С 1 июля для граждан Беларуси фактически утрачивается смысл самостоятельно приобретать за границей и ввозить в страну легковые автомобили. В соответствии с договоренностями в рамках Таможенного союза, пошлины на ввоз автомобилей из третьих стран повысились для белорусов до уровня российских. Несложные расчеты дают неприятные результаты: при новых условиях импорта стоимость некоторых иномарок вырастет на 100 и более процентов.
Что произойдет 1 июля 2011 года, белорусские автомобилисты знали давно и успели подготовиться, совершая активные набеги на рынки близлежащих европейских стран. Таможенные службы едва успевали оформлять иномарки, ввозимые в страну.
Только за 4 месяца текущего года, по данным Белстат, в страну, благодаря физлицам, было ввезено 137 тысяч автомобилей или на 102% больше, чем за январь-апрель 2010 года. По данным МИД, за пять месяцев 2011 года импорт автомобилей в денежном выражении вырос на 934,9 млн. долларов.
За организацию автомобильного ажиотажа белорусы даже получили по шапке от Александра Лукашенко, обвинившего автолюбителей в выкачивании валюты из страны, что, по его мнению, отчасти стало причиной валютного кризиса. Только белорусы вряд ли испытывают угрызения совести по этому поводу. Ведь это власти подставили их, обменяв рост пошлин на некоторые преференции от Таможенного союза.
Лукашенко, правда, пообещал, что белорусы не будут ущербными в плане приобретения автомобилей.
«Ничего не хочу обещать, но не бывает безвыходных ситуаций. Найдем мы выход из этой ситуации. Мы проработаем с Россией разные варианты, и я в ближайшее время займусь этими вопросами. Вплоть до строительства у нас автомобильного завода».
При этом глава государства призвал не посыпать голову пеплом по причине значительного роста пошлин на ввоз автомобилей. «Богатый все равно купит и с пошлинами. А для людей среднего достатка, бедных мы подумаем, как выйти из этой ситуации. Выход найдем, я это гарантирую», — подчеркнул Лукашенко.
Но тем, кто не успел в период массового шухера купить подержанную иномарку, сейчас впору не только посыпать голову пеплом, но и рвать на себе волосы. Пошлина на автомобили выросла в два и более раз, а цена — на 100 и более процентов.
Tак, например, если стоимость растаможки автомобиля 2003 года с бензиновым двигателем объемом 2000 куб. см до сих пор составляла 800 евро, то по новым ставкам она будет равна 9600 евро. Что касается менее подержанных автомобилей (от 3 до 5 лет) с таким же объемом двигателя, то здесь ставка увеличится с 0,4 евро до 2,7 евро за один кубический сантиметр, а общая сумма пошлины возрастет с 800 до 5400 евро.
По словам специалиста по маркетингу компании «Автобай» Елены Ярмолицкой, автомобили старше 5 лет подорожают настолько, что их ввоз в Беларусь будет нецелесообразен. Также существенно подорожают автомобили с пробегом до 3 лет, ведь на них теперь предусмотрены адвалорные (установленные в процентах) таможенные ставки. В итоге, стоимость автомобиля после уплаты таможенных платежей возрастет фактически в 1,5 раза.
«Раскошелиться придется и любителям большеобъемных внедорожников, таможенные пошлины на которые будут превышать стоимость самого автомобиля. Так, к примеру, если в США можно приобрести Jeep Grand Cherokee 2008 года с объемом двигателя 4,7 л за 20 тысяч долларов, то растаможка на него составит 16 970 евро (до 1 июля 2011 года — 2820 евро).
Либо Chrysler 300C того же года с объемом двигателя 5,7 л, который можно приобрести в США за 23 тысячи долларов. Таможенная пошлина на него составит 20 520, но уже евро (до 1 июля 2011 года — 3420 евро)».
Фактически с сегодняшнего дня установлена таможенная блокада на импорт иномарок из третьих стран.
«Когда размер пошлины равен или превышает стоимость автомобиля, кому захочется совершать такую покупку?», — отмечает председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич.
По его оценке, ввоз автомобилей при новых условиях становится экономически нецелесообразным, если пошлина на него превышает планку в 4 тысяч евро.
«По курсу 4 тысячи евро — это почти 6 тысяч долларов. В последнее время автомобили стоимостью 6-7 тысяч долларов как раз занимали основную долю импорта всех автомобилей. При уплате пошлины стоимость такой машины вырастает в два раза — до 12-13 тысяч долларов. И какой смысл покупать по такой цене поддержанное авто, если за аналогичную сумму можно купить хороший и новый автомобиль и получить гарантию, а не кота в мешке?», — задается вопросом Сергей Михневич.
На его взгляд, не много шансов у белорусов и на то, чтобы самостоятельно ввозить и новые автомобили.
«Импортеры приобретают иномарки по заводским ценам и при растаможке платят 30% от стоимости. Физлица могут покупать машины у автодилеров только по розничным ценам, а они намного выше закупочных цен для импортеров. Кроме того, при растаможке физлицам придется платить почти 50% от розничной цены», — отмечает Сергей Михневич.
Елена Ярмолицкая полагает, что в новых таможенных условиях наиболее привлекательными для ввоза в Беларусь станут малолитражные (с объем двигателя до 1500 куб. см) автомобили в возрасте до 5 лет. Их стоимость с учетом растаможки вырастет в среднем на 20-25%. Одни из наиболее популярных представителей данного сегмента автомобилей — Toyota Yaris, Honda Civiс Hybride, Citroen C3.
«Вместе с тем, вряд ли откажутся от своих предпочтений автомобилисты, которые привыкли ездить на ML, X5 и FX35. Это объясняется тем, что удельный вес таможенных платежей с ростом цены на автомобиль снижается и на дорогие 3-5-летние автомобили составляет в среднем 22%».
При этом эксперт полагает, что со временем разница в ценах на автомобили в возрасте до и после 5 лет станет более существенной.
«Пригонять старые автомобили будет не выгодно вовсе, поэтому формирование цены на внутреннем рынке на такие автомобили будет происходить на основании спроса, текущей экономической ситуации в стране и платежеспособности населения. Цены на более свежие автомобили все же со временем подрастут, возможно, до уровня российских».
Новые условия ввоза автомобилей физлицами вне всякого сомнения на руку официальным автодилерам. У компаний появляется возможность постепенно наращивать объемы продаж новых автомобилей и поправить заметно пошатнувшееся из-за разных катаклизмов финансовое положение.
Впрочем, автодилеры обращают внимание, что более высокие пошлины на поддержанные автомобили и более низкие — на новые существуют в большинстве стран. То есть меры таможенного регулирования направлены на омоложение автомобильного парка страны.
«Объем импорта поддержанной техники во многих странах составляет несколько процентов. Более 90% — это новые ввезенные или новые произведенные автомобили. В Беларуси все наоборот. Например, в прошлом году из всех импортированных автомобилей около 95-97% были поддержанными», — констатирует Сергей Михневич.
С сегодняшнего дня ситуация начнет кардинально меняться, отмечает эксперт, и это окажется выгодно не только дилерам, но и автолюбителям.
Во-первых, по словам Михневича, новые автомобили намного эффективнее старых с точки зрения безопасности. Во-вторых, они экологичнее, наконец, в третьих — экономичнее как в части потребления топлива, так и в части обслуживания.
«Расходы по содержанию машины — один из ключевых факторов при выборе автомобиля. Новые автомобили расходуют топлива на 30-50% меньше, чем их предшественники десятилетней давности. Поэтому многие государства стимулируют производителей работать в направлении повышения экономичности. Ожидается, что подобные законодательные инициативы появятся и в Таможенном союзе», — подчеркнул Сергей Михневич.