖАН-ЭРИК ХОЛЬЦАПФЕЛЬ: «Я ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ОПТИМИСТ»Вот уже более года Европейский союз официально представлен в нашей стране — после длительных переговоров власти Беларуси дали добро на открытие в Минске Представительства Еврокомиссии. У Европы древняя история и большой опыт международных отношений. Сегодня наши европейские соседи демонстрируют открытость и готовность к диалогу с нашей страной. О том, как продвигается сотрудничество, нам рассказал руководитель Представительства Европейской комиссии в Беларуси, Временный поверенный в делах Жан-Эрик Хольцапфель. — Господин Временный поверенный, открытие Представительства Европейской комиссии в Минске сказалось на активизации двустороннего сотрудничества? — Представительство Еврокомиссии способствует решению целого ряда важных задач. Прежде всего — это обмен знаниями и информацией о Беларуси и Европейском союзе, сотрудничество в реализации совместных проектов и развитие торговых отношений. Наши делегации работают во всем мире и, безусловно, открытие Представительства в Минске вносит свой вклад в развитие двусторонних отношений между Беларусью и Европейским союзом. Ключевой вехой стал приезд в вашу страну в июне этого года Еврокомиссара по внешним связям и политике добрососедства Бениты Ферреро-Вальднер. В октябре 2008 года и в марте 2009 состоялись заседания Совета Европейского союза, на которых были приняты решения, позволившие активизировать совместную работу. Взаимодействие осуществляется на основе пяти ключевых посланий Европейского союза. Мы считаем, что эти послания — важный элемент сотрудничества. — Что уже удалось реализовать? — Во-первых, в конце прошлого года между правительством Республики Беларусь и Европейской комиссией было заключено рамочное соглашение, которое определяет основные принципы предоставления помощи Беларуси. Во-вторых, вдвое увеличен объем этой помощи. Нам удалось придать импульс двустороннему переговорному процессу на уровне экспертов в различных областях. И, конечно, продолжается проектная работа. Наиболее динамично сотрудничество развивается в таких сферах, как охрана окружающей среды, энергетика, стандартизация, управление границами. Но это далеко не полный перечень. — Вы неоднократно подчеркивали, что Представительство Европейской комиссии не осуществляет в Беларуси политических проектов. Почему? — Все зависит от того, что подразумевать под политическим проектом. Если в качестве примера взять работу с политическими партиями, то нашим мандатом такая работа не предусмотрена. Мы поддерживаем основные принципы, касающиеся демократии, прав человека, верховенства права. Существует ряд общеразделяемых ценностей. Беларусь также взяла на себя обязательства их соблюдать, в том числе в рамках декларации «Восточное партнерство». На мой взгляд, определение «политический проект» не совсем корректно. Реализуются проекты, направленные на поддержку общих принципов. Например, сейчас на средства Евросоюза и ПРООН в сотрудничестве с несколькими министерствами Республики Беларусь осуществляется проект в такой сфере, как права человека. — Не планируете ли вы расширить мандат и раздвинуть границы взаимодействия, учитывая, что официальный Минск не скрывает намерений нормализовать отношения с Евросоюзом, в том числе и на политическом уровне? — Трудно говорить о политике, поскольку люди неоднозначно воспринимают эту сферу деятельности. Между нашими сторонами ведется политический диалог. Приезжая в Беларусь, высокопоставленные чиновники Европейского союза всегда встречаются как с официальными лицами, так и с представителями политических партий, гражданского общества. Что касается, скажем, выборов, то представители Европейского союза под эгидой ОБСЕ принимали участие в наблюдении за последней электоральной кампанией. — Насколько, на ваш взгляд, эффективны шаги, предпринимаемые сторонами в формате «Беларусь — ЕС»? — Ответ на этот вопрос требует политической оценки. Она может быть дана, например, на заседании Совета министров стран Евросоюза. Высокие представители Еврокомиссии, стран-членов ЕС вырабатывают совместные заключения. Одного мнения недостаточно. Если взять оценку, существовавшую несколько лет назад, сравнить ее с той, которая начала формироваться после октября 2008 года, то нетрудно проследить трансформацию. Довольно длительное время позиция ЕС по отношению к вашей стране находилась в «замороженном» состоянии. В октябре 2008 года состоялось заседание Совета министров Европейского союза, касающееся вопросов внешних отношений. Были приняты решения, позволившие открыть новую страницу двустороннего сотрудничества в формате «Беларусь — ЕС». Теперь ограничения между сторонами отсутствуют. Беларусь откликнулась на то, что мы называем пятью ключевыми посланиями республике, сделала шаги навстречу Евросоюзу. В свою очередь, Евросоюз практически полностью приостановил визовые санкции, ранее действовавшие в отношении некоторых белорусских чиновников. В комплексе все это позволило открыть дополнительные возможности для расширения взаимодействия. Хочется надеяться, что будут сделаны и другие взаимные шаги навстречу друг другу. Существуют прецеденты, вызывающие у нас озабоченность, но мы обсуждаем их с белорусскими властями. — На каких направлениях структуры гражданского общества могут внести лепту в развитие двустороннего диалога? — С точки зрения Европейского союза, гражданское общество — ключевой элемент в развитии любой страны. В нашем случае — в укреплении отношений между Беларусью и Евросоюзом. Мы стараемся сотрудничать с гражданским обществом на всех направлениях — демократическом, по защите прав человека, экологическом, энергетическом. Когда мы говорим о гражданском обществе, речь идет не только об общественных организациях, но и о различных деловых союзах: бизнесменов, предпринимателей, добровольных объединениях граждан, профсоюзах. Спектр субъектов и направлений взаимодействия широк. Интерес работы с гражданским обществом заключается в том, что его структуры независимы. Это подразумевает наличие нестандартных подходов, возможность предложить решения в тех сферах, где государство не может само справиться. — Известно, что общая позиция Евросоюза заключается в неодобрении перспективы возможного признания Беларусью независимости Абхазии и Южной Осетии. Так ли уж едины в этом элиты Европейского союза? — Консенсус в Европейском союзе в отношении Абхазии и Южной Осетии существует. Признавать или не признавать независимость этих двух образований — дело Беларуси. Суверенное государство вправе принять независимое решение, несмотря на то, что этот вопрос обсуждается в рамках диалога между вашей страной и Евросоюзом. — Какие преимущества получит Беларусь от участия в программе ЕС «Восточное партнерство»? — Беларусь — полноправный член многостороннего измерения этой инициативы, стартовавшей в мае нынешнего года. Ваша страна начинает участвовать в работе нескольких тематических платформ в рамках многостороннего сотрудничества программы. Республика могла бы воспользоваться и теми преимуществами, которые содержатся и в двустороннем измерении «Восточного партнерства», но в настоящее время делает это не в полном объеме. Для того чтобы перевести сотрудничество в полномасштабный формат, необходимо провести дополнительную совместную работу. — Вы с оптимизмом смотрите в будущее отношений в формате «Беларусь — ЕС»? — Я профессиональный оптимист. Оценивая последние три года нашего сотрудничества, не могу не заметить, что в этом процессе есть положительная динамика. Думаю, она имеет все шансы продолжиться. Полина ПАШКОВСКАЯ Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Вот уже более года Европейский союз официально представлен в нашей стране — после длительных переговоров власти Беларуси дали добро на открытие в Минс
|
|