Автодилеры ждут «валютных» клиентов. 21.by

Автодилеры ждут «валютных» клиентов

01.06.2011 20:34 — Новости Авто |  
Размер текста:
A
A
A

Источник материала:


Коллаж images.thetruthaboutcars.com

Похоже, Нацбанк буквально воспринял призыв Александра Лукашенко идти за валютой «на рынок» и послал туда белорусов. Минувшая неделя ознаменовалась легализацией наличной валюты в разных сферах автомобильного бизнеса, что должно поддержать упавший спрос.

24 мая Нацбанк разрешил принимать валюту на АЗС и других объектах придорожного сервиса. После 27 мая продавать новые автомобили за валюту могут автомобильные дилеры.

Осталось разрешить торговлю запчастями за валюту, в том числе через Интернет-магазины — легализовать де-факто существующие процессы. Ни для кого не секрет, что многие продавцы запчастей (равно как и СТО) всегда принимали наличную валюту в обход существующих правил. С началом финансового кризиса доллары и евро стали брать еще охотнее — некоторые торговцы предпочитают полностью уйти в «тень», отказываясь от рублевых расчетов вовсе либо выставляя заведомо невыгодный курс пересчета, защищаясь от девальвации.

В каком-то смысле, легализация валютных расчетов — лекарство от хаотического ценообразования, которое сложилось в автомобильной сфере из-за неопределенности курса белорусского рубля. Каждый оценивает свои товары и услуги с учетом того, по какой цене удалось купить валюту и по какой цене удастся продать вырученные рубли плюс «кризисная» накрутка за риск.

С началом валютного кризиса автомобильный рынок Беларуси погрузился в глубокую депрессию. Импортеры констатируют повышение цен на автомобили и запчасти в разы — в соответствии с курсом доллара/евро на межбанковском рынке. Резко упал и спрос: у некоторых дилерских компаний практически не осталось частных клиентов. Единичные автомобили покупают юридические лица, они же продолжают обслуживать свои автомобили на фирменных СТО, оплачивая резко подорожавшие запчасти. Теоретически, оживить стагнирующий авторынок и приподнять продажи машин может отмена  запрета на валютное кредитование физических лиц (введенного в июле 2009 года), но сомнительно, что Нацбанк решится на такой шаг — это ведь прямой отток валюты из оборота. К тому же валютные кредиты будут стимулировать спрос на импорт и в условиях нестабильного рубля и снижения доходов населения резко повысят риски для банковской сферы.

Снятие запрета на некоторые операции с валютой — очередной «привет» из 90-х, когда дилеры имели право продавать новые автомобили белорусам за доллары. Напомним, операции с наличной валютой между резидентами РБ были в целом запрещены еще в 1998-м году Положением Национального банка №51 «Об использовании наличной иностранной валюты на территории Республики Беларусь» (ныне утратило силу и заменено другим постановлением).

Однако если в конце 90-х с выходом на единый курс рубля теневой валютный рынок уже терял актуальность, то в Беларуси 2011-го он только набирает обороты. Если официально купить валюту крайне затруднительно, а власти говорят: «Хотите в Египет? Идите на рынок» — все и идут на черный рынок, в том числе и официальные импортеры, лишенные возможности покупать валюту на межбанке. Осталось только выдать этому рынку здание, юридический адрес и повесить вывеску на входе: «Черный рынок». Но активизация теневого валютного рынка вкупе с оттоком вкладов вытесняет из экономики банки, что уже невыгодно государству. И если активизация биржевого рынка и выход на единый курс пока недоступны, то лучше запустить работать внутри системы хотя бы ту наличную валюту, которая де-факто уже есть в стране.

Понятно, что если на наличном черном рынке доллар стоит 6000 рублей, а на безналичном (и то полулегально) — 9000, то покупателям выгоднее нести в автосалоны «живые» доллары, а не рубли, которые будут пересчитаны дилером по взятому с потолка межбанка безналичному курсу.

Поэтому автомобильные дилеры настроены оптимистично. После тревожного апреля, когда валютный кризис придушил торговлю на треть, и совершенно «черного» мая, когда продажи стали единичными, теперь уже любое послабление воспринимается на ура. Как выяснили «EJ:Автомобили», в дилерском сообществе встретили решение Нацбанка с оптимизмом и надеются привлечь «валютных» клиентов, в том числе упростить себе работу с редкими, но вполне платежеспособными покупателями из России.

Людмила Шабанова, генеральный директор автомобильной ассоциации «БАА», некоммерческого объединения автомобильных импортеров Беларуси:

Новость хорошая. Но, как говорится, это хорошая старая новость. Если вы помните, дилеры когда-то уже продавали автомобили за иностранную валюту. Было время, когда можно было покупать как за валюту, так и за белорусские рубли.

 Я считаю, разрешить дилерам операции с валютой — это правильно. Все прекрасно знают, что автомобиль — товар долговременного пользования, на такие покупки люди откладывают деньги именно в валюте. И дилеры покупают машины на заводах за валюту. А уже потом начинаются фокусы — по какому курсу конвертировать валюту, как формировать цену, какую комиссию закладывать в прайс-лист. В случае снятия запрета все вернется к нормальной схеме. Если человек покупает машину за $15.000 — он будет уверен, что это именно пятнадцать тысяч, а не условная сумма в белорусских рублях по какому-то особенному, договорному курсу. Сейчас этой точной суммы может не быть: автомобили заказываются, но окончательную цену в рублях покупатель узнает только после прибытия машины в Минск.

Поэтому решение Нацбанка — очень разумное и поддержит официальный импорт. А это работа дилерских компаний, это добавленная стоимость, что гораздо лучше для государства, чем покупка машин за границей и вывоз валюты физлицами.

Павел Бельский, руководитель отдела продажи автомобилей «Автоцентра РМ Маркет» (дилер Opel):

— Появилась надежда на оживление рынка. Возможность заключать сделки в валюте поддержит тот платежеспособный спрос, который еще есть на рынке. Поэтому мы это можем только поприветствовать. В Беларуси есть и фирмы с валютой выручкой, и физлица со сбережениями в наличной валюте. Работа с такими клиентами для дилеров упростится, потому что отпадет необходимость в лишних «телодвижениях». Не нужно будет искать способы конвертации рублей в валюту по завышенному курсу. Однако подробностей пока нет, и мы будем ждать развития ситуации.   

Александр Бобко, PR-менеджер «Атлант-М Фарцойгхандель» (импортер Volkswagen):

— Мы приветствуем решение Нацбанка. Думаем, что рынок отреагирует в целом положительно и наши продажи возрастут. Возможность приобретения автомобилей за валюту позволит дилерам привлечь клиентов, которые имеют валютные сбережения и желают их выгодно вложить в покупку нового автомобиля. Подобное нововведение должно оживить рынок новых автомобилей. Мы надеемся, что следующим шагом станет снятие запрета на валютное кредитование для физлиц. Это было бы очень полезной мерой, поскольку уже сейчас рост ставки рефинансирования привел к повышению стоимости автокредитов в белорусских рублях до 18-19 процентов. С учетом инфляции и вероятного дальнейшего роста ставки рефинансирования коммерческие банки, естественно, не захотят быть в минусе и будут вынуждены поднять ставки по кредитам. Результатом может быть возврат к ситуации 1-1,5 годовой давности, когда ставки по автокредитам в белорусских рублях достигали 27-28%. Автоматически вариант кредитования под столь высокий процент станет невыгодным для наших клиентов. В то же время размер ставки по кредиту в валюте был бы существенно ниже.

 
Теги: Курсы валют, Новости
 
 
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
Похоже, Нацбанк буквально воспринял призыв Александра Лукашенко идти за валютой «на рынок» и послал туда белорусов. Минувшая неделя ознаменовалась легализацией...
 
 
 

РЕКЛАМА

Архив (Новости Авто)

РЕКЛАМА


Яндекс.Метрика