Осень. Сырость, серость, клочья тумана, унылость за окном. Хочется чего-то новенького, интересного. Смены обстановки, смены вида деятельности… Хорошая тема для новой рубрики!
Осень. Сырость, серость, клочья тумана, унылость за окном. Из машины в подъезд. Из подъезда в такси, из такси на крылечко. Не поднимая глаз от мокрого асфальта. Бесконечная вереница одинаковых дней. Нет вдохновения, статьи не пишутся, мысли не думаются.
Все эти мысли вертятся у меня в голове, пока я набираю телефон диспетчера такси. Диспетчера такси… Диспетчера такси? О! А это идея! А не пойти ли мне поработать диспетчером? Всегда было интересно, что происходит там, на другом конце провода, и кто эти милые феи, которые исполняют мои желания относительно передвижений по городу. Это ж просто идеальная работа для блондинки: делать ничего не надо, сиди себе весь день по телефону болтай, да еще и деньги за это получай! Все нужные данные у меня имеются: стаж разговоров по телефону – чуть больше двух десятилетий, скорость набора на компьютере отличная (теперешняя профессия обязывает), а что еще там нужно? Недолго думая, я отправилась в службу такси 135. Почему именно туда? Да просто учиться не хотелось – это единственная служба такси у нас в столице, которая не использует для связи с водителями рации. У них там «заправляет» собственное программное обеспечение, которое посредством GPRS осуществляет передачу данных от компьютера диспетчера к смартфону водителя. Все просто и понятно без дополнительных усилий. Обрадованная собственной блондинистой находчивостью, я отправилась в офис компании…
Тяжело в учении
– Вообще-то, все диспетчеры проходят у нас двухнедельное практическое и теоретическое обучение, сдают тестирование, и только после этого мы допускаем их к работе, – удивленно смотрит на меня начальник сектора по работе с корпоративными клиентами Юлия Науменко. – Все девушки должны хорошо знать город, они проходят специальный тест на знание улиц. Во время обучения мы стараемся рассказать все возможные ситуации и вопросы, которые могут возникнуть в процессе работы, – продолжает Юлия уничтожать на корню мою уверенность в себе. – Но, в принципе, тут нет ничего сложного. Так что, я думаю, попробовать можно, – весело заявляет она и поворачивается к компьютеру, на котором установлена та самая программа, с помощью которой девушки принимают и раздают заказы… После краткого экскурса, который еще больше спутал все в голове, меня отправили в диспетчерскую и передали в руки опытного диспетчера Галины. Она должна была уже в процессе приема заказов рассказать все оставшиеся мелочи и нюансы, ну и, конечно, проследить, чтобы я по незнанию и неумению чего-нибудь не натворила.
Так выглядит диспетчерская: ничего особенного, компьютеры, столы, девушки…
Тяжело в бою
Все просто?! Вы, наверное, издеваетесь! Как оказалось, просто уметь быстро набирать и красиво говорить – это далеко не все. Очень далеко! Глядя, как ловко и быстро Галина принимает заказы, я начала чувствовать себя полнейшей блондинкой. Все это слишком для меня сложно! – впала я в панику. А когда Галя протянула мне свой наушник и уступила место за компьютером, у меня даже стали мелко трястись руки… Нужно не просто набрать улицу – это как раз нетрудно, достаточно ввести первые буквы, а программа сама подставит нужное название, – важно знать, какие еще данные уточнять. Если звонок поступает со стационарного телефона, адрес высвечивается автоматически. Тут все просто: нужно только подтвердить, что машина нужна именно сюда, спросить номер подъезда, отправить заказ водителю, дождаться подтверждения с указанием времени прибытия. Затем сообщить клиенту данные автомобиля и время. Вот, собственно, и все. Это самый простой заказ. А вот если человек звонит с мобильного телефона и заказывает такси на какой-нибудь перекресток, или к ресторану, или на остановку, или к магазину… Тут начинается такое!.. Во-первых, нужно обязательно уточнить имя и номер телефона клиента, чтобы, в случае чего, водитель смог с ним связаться. А затем максимально точно передать информацию водителю. Так как диспетчер с таксистом не разговаривает, всю информацию нужно ему написать. Перекресток каких улиц? На какой стороне будет находиться клиент? На какой именно остановке, в какую сторону ехать? Чтобы быстро сориентироваться в таком заказе, нужно представлять, где сейчас находится клиент, даже если клиент сам не знает, где он стоит. Такси к больнице? Главный вход, приемное отделение, корпус, шлагбаум, крыльцо? Нужно знать, в каких больницах есть подъезды, а где их нет, где много корпусов, а где въезд запрещен. Ресторан или клуб – знай адреса всех заведений наизусть! Потому что в программе этой информации нет, она воспринимает только конкретный адрес. То же самое – с посольствами, учебными заведениями, торговыми центрами. Просто голова идет кругом! А ведь еще есть система сокращений, которыми пользуется диспетчер при передаче информации водителю. Все их тоже нужно знать. Не-е-ет, что-то тут все слишком сложно для простой болтовни блондинки по телефону!
Весь город разделен на 31 район. В каждом из них находятся автомобили, которые автоматически выставляются в очередь.
«Три бедули», иностранцы и форс-мажоры
Бывает, звонят иностранцы. Их русский язык – как бы это сказать… Произносимый ими адрес бывает очень сложно понять. Разгадка улицы – игра на сообразительность. Трудно представить, что «Джшшшкашлш», произнесенное четыре раза с разной интонацией, – это улица Гикало. Диспетчер-неминчанин мог бы долго гадать, что имел в виду клиент, вызывая такси на улицу «Три бедули». Кто не понял – человек увидел вывеску улицы Змитрока Бядули («З.Бядулi»). Что уж говорить про нетрезвых граждан! Или вот, например, что делать, если вам звонит человек и говорит: «Я машину заказал, жду уже полчаса, а она не едет!» У меня – паника. А привыкшая ко всему Галина спокойно «разруливает» ситуацию. Ко всем таким неординарным ситуациям девушек-диспетчеров готовят заранее. Но я-то работник неподготовленный! Правда, через несколько часов активного наблюдения и практики я научилась принимать заказы практически без ошибок. Я даже смогла правильно передать заказ на остановку возле магазина! А еще один раз мне даже пришлось передать заказ голосом! Иногда у мобильных операторов происходят проблемы на линиях, и с водителем невозможно связаться посредством GPRS (т.е. отправить сообщение). Тогда программа сама автоматически переходит в режим голосового набора, звонит водителю, и тебе надо просто назвать адрес заказа. Также нужно уметь принимать заказы в аэропорт, заказы на конкретное время, заказы на престиж-автомобили, универсалы и минивэны. А еще переключать на соответствующую службу тех клиентов, кто позвонил в службу автопомощи «СПАС»…
Когда компьютерные системы дают сбой (а такое тоже иногда случается), автомобили расставляют в очередь по районам вручную. Каждый цветной квадратик – определенная машина с номером. Их прикрепляют на магнитную доску в соответствующем району нахождения квадратике.
Остаемся?
Время летело. Принимать заказы становилось все проще, и работа стала казаться однотонной, размеренной. Руки привыкли к местной клавиатуре... И тут меня потянуло домой! В уютную квартиру с сине-оранжевыми обоями, за любимый ноутбук. Сидеть в кресле, поджав ноги, смотреть, как серые капли замысловато стекают по стеклу, и писать… Интересные статьи, длинные рассказы, грустные стихи. А потом вскакивать по звонку и бежать куда-то – по важным журналистским делам! Так что в диспетчерах такси – не остаемся! Но спасибо скажем: теперь я точно знаю, как нужно правильно вызывать такси, чтобы всем было удобно! И по случаю опробую новую автомобильную профессию.
Зарплата диспетчера совсем не зависит от количества принятых звонков и уж тем более не зависит от длительности разговора.
Больше всего звонков – утром, когда люди опаздывают на работу, вечером, когда торопятся домой, в выходные и праздничные дни, поэтому в это время одновременно работает 20–23 диспетчера. Самые спокойные ночи во вторник и в среду.
Такси можно оплачивать и по безналичному расчету. Нужно предварительно заключить договор с компанией. А при заказе предупреждайте диспетчера, что оплата будет по безналу.
Нужен чек об оплате поездки – лучше предупредите диспетчера при заказе.
Заранее предупреждайте водителя через диспетчера о перевозке в такси животных. У водителя или его домашних может быть аллергия. А некоторые водители просто с большим трепетом относятся к своему авто.
Забыли вещи в такси? Найти машину можно через диспетчерскую службу. Главное – помнить телефон и адрес, с которого вы вызывали машину.