Проблемы старого “железного коня”
19.01.2013
—
Новости Авто
|
По мере увеличения количества автомобилей на дорогах страны растет и угроза экологической безопасности Незабвенный Остап Бендер утверждал, что, “автомобиль — не роскошь, а средство передвижения”. Литературный герой Ильфа и Петрова, рожденный гением писателей в 30-е годы прошлого века, вряд ли мог знать, что вскоре автомобиль станет еще и одним из основных факторов загрязнения окружающей среды. Особенно в крупных городах, где машин не намного меньше, чем людей. О том, что делать, чтобы автомобили окончательно не превратились в могильщика природы и человека, сегодня наш разговор с экспертом и координатором проектов по отходам Центра экологических решений Анатолием Калачом.
— Похоже, да, хотя в наш век изобилия информации каждый должен знать, что вред окружающей среде наносят не только выхлопные газы, которые попадают в атмосферу при работе автомобиля, но и неутилизированные шины, аккумуляторы, отработанные масла, фильтры. По классификатору отходов аккумуляторы имеют самый высокий, первый класс опасности. Основные элементы свинцового аккумулятора — металл свинец и серная кислота. Свинец относится к очень токсичным веществам и при попадании в организм может накапливаться и вызывать трудноизлечимые заболевания. Серная кислота, если проливается на землю, выжигает все живое, и на этом месте несколько лет ничего не растет. Столь же вредны для природы и человека и смазочные масла, в которых в ходе эксплуатации автомобиля могут накапливаться как тяжелые металлы, так и другие вредные вещества, в том числе и канцерогенные. Растет количество машин на наших дорогах — растет и потенциальная угроза экологии. С другой стороны, сегодня во всем мире старый автомобиль и отработанные автомобильные расходные материалы давно уже рассматривают не только как отходы, но и как ценное вторичное сырье: автомобиль состоит из металла (68%), пластика (9%), алюминия (6%), резины (4%), краски, шпаклевки, клея (3%), стекла (3%), цинка, меди, свинца (2%), жидкости (1%), текстиля (1%). Почти все эти материалы подлежат переработке. И получение из них нового сырья выгодно, поскольку обходится дешевле.
— Многие позиции в этом вопросе определены Указом Президента Республики Беларусь от 11 июля 2012 года № 313 “О некоторых вопросах обращения с отходами потребления”, в котором вводится такое понятие, как “расширенная ответственность производителя”, и который стал хорошей базой для решения проблемы утилизации старых авто и использованных запчастей. Фактически мы начинаем реализацию подходов по решению проблемы утилизации отходов, принятых в ЕС. Сущность концепции “расширенной ответственности производителя”, впервые принятой в Швеции, заключается в том, что производители товаров (импортеры товаров, если осуществляется их ввоз в страну) обязаны нести ответственность за произведенные товары по окончании их жизненного цикла, то есть за отходы, которыми являются сами товары после их потребления. Виды ответственности производителей товаров различны: физическая — обязаны обеспечить сбор отходов, экономическая — обязаны платить кому-либо за сбор и переработку отходов и др. В европейских странах расширенная ответственность производителя началась с возложения ответственности на производителей пластмассовой упаковки. Теперь такая ответственность установлена в отношении производителей бытовой техники, элементов питания и других товаров. Кроме того, в соответствии с указом Министерство жилищно-коммунального хозяйства создало специальную некоммерческую государственную организацию — оператора в сфере обращения с вторичными материальными ресурсами. Эта организация и должна осуществлять координацию деятельности по работе с определенным перечнем продукции, которая подпала, в соответствии с указом, под расширенную ответственность производителя.
— В общем, пошел, но хотелось бы, чтобы он шел быстрее, поскольку подвижки есть в столице, областных центрах и некоторых других городах, но в большинстве районов воз проблем и ныне там. И речь идет прежде всего об автолюбителях, потому что на предприятиях, где эксплуатируется грузовой и легковой автотранспорт, эти проблемы в целом решены. В Минске, например, автолюбители благодаря довольно широкой рекламе в курсе, куда сдать отработанный аккумулятор. За утилизацию старых шин, которые поменяли на СТО, ответственность несет станция техобслуживания, по отработанному маслу и тормозной жидкости — также. Для станции техобслуживания отработанные масло, тормозная жидкость и шины в этом случае становятся отходами производства. В столице ЖЭСы бесплатно, по заявке владельца авто, снятого с учета в ГАИ, помогают отправлять старую машину на переработку. Но если автолюбитель сам меняет масло или шины, то весьма вероятно, что масло будет просто слито на землю, а шины выброшены на стихийной свалке на подходящем пустыре. А о негативных последствиях люди стараются не думать. Ведь даже не во всех гаражных кооперативах можно найти специальные бочки для слива отработанного масла, а большинство столичных организаций, которые утилизируют шины, практически с частными лицами не работают. Самый логичный выход из ситуации — создание на СТО и АЗС площадок, где автомобилисты могли бы оставлять отработанные “расходники”, а специальные организации их там собирали и утилизировали. К сожалению, пока эта идея не нашла поддержки. К тому же самих специальных организаций, которые утилизировали бы автохлам, мало, а в глубинке их просто нет. Процесс утилизации автомобилей и отработанных материалов с точки зрения технологии весьма сложен и требует спецоборудования, а значит, дополнительных денежных вложений. И чем более эффективна и безопасна технология переработки, тем она дороже. Но важно, что ситуация, хотя и медленно, все же меняется.
Чтобы разместить новость на сайте или в блоге скопируйте код:
На вашем ресурсе это будет выглядеть так
По мере увеличения количества автомобилей на дорогах страны растет и угроза экологической безопасности |
|